Русск.язык (1)

МШilЦЦШIАJIЬНОЕ БЮЛКЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖШНИЕ
{ОIШЛЕЗНОДОРОЖНЕНСКАЯ СРЕШЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГРИГОРЕНКО БОРИСА ФЁДОРOВИIIА>)
БАХЧИСАРДЙСКОГО РДЙОНД РЕСIТ}.БЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО

СОГЛАСОВАНО
Залtеститель директора по

увр

шмо

Е.В.Сошенкова

протоко"ш Nэ 4

от

срсдня,

29 августа 2023

30 августа 2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Русекий язык

УЧИТЕЛЪ

СЕРЕДА ИРИНА ИГОРЕВНА

КАТЕГОРИlI

СЗД

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:

ГО{:

ВСЕГО ЗА

клАсс
УРоВЕНЬ

района

ки Крым

Ермолина
Наталья
Николаев
на

N9 271
Подписан: Ермолина Наталья
Николаевна
DN: C=RU, OU=Директор, O="
МБОУ ""Железнодорожненское
СОШ""", CN=Ермолина Наталья
Николаевна,
E=Jeldor2012@mail.ru
Основание: мною рассмотрен
этот документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2023.09.19 11:25:17+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

в неделю 5 часов

170 часов

2
оБЩЕГО

оБРАЗоВАНИЯ:

начаJтьное

общее

образование

срок рЕАлизАции прогрАммы, учЕБныЙ гоfi: 20ж-2а24
сос,тАвлЕНА

в соответствии с приказом Минпросвещения России от З1.05.2021 J\b286

(с изменениями от l8.a7"2022 Ns 569). (Об утверждеЕии федера.rrьного государствеtIЕого
образовательного стандарта начаJIьного общего образования> (1-4 классы); федера;rьной
образовате:tьноЙ проlраммы начаJIьIIого общего образования> (далее
ФоП ооо)
[рограI\,{мОй
начатьНого
сrбщеГо
образованиr{ по русскому языку для 1федеральНой рабочеЙ
4 классов образоватеJIьньD( организаций
Учебное пособие: кРусский язык) ,2 класс (1,2 часть) Канакина В.П., Горецкий В.Г. и ДР.,
Издательство кПросвещение>, 20tr 4
с.Железнодорожное

2аzз

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область
«Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы
начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по
учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое
значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения
предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут
фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут
востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения
извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной
учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса
обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во
многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной
грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая,
коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных
возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в
различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации
обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует
формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и
других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые
средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов,
мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в
обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует
формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося
непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры,
пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами
являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.

2

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных
духовно­нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства
общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры
человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование,
говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского
языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных
единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в
речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических,
лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,
пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию
с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению
системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал
призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и
пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение
практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков
использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил
речевого этикета в процессе устного и письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с
учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов в неделю в
каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной
культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства
России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ.

3

Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение
ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и гласного звука [и], твёрдых
и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные
звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков,
функции букв е, ё, ю, я (повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твёрдости ‑ мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости ‑ глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный ‑ согласный; гласный ударный ‑
безударный; согласный твёрдый ‑ мягкий, парный ‑ непарный; согласный звонкий ‑
глухой, парный ‑ непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине
слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале
слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац
(красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).
Орфоэпия[4]
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов
(орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее
представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение
значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки
однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые
случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью
окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»),
употребление в речи.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и
другие), употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?»,
«какое?», «какие?»), употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в,

4

на, из, без, над, до, у, о, об и другое.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от
слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое
ударение).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные,
побудительные предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и
невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии
людей, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со
строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн
(повторение правил правописания, изученных в 1 классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование
орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова.
Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
разделительный мягкий знак;
сочетания чт, щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника);
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички
животных, географические названия;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для
эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для
выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и другое). Практическое овладение диалогической формой
речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и
бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного
рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема
текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам.
Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным
порядком предложений и абзацев.

5

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное
ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе
информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением
правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с опорой на
вопросы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
 осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
текстами на уроках русского языка;
 проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на
основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно­этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе
отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
 осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
 признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния
и чувств;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:

6



уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
 стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского
языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся
в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм
речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес
к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с
которыми идёт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
 неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира;
 познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению
русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
 сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная
принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое);
устанавливать аналогии языковых единиц;
 объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
 определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков,
частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
 находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм

7

действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные
операции при анализе языковых единиц;
 выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи
на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;
 устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
 сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
целесообразный (на основе предложенных критериев);
 проводить
по
предложенному
плану
несложное
лингвистическое
мини­исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов
проведённого
наблюдения
за
языковым
материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя
вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
 выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
 согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
 соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
 анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;

8



проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалоги и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование)
в соответствии с речевой ситуацией;
 готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой
работы, о результатах наблюдения, выполненного мини­исследования,
проектного задания;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
 устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
 соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
 находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
 сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;
 выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 КЛАСС

9

К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
 осознавать язык как основное средство общения;
 характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам:
согласный парный (непарный) по твёрдости (мягкости); согласный парный
(непарный) по звонкости (глухости);
 определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том числе слова
со стечением согласных);
 устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе с
учётом функций букв е, ё, ю, я;
 обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине
слова;
 находить однокоренные слова;
 выделять в слове корень (простые случаи);
 выделять в слове окончание;
 выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их
значения и уточнять значение по учебным словарям; выявлять случаи
употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);
 распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
 распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и
другие;
 распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?»,
«какие?»;
 определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной
окраске;
 находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
 применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт;
щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и
глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень
слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах,
отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный
мягкий знак;
 правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения,
тексты объёмом не более 50 слов;
 писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения,
тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания;
 находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
 пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
 строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4 предложения
на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм,
правильной интонации;
 формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и
письменно (1-2 предложения);

10







составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по
вопросам;
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с
опорой на вопросы;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать
изученные понятия в процессе решения учебных задач.

11

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8

Наименование разделов и тем
программы

Общие сведения о языке
Фонетика и графика
Лексика
Состав слова
Морфология
Синтаксис
Орфография и пунктуация
Развитие речи
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Всего

1
6
10
14
19
8
50
30
32
170

Контрольные
работы

Практические
работы

0
0
0
1
2
1

0
0
2
1
1
0
6
0
0

5
1

2
12

10

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8

12

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Количество часов
№
Тема урока
Контрольные
п/п
Всего
работы

1

2

3

4

5
6
7

Язык как явление
национальной культуры.
Многообразие языкового
пространства России и
мира
Различение звуков и букв.
Различение ударных и
безударных гласных
звуков
Парные и непарные по
твёрдости - мягкости
согласные звуки
Гласные после шипящих
в сочетаниях жи, ши (в
положении под
ударением)
Гласные после шипящих
в сочетаниях ча, ща, чу,
щу
Сочетания чк, чн, чт, щн,
нч
Парные и непарные по
звонкости - глухости
согласные звуки

1

Практические
работы

Дата
изучения
план

1
неделя
01.0908.09

Дата
изучения
факт

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
https://m.edsoo.ru/7f410de8

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
1
1

2 неделя
11.0915.09

https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8

13

8
9
10
11

12

13

14
15
16
17

18
19

Повторение алгоритма
списывания текста
Функции мягкого знака
Использование на письме
разделительных ъ и ь
Правописание слов с
разделительным мягким
знаком
Отработка правописания
слов с разделительным
мягким знаком
Отработка правописания
слов с разделительным
мягким знаком и другими
изученными
орфограммами
Деление слов на слоги.
Использование знания
алфавита при работе со
словарями
Перенос слов по слогам
Перенос слов по слогам:
закрепление
Резервный урок по
разделу фонетика: учимся
характеризовать звуки
Резервный урок по
разделу фонетика:
различаем звуки и буквы
Диктант на изученные

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
1
3 неделя
18.0922.09

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
1
4 неделя
25.0929.09

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
1

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

14

20

21

22

23
24
25

26
27
28

правила (гласные после
шипящих, сочетания чк,
чн, чт)
Выбор языковых средств
для ответа на заданный
вопрос
Выбор языковых средств
для выражения
собственного мнения
Выбор языковых средств
для ведения разговора:
начать, поддержать,
закончить разговор,
привлечь внимание и т. п.
Предложение как
единица языка
Восклицательные и
невосклицательные
предложения
Виды предложений по
цели высказывания
Повествовательные,
вопросительные,
побудительные
предложения
Предложение и слово
Наблюдение за
выделением в устной
речи одного из слов
предложения (логическое

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
5 неделя
02.1006.10

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
6 неделя
09.1013.10

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

15

29
30
31

32

33
34
35

36

37
38
39

ударение)
Связь слов в
предложении
Предложение:
систематизация знаний
Резервный урок по
разделу синтаксис: связь
слов в предложении
Резервный урок по
разделу синтаксис:
установление связи слов в
предложении
Диктант на изученные
правила (безударные
гласные в корне слова)
Работа над ошибками,
допущенными в диктанте
Диалогическая форма
речи
Умение договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности при
проведении парной и
групповой работы
Окончание как
изменяемая часть слова
Изменение формы слова с
помощью окончания
Различение изменяемых и

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
7 неделя
16.1020.10

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

1

1
1
1

1

8 неделя
23.1027.10

https://m.edsoo.ru/7f410de8

https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8

16

40

41

42
43
44
45
46

47

48
49
50

неизменяемых слов
Однокоренные
(родственные) слова.
Корень слова
Признаки однокоренных
(родственных) слов.
Корень слова
Составление устного
рассказа по репродукции
картины
Корень как часть слова
Корень как общая часть
родственных слов
Единообразное написание
гласных в корне
Обозначение буквой
безударного гласного
звука в корне слова
Способы проверки
написания буквы,
обозначающей
безударный гласный звук
в корне слова
Списывание текста.
Словарный диктант
Корень слова: обобщение
знаний
Правописание слов с
безударным гласным
звуком в корне

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
9 неделя
07.1110.11

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
10 неделя
13.1117.11

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

1
1

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

17

51

52

53

54

55

56

57

58

59

Правописание слов с
безударным гласным
звуком в корне:
закрепление
Объяснительный диктант:
учимся обозначать
безударные гласные в
корне слова
Непроверяемые гласные в
корне слова
Правописание слов с
проверяемыми и
непроверяемыми
безударными гласными в
корне слова
Обозначение парных по
звонкости-глухости
согласных в корне слова
Правописание слов с
парным по звонкостиглухости согласным в
корне слова
Способы проверки
согласных в корне слова
Отработка правописания
слов с парным по
глухости звонкости
согласным в корне слова
Учимся писать буквы
согласных в корне слова

1

11 неделя
20.1124.11

https://m.edsoo.ru/7f410de8

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

1

1

12 неделя
27.1101.12

https://m.edsoo.ru/7f410de8

https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

18

60
61
62
63

64

65

66
67

Объяснительный диктант:
учимся писать буквы
согласных в корне слова
Суффикс как часть слова
Суффикс как часть слова:
наблюдение за значением
Списывание текста.
Словарный диктант
Орфографическая
зоркость как осознание
места возможного
возникновения
орфографической
ошибки: наблюдение за
правописанием
суффиксов имён
существительных
Орфографическая
зоркость как осознание
места возможного
возникновения
орфографической
ошибки: наблюдение за
правописанием
суффиксов имён
прилагательных
Приставка как часть
слова (наблюдение)
Орфографическая
зоркость как осознание
места возможного

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
13 неделя
04.1208.12

1
1
1

https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

1
1

14 неделя
11.1215.12

https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8

19

68

69
70
71

72

73
74

75
76
77

возникновения
орфографической
ошибки: наблюдение за
правописанием приставок
Различные способы
решения
орфографической задачи
в зависимости от места
орфограммы в слове
Роль суффиксов и
приставок
Состав слова:
систематизация знаний
Состав слова: обобщение
Отработка способов
решения
орфографической задачи
в зависимости от места
орфограммы в слове
Знакомство с жанром
поздравления
Учимся писать буквы
гласных и согласных в
корне слова
Диктант на изученные
орфограммы в корне
слова
Работа над ошибками,
допущенными в диктанте
Резервный урок по

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
15 неделя
18.1222.12

1

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
1
1

1
16 неделя
25.1228.12

https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8

20

78

79

80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90

разделу состав слова:
корни с чередованием
согласных снег/снеж,
бег/беж, пух/пуш,
сапог/сапож и др.
Резервный урок по
разделу состав слова: как
образуются слова
Резервный урок по
разделу состав слова:
нулевое окончание
(наблюдение)
Списывание текста.
Словарный диктант
Составление устного
рассказа по репродукции
картины
Слово и его значение
Значение слова в словаре
Однозначные и
многозначные слова
Значение слова в словаре
и тексте
Многозначные слова.
Прямое и переносное
значение слова
Синонимы
Синонимы в тексте
Антонимы
Наблюдение за

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

1
1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
17 неделя
09.0112.01

https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
1
1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
1
1
1
1
1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

18 неделя
15.0119.01

https://m.edsoo.ru/7f410de8

https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8

21

91

92

93
94
95
96
97

98

99
100
101
102

использованием
антонимов
Обобщение знаний по
разделу «Лексика»
Резервный урок по
разделу лексика:
работаем с толковым
словарем
Резервный урок по
разделу лексика:
проверочная работа
Резервный урок по
разделу лексика
Диктант на изученные
правила (орфограммы
корня)
Работа над ошибками,
допущенными в диктанте
Текст
Признаки текста:
смысловое единство
предложений в тексте;
последовательность
предложений в тексте;
выражение в тексте
законченной мысли
Тема текста
Основная мысль
Заглавие текста
Подбор заголовков к

19 неделя
22.0126.01

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
1
1

1
20 неделя
29.0102.02

https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

1
1
1
1

21 неделя
05.02-

https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8

22

103

104
105
106

107

108

109

110

111

предложенным текстам.
Отработка умения
подбирать заголовки к
предложенным текстам
Отработка правописания
слов с орфограммами в
значимых частях слов
Последовательность
частей текста (абзацев).
Корректирование текстов
с нарушенным порядком
предложений
Отработка умения
корректировать тексты с
нарушенным порядком
предложений
Корректирование текстов
с нарушенным порядком
абзацев
Отработка умения
корректировать тексты с
нарушенным порядком
абзацев
Подробное изложение
повествовательного
текста объёмом 30—45
слов с опорой на вопросы
Повторение
правописания слов с
орфограммами в

09.02
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
22 неделя
12.0216.02

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

1

23 неделя
19.0222.02

https://m.edsoo.ru/7f410de8

23

112
113
114
115
116
117
118

119

120

121

122

значимых частях слов
Имя существительное как
часть речи
Имя существительное:
значение
Употребление прописной
и строчной буквы
Имя существительное :
вопросы («кто?», «что?»),
Имя существительное:
изменение по числам
Число имён
существительных
Имя существительное:
употребление в речи
Прописная буква в
именах собственных:
имена, фамилии, отчества
людей, клички животных
Прописная буква в
именах собственных:
географические названия
Объяснительный диктант
на изученные правила
(орфограммы корня,
прописная буква и др.)
Составление устного
рассказа с опорой на
личные наблюдения и
вопросы

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
1

24 неделя
26.0201.03

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

1

25 неделя
04.0307.03

https://m.edsoo.ru/7f410de8

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

24

123
124
125

126
127
128

129

130
131
132
133
134

135

Глагол как часть речи
Глагол: значение
Глагол: вопросы «что
делать?», «что сделать?»
и др.
Единственное и
множественное число
глаголов
Контрольный диктант
Обобщение знаний о
глаголе
Подробное изложение
повествовательного
текста объёмом 30—45
слов с опорой на вопросы
Имя прилагательное как
часть речи
Имя прилагательное:
значение
Связь имени
прилагательного с
именем существительным
Обобщение знаний об
имени прилагательном
Предлог. Отличие
предлогов от приставок
Наиболее
распространённые
предлоги: в, на, из, без,
над, до, у, о, об и др.

https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
1
1
26 неделя
11.0315.03

1
1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
1

27 неделя
25.0329.03

https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
1
1

https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

25

136

137

138
139
140

141

142

143

144
145

Раздельное написание
предлогов с именами
существительными
Раздельное написание
предлогов с именами
существительными:
закрепление
Части речи:
систематизация знаний
Части речи: обобщение
Правописание слов с
орфограммами в
значимых частях слов:
систематизация
Резервный урок по
разделу морфология:
части речи
Резервный урок по
разделу морфология:
изменение по числам
имен существительных
Резервный урок по
разделу морфология: роль
имён существительных в
тексте
Резервный урок по
разделу морфология: роль
глаголов в тексте
Резервный урок по
разделу морфология: роль

1

28 неделя
01.0405.04

https://m.edsoo.ru/7f410de8

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
1

1

29 неделя
08.0412.04

https://m.edsoo.ru/7f410de8

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

26

146

147

148
149
150
151
152
153
154
155

156

имён прилагательных в
тексте
Резервный урок по
разделу морфология:
выполняем проектное
задание
Резервный урок по
разделу морфология:
выполняем проектное
задание
Правописание слов с
орфограммами в
значимых частях слов:
обобщение
Текст-описание
Особенности текстовописаний
Текст-повествование
Особенности текстовповествований
Различение текстовописаний и текстовповествований
Текст-рассуждение
Особенности текстоврассуждений.
Проверочная работа.
Тест.
Резервный урок по
разделу развитие речи:

30 неделя
15.0419.04

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
1
31 неделя
22.0427.04

1
1

https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
1

1

1
32 неделя
02.05-

https://m.edsoo.ru/7f410de8

27

157

158

159

160

161

162

163

164

составляем план текста
Резервный урок по
разделу развитие речи:
составляем план текста
Резервный урок по
разделу развитие речи:
пишем текст по
предложенному плану
Резервный урок по
разделу развитие речи:
учимся сочинять текстописание
Резервный урок по
разделу развитие речи:
учимся сочинять текстповествование
Резервный урок по
разделу развитие речи:
учимся сочинять текстрассуждение
Резервный урок по
разделу развитие речи:
подробное изложение
текста
Резервный урок по
разделу развитие речи:
проверочная работа
Резервный урок по
разделу орфография:
отработка орфограмм,
вызывающих трудности

10.05
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
33 неделя
13.0517.05

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

28

Резервный урок по
разделу орфография:
165
отработка орфограмм,
вызывающих трудности.
Проверочная работа.
Резервный урок по
разделу орфография:
166
отработка орфограмм,
вызывающих трудности
Резервный урок по
разделу орфография:
167
отработка орфограмм,
вызывающих трудности
Резервный урок по
разделу орфография:
168
отработка орфограмм,
вызывающих трудности
Резервный урок по
169
разделу орфография:
Резервный урок по
170
разделу орфография:
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

1

34 неделя
20.0524.05

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

https://m.edsoo.ru/7f410de8

1
170

12

10

29

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Учебное пособие: Русский язык (в 2 частях), 2 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г. и
др., «Издательство «Просвещение», 2014

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
https://infourok.ru/
https://ped-kopilka.ru/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://m.edsoo.ru/7f410de8

Лист корректировки рабочей программы
Предмет________________________________________ класс___________________
Ф.И.О. учителя____________________________________________________________
Четверть*
*

Количество
проведенных
уроков в
соответствии
с КТП
по
по
план факт
у
у

Причина
несоответстви
я

Корректирующи
е мероприятия*

Даты
резервных или
дополнительны
х уроков

Итого
проведен
о
уроков

1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Итого за
учебный
год
Выводы о выполнении программы:
Учитель________________________ (__________________________)
подпись
Ф.И.О.
Примечания: за счет интенсификации учебного процесса (сокращения резервных часов
рабочих программ, часов, отведенных на обобщение, повторение и систематизацию учебного
материала, слияния близких по содержанию тем уроков, использование блочно-модульной
системы занятий, самообразования учащихся и т.п.) или проведения дополнительных уроков
(даты этих уроков указываются в соответствующих ячейках справа.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».