РП биология, 6 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГРИГОРЕНКО БОРИСА ФЕДОРОВИЧА»
БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Руководитель ШМО
________О.В. Дубинюк
протокол №4
от «29» августа 2024г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
__________ Е.В. Сошенкова
30» августа 2024г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
Н.Н. Ермолина
приказ от 30.08.2024
№ Ермолина
276 Наталья
Подписан:

Ермолина
Наталья
Николаевн
а

Николаевна
DN: C=RU, OU=Директор, O="
МБОУ ""Железнодорожненское
СОШ""", CN=Ермолина Наталья
Николаевна, E=Jeldor2012@mail.ru
Основание: мною рассмотрен этот
документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2024.09.04 16:14:08+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

Рабочая программа
Биология
УЧИТЕЛЬ Скуратова Ирина Владимировна
КАТЕГОРИЯ

СЗД

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ в неделю 2 часа
ВСЕГО ЗА ГОД 68 часов
КЛАСС 6
УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: основное общее образование
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, УЧЕБНЫЙ ГОД: 2024-2025
СОСТАВЛЕНА в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденным Приказом
Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 (с изменениями от 08.11.2022 № 955); Федеральной
рабочей программой основного общего образования по биологии для 5-9 классов
общеобразовательных организаций (базовый уровень)
Учебник: Биология: 5-6-е классы: учебник / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова,
З.Г. Гапонюк; под ред. В.В. Пасечника. – 12-е изд., стер. - Москва: Просвещение, 2022. –
224 с.: ил. – (Линия жизни).

с. Железнодорожное
2024

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной
рабочей программы воспитания.
Программа по биологии направлена на формирование естественно-научной
грамотности обучающихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В
программе по биологии учитываются возможности учебного предмета в реализации
требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам
обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных
предметов на уровне основного общего образования.
В программе по биологии определяются основные цели изучения биологии на уровне
основного общего образования, планируемые результаты освоения программы по
биологии: личностные, метапредметные, предметные. Предметные планируемые
результаты даны для каждого года изучения биологии.
Биология развивает представления о познаваемости живой природы и методах её
познания, позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их
получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях.
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных
принципов человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической
культуры, здорового образа жизни.
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:
формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности
биологических систем разного уровня организации;
формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности
организма человека, условиях сохранения его здоровья;
формирование умений применять методы биологической науки для изучения
биологических систем, в том числе организма человека;
формирование умений использовать информацию о современных достижениях в
области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и
жизнедеятельности собственного организма;
формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей,
значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия
деятельности человека в природе;
формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и
охраны окружающей среды.
Достижение целей программы по биологии обеспечивается решением следующих
задач:
приобретение обучающимися знаний о живой природе, закономерностях строения,
жизнедеятельности и средообразующей роли организмов, человеке как биосоциальном
существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей;
овладение умениями проводить исследования с использованием биологического
оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;
освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных
достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;
воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению
собственного здоровья и охраны окружающей среды.

3

Общее число часов, отведенных для изучения биологии, составляет в 6 классе – 68
часов (2 часа в неделю).
Предлагаемый в программе по биологии перечень лабораторных и практических
работ является рекомендательным, учитель делает выбор проведения лабораторных работ
и опытов с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, списка
экспериментальных заданий, предлагаемых в рамках основного государственного экзамена
по биологии.

4

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
6 КЛАСС
1. Растительный организм
Ботаника – наука о растениях. Разделы ботаники. Связь ботаники с другими науками
и техникой. Общие признаки растений.
Разнообразие растений. Уровни организации растительного организма. Высшие и
низшие растения. Споровые и семенные растения.
Растительная клетка. Изучение растительной клетки под световым микроскопом:
клеточная оболочка, ядро, цитоплазма (пластиды, митохондрии, вакуоли с клеточным
соком). Растительные ткани. Функции растительных тканей.
Органы и системы органов растений. Строение органов растительного организма, их
роль и связь между собой.
Лабораторные и практические работы.
Изучение микроскопического строения листа водного растения элодеи.
Изучение строения растительных тканей (использование микропрепаратов).
Изучение внешнего строения травянистого цветкового растения (на живых или
гербарных экземплярах растений): пастушья сумка, редька дикая, лютик едкий и другие
растения.
Обнаружение неорганических и органических веществ в растении.
Экскурсии или видеоэкскурсии.
Ознакомление в природе с цветковыми растениями.
2. Строение и многообразие покрытосеменных растений
Строение семян. Состав и строение семян.
Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней. Корень – орган
почвенного (минерального) питания. Корни и корневые системы. Внешнее и внутреннее
строение корня в связи с его функциями. Корневой чехлик. Зоны корня. Корневые волоски.
Рост корня. Поглощение корнями воды и минеральных веществ, необходимых растению
(корневое давление, осмос). Видоизменение корней.
Побег. Развитие побега из почки. Строение стебля. Внешнее и внутреннее строение
листа. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица. Их строение, биологическое
и хозяйственное значение. Побег и почки. Листорасположение и листовая мозаика.
Строение и функции листа. Простые и сложные листья. Видоизменения листьев.
Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями (кожица и устьица,
основная ткань листа, проводящие пучки). Лист – орган воздушного питания.
Строение и разнообразие цветков. Соцветия. Плоды. Типы плодов. Распространение
плодов и семян в природе.
Лабораторные и практические работы.
Изучение строения корневых систем (стержневой и мочковатой) на примере
гербарных экземпляров или живых растений.
Изучение микропрепарата клеток корня.
Ознакомление с внешним строением листьев и листорасположением (на комнатных
растениях).
Изучение строения вегетативных и генеративных почек (на примере сирени, тополя
и других растений).
Изучение микроскопического строения листа (на готовых микропрепаратах).
Рассматривание микроскопического строения ветки дерева (на готовом
микропрепарате).

5

Исследование строения корневища, клубня, луковицы.
Изучение строения цветков.
Ознакомление с различными типами соцветий.
Изучение строения семян двудольных растений.
Изучение строения семян однодольных растений.
3. Жизнедеятельность растительного организма
Обмен веществ у растений
Неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры,
углеводы, нуклеиновые кислоты, витамины и другие вещества) растения. Минеральное
питание растений. Удобрения.
Питание растения.
Поглощение корнями воды и минеральных веществ, необходимых растению
(корневое давление, осмос). Почва, её плодородие. Значение обработки почвы
(окучивание), внесения удобрений, прореживания проростков, полива для жизни
культурных растений. Гидропоника.
Фотосинтез. Лист – орган воздушного питания. Значение фотосинтеза в природе и в
жизни человека.
Дыхание растения.
Дыхание корня. Рыхление почвы для улучшения дыхания корней. Условия,
препятствующие дыханию корней. Лист как орган дыхания (устьичный аппарат).
Поступление в лист атмосферного воздуха. Сильная запылённость воздуха, как препятствие
для дыхания листьев. Стебель как орган дыхания (наличие устьиц в кожице, чечевичек).
Особенности дыхания растений. Взаимосвязь дыхания растения с фотосинтезом.
Транспорт веществ в растении.
Связь клеточного строения стебля с его функциями. Рост стебля в длину. Клеточное
строение стебля травянистого растения: кожица, проводящие пучки, основная ткань
(паренхима). Клеточное строение стебля древесного растения: кора (пробка, луб), камбий,
древесина и сердцевина. Рост стебля в толщину. Проводящие ткани корня. Транспорт воды
и минеральных веществ в растении (сосуды древесины) – восходящий ток. Испарение воды
через стебель и листья (транспирация). Регуляция испарения воды в растении. Влияние
внешних условий на испарение воды. Транспорт органических веществ в растении
(ситовидные трубки луба) – нисходящий ток. Перераспределение и запасание веществ в
растении. Выделение у растений. Листопад.
Рост и развитие растения.
Прорастание семян. Условия прорастания семян. Подготовка семян к посеву.
Развитие проростков.
Образовательные ткани. Конус нарастания побега, рост кончика корня. Верхушечный
и вставочный рост. Рост корня и стебля в толщину, камбий. Образование годичных колец у
древесных растений. Влияние фитогормонов на рост растения. Ростовые движения
растений. Развитие побега из почки.
Размножение растений и его значение. Семенное (генеративное) размножение
растений. Цветки и соцветия. Опыление. Перекрёстное опыление (ветром, животными,
водой) и самоопыление. Двойное оплодотворение. Наследование признаков обоих
растений.
Вегетативное размножение цветковых растений в природе. Вегетативное
размножение культурных растений. Клоны. Сохранение признаков материнского растения.
Хозяйственное значение вегетативного размножения.
Лабораторные и практические работы.

6

Наблюдение за ростом корня.
Наблюдение за ростом побега.
Определение возраста дерева по спилу.
Выявление передвижения воды и минеральных веществ по древесине.
Наблюдение процесса выделения кислорода на свету аквариумными растениями.
Изучение роли рыхления для дыхания корней.
Овладение приёмами вегетативного размножения растений (черенкование побегов,
черенкование листьев и другие) на примере комнатных растений (традесканция, сенполия,
бегония, сансевьера и другие растения).
Определение всхожести семян культурных растений и посев их в грунт.
Наблюдение за ростом и развитием цветкового растения в комнатных условиях (на
примере фасоли или посевного гороха).
Определение условий прорастания семян.

7

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования
должно обеспечить достижение следующих обучающимися личностных, метапредметных
и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по биологии основного общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в
части:
1) гражданского воспитания:
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении
исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
2) патриотического воспитания:
отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад
российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки;
3) духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм
экологической культуры;
понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и
биологии;
4) эстетического воспитания:
понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
природной среде;
сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным
состоянием;
6) трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, населенного пункта, края) биологической и экологической направленности,
интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области
окружающей среды;
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:

8

ориентация на современную систему научных представлений об основных
биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков
исследовательской деятельности;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
адекватная оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на
основании анализа биологической информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических
закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по биологии основного общего
образования, должны отражать овладение следующими универсальными учебными
действиями:
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов
(явлений);
устанавливать существенный признак классификации биологических объектов
(явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа;
с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях, предлагать критерии для
выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и
процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою
позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный
биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей биологических объектов между собой;

9

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
наблюдения и эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах.
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной
биологической задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями;
оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения
практических и лабораторных работ;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного биологического опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;

10

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;
овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта
обучающихся.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя
биологические знания;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний
об изучаемом биологическом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

11

признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,
устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по биологии к концу обучения в 6
классе:
характеризовать ботанику как биологическую науку, её разделы и связи с другими
науками и техникой;
приводить примеры вклада российских (в том числе В. В. Докучаев, К. А. Тимирязев,
С. Г. Навашин) и зарубежных учёных (в том числе Р. Гук, М. Мальпиги) в развитие наук о
растениях;
применять биологические термины и понятия (в том числе: ботаника, растительная
клетка, растительная ткань, органы растений, система органов растения: корень, побег
почка, лист, видоизменённые органы, цветок, плод, семя, растительный организм,
минеральное питание, фотосинтез, дыхание, рост, развитие, размножение, клон,
раздражимость) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
описывать строение и жизнедеятельность растительного организма (на примере
покрытосеменных или цветковых): поглощение воды и минеральное питание, фотосинтез,
дыхание, транспорт веществ, рост, размножение, развитие, связь строения вегетативных и
генеративных органов растений с их функциями;
различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений по заданному плану,
части растений по изображениям, схемам, моделям, муляжам, рельефным таблицам;
характеризовать признаки растений, уровни организации растительного организма,
части растений: клетки, ткани, органы, системы органов, организм;
сравнивать растительные ткани и органы растений между собой;
выполнять практические и лабораторные работы по морфологии и физиологии
растений, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и
временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и
инструментов цифровой лаборатории;
характеризовать процессы жизнедеятельности растений: поглощение воды и
минеральное питание, фотосинтез, дыхание, рост, развитие, способы естественного и
искусственного вегетативного размножения, семенное размножение (на примере
покрытосеменных, или цветковых);
выявлять причинно-следственные связи между строением и функциями тканей и
органов растений, строением и жизнедеятельностью растений;
классифицировать растения и их части по разным основаниям;
объяснять роль растений в природе и жизни человека: значение фотосинтеза в
природе и в жизни человека, биологическое и хозяйственное значение видоизменённых
побегов, хозяйственное значение вегетативного размножения;
применять полученные знания для выращивания и размножения культурных
растений;

12

использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями, описывать
растения и их части, ставить простейшие биологические опыты и эксперименты;
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным
оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во
внеурочной деятельности;
демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по
математике, географии, труду (технологии), предметов гуманитарного цикла, различными
видами искусства;
владеть приёмами работы с биологической информацией: формулировать основания
для извлечения и обобщения информации из двух источников, преобразовывать
информацию из одной знаковой системы в другую;
создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный аппарат
изучаемого раздела биологии.

13

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

1

Растительный
организм

2

Строение и
многообразие
покрытосеменны
х растений

3

Жизнедеятельнос
ть растительного
организма

4

Резервное время
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Количество часов
Всего

13

26

24

Контроль
ные работы

1

1

1

Практичес
кие работы

1.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4148d
0

4.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4148d
0

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4148d
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4148d
0

5

68

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

3

9

14

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

1

ТБ Ботаника –
наука о
растениях

2

Общие признаки
и уровни
организации
растительного
организма

3

Споровые и
семенные
растения. 1

4

Споровые и
семенные
растения.2

5

Растительная
клетка, ее
изучение.

6

Растительная
клетка, ее
изучение. ТБ
Лабораторная
работа №1
«Изучение
микроскопическ
ого строения
листа водного
растения элодеи»

1

7

Химический
состав клетки.

1

8

Химический
состав клетки.

1

Всего

Контрол
ьные
работы

Практичес
кие
работы

1

1

1

1

1

0.5

Дата
изуче
ния
(план)

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

02.0906.09

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d0af2

02.0906.09

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d0c82

09.0913.09

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d0de0

09.0913.09

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d0de0

16.0920.09

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d0fde

16.0920.09

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d0fde

23.0927.09
0.5

Дата
изуче
ния
(факт)

23.0927.09

15

ТБ Лабораторная
работа №2
«Обнаружение
неорганических
и органических
веществ в
растении»
9

Жизнедеятельно
сть клетки

10

Растительные
ткани, их
функции.

11

Растительные
ткани, их
функции. ТБ
Лабораторная
работа №3
«Изучение
строения
растительных
тканей
(использование
микропрепаратов
)»

12

Обобщение и
повторение по
теме
«Растительный
организм»

1

13

Контрольная
работа №1 по
теме
«Растительный
организм»

1

30.0904.10

1

1

1

0.5

30.0904.10

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d115a

07.1011.10

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d115a

07.1011.10

14.1018.10

1

14

Органы
растений.

1

15

Органы
растений. ТБ

1

0.5

14.1018.10

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d12ae

21.1025.10

Библиотека
ЦОК

16

Лабораторная
работа №4
«Изучение
внешнего
строения
травянистого
цветкового
растения (на
живых или
гербарных
экземплярах
растений):
пастушья сумка,
редька дикая,
лютик едкий и
другие растения»

16

Строение семян.

17

Строение семян.
ТБ
Лабораторная
работа №5
«Изучение
строения семян
однодольных и
двудольных
растений»

18

Виды корней и
типы корневых
систем. 1

19

Виды корней и
типы корневых
систем. 2

20

Виды корней и
типы корневых
систем. ТБ
Лабораторная

https://m.edsoo.r
u/863d12ae

21.1025.10

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d3cca

05.1108.11

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d3cca

05.1108.11

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d1402

1

11.1115.11

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d1402

1

11.1115.11

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d1402

1

1

0.5

1

0.5

17

работа №6
«Изучение
строения
корневых систем
(стержневой и
мочковатой) на
примере
гербарных
экземпляров или
живых растений.
Изучение
микропрепарата
клеток корня»

21

Видоизменение
корней

22

Побег. Развитие
побега из почки.

23

Побег. Развитие
побега из почки.
ТБ
Лабораторная
работа №7
«Изучение
строения
вегетативных и
генеративных
почек (на
примере сирени,
тополя и других
растений)»

1

1

1

24

Строение стебля.

1

25

Строение стебля.
ТБ
Лабораторная

1

0.5

0.5

18.1122.11

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d197a

18.1122.11

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d1c90

25.1129.11

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d1c90

25.1129.11

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d28ca

02.1206.12

Библиотека
ЦОК

18

26

27

28

работа №8
«Рассматривание
микроскопическ
ого строения
ветки дерева (на
готовом
микропрепарате)
»

https://m.edsoo.r
u/863d28ca

Внешнее и
внутреннее
строение листа. 1

02.1206.12

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d1e98

09.1213.12

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d1e98

09.1213.12

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d1e98

16.1220.12

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d2c08

16.1220.12

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d2c08

Внешнее и
внутреннее
строение листа. 2
Внешнее и
внутреннее
строение листа.
ТБ Лабораторная
работа №9
«Ознакомление с
внешним
строением
листьев и
листорасположен
ием (на
комнатных
растениях)».

29

Видоизменения
побегов.

30

Видоизменения
побегов. ТБ
Лабораторная
работа №10
«Исследование
строения
корневища,

1

1

1

0.5

1

1

0.5

19

клубня,
луковицы»

31

Строение и
разнообразие
цветков.

32

Строение и
разнообразие
цветков. ТБ
Лабораторная
работа №11
«Изучение
строения
цветков»

33

ТБ Соцветия.

34

Соцветия. ТБ
Лабораторная
работа №12
«Ознакомление с
различными
типами
соцветий»

35

Плоды.1

1

1

0.5

1

1

1

0.5

23.1227.12

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d3842

23.1227.12

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d3842

13.0117.01

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d3842

13.0117.01

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d3842

20.0124.01

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d3b4e

20.0124.01

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d3b4e
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d3b4e

36

Плоды.2

37

Распространение
плодов и семян в
природе

1

27.0131.01

38

Обобщение и
повторение по
теме «Строение
и многообразие

1

27.0131.01

1

20

покрытосеменны
х растений»

39

Контрольная
работа №2 по
теме «Строение
и многообразие
покрытосеменны
х растений»

40

Обмен веществ у
растений

41

Минеральное
питание
растений.
Удобрения

42

Фотосинтез.

43

Фотосинтез. ТБ
Практическая
работа №1
«Наблюдение
процесса
выделения
кислорода на
свету
аквариумными
растениями»

44

Роль
фотосинтеза в
природе и жизни
человека

1

03.0207.02

1

1

1

1

1

0.5

1

45

Дыхание корня.

1

46

Дыхание корня.
ТБ Лабораторная
работа №13

1

0.5

03.0207.02

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d2550

10.0214.02

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d1b00

10.0214.02

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d2028

17.0221.02

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d2028

17.0221.02

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d2028

25.0228.02

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d21c2

25.0228.02

Библиотека
ЦОК

21

«Изучение роли
рыхления для
дыхания корней»

https://m.edsoo.r
u/863d21c2

47

Лист и стебель
как органы
дыхания

48

Транспорт
веществ в
растении.

49

Транспорт
веществ в
растении. ТБ
Практическая
работа №2
«Выявление
передвижения
воды и
минеральных
веществ по
древесине»

1

50

Выделение у
растений.
Листопад

1

51

Прорастание
семян.

52

Прорастание
семян. ТБ
Практическая
работа №3
«Определение
всхожести семян
культурных
растений и посев
их в грунт».
«Определение
условий

1

1

0.5

03.0307.03

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d2320

03.0307.03

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d2c08

11.0314.03

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d2c08

11.0314.03
17.0321.03

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d3cca

17.0321.03

1

0.5

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d3cca

22

прорастания
семян»

53

Рост и развитие
растения.

54

Рост и развитие
растения. ТБ
Практическая
работа №4
«Наблюдение за
ростом и
развитием
цветкового
растения в
комнатных
условиях (на
примере фасоли
или посевного
гороха)»

1

55

Размножение
растений и его
значение

1

56

Опыление.
Двойное
оплодотворение

57

Двойное
оплодотворение

58

Образование
плодов и семян

59

Вегетативное
размножение
растений. 1

24.0328.03

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d2fb4

24.0328.03

1

1

1

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d2fb4

0.5

07.0411.04

07.0411.04

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d3842

14.0418.04

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d3842

14.0418.04

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d39c8

22.0425.04

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d34d2

23

60

Вегетативное
размножение
растений. 2

61

Вегетативное
размножение
растений. ТБ
Практическая
работа №5
«Овладение
приёмами
вегетативного
размножения
растений
(черенкование
побегов,
черенкование
листьев и
другие) на
примере
комнатных
растений
(традесканция,
сенполия,
бегония,
сансевьера и
другие
растения)»

1

62

Обобщение
знаний о
строении и
жизнедеятельнос
ти растительного
организма

1

63

Контрольная
работа №3 по
теме
«Жизнедеятельн
ость
растительного
организма»

1

1

0.5

22.0425.04

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d34d2

28.0430.04

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/863d34d2

28.0430.04

1

05.0508.05

24

64

Обобщение и
повторение по
теме
«Растительный
организм»

1

05.0508.05

65

Обобщение и
повторение по
теме «Строение
и многообразие
покрытосеменны
х растений». 1

1

12.0516.05

66

Обобщение и
повторение по
теме «Строение
и многообразие
покрытосеменны
х растений». 2

1

12.0516.05

67

Обобщение
знаний о
строении и
жизнедеятельнос
ти растительного
организма. 1

1

19.0526.05

68

Обобщение
знаний о
строении и
жизнедеятельнос
ти растительного
организма. 2

1

19.0526.05

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

3

9

25

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Биология: 5-6-е классы: учебник / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г.
Гапонюк; под ред. В.В. Пасечника. – 12-е изд., стер. - Москва: Просвещение, 2022. –
224 с.: ил. – (Линия жизни).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Пасечник В.В.,Суматохин С.В.,Калинова Г.С. и др. Уроки биологии. 6 клас. УМК
"Линия жизни". В. В. Пасечник, 6 кл. Пособие для учителей и методистов, Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
Воронина Г.А., Иванова Т.В. Биология. Планируемые результаты. Система
заданий 5-9 классы. М.: Просвещение , 2015
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://www.yaklass.ru/
https://foxford.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».