РП ИЗО, 6 класс

Ермоли
на
Наталья
Николае
вна

Подписан: Ермолина
Наталья Николаевна
DN: C=RU, OU=Директор,
O="МБОУ ""
Железнодорожненское
СОШ""", CN=Ермолина
Наталья Николаевна,
E=Jeldor2012@mail.ru
Основание: мною
рассмотрен этот документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2024.09.06 11:47:
56+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа основного общего образования по изобразительному искусству
составлена на основе требований к освоению программы основного общего
образования, представленных в ФГОС ООО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Основная
цель
изобразительного
развития
искусства
–
визуальнопространственного мышления обучающихся как формы эмоциональноценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры.
Эффектное искусство имеет интегративный характер и включает в себя основы
разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики,
скульптуры, дизайна, текстуры, народного и декоративно-прикладного искусства,
фотографий, особенностей художественного изображения в зрелищных и экранных
искусствах. Важнейшими задачами программы по изобразительному искусству
являются активные отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической
и личностно-исторической ценности, воспитание гражданственности и
патриотизма, демократии и охранного отношения к истории культуры России,
выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в предметноматериальных образах страны. культуры. и пространственной среде, в целях
красоты человека.
Программа по изобразительному искусству развития личности обучающегося, его
активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и
формирования к саморазвитию и непрерывному образованию.
Программа по изобразительному искусству ориентирована на психовозрастные
особенности развития учащихся 11–15 лет.
Целью изучения изобразительного искусства является освоение разных видов
визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна,
архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображений в
зрелищных и экранных искусствах (вариативно).
Задачами изобразительного искусства являются:
освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных
формах духовных ценностей, условий, представленных на месте, и
художественной деятельности, обеспечиваемой в жизни общества;
средства у обучающихся, представленных в отечественной и мировой
художественной культуре во всем многообразии ее видов;
Позволяет обучающимся развивать навыки эстетического видения и
преобразования мира;
приобретение опыта создания творческой работы посредством различных
художественных материалов в разных видах визуально-пространственных
искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в
компьютерной графике и анимации, фотографий, работ в синтетических
искусствах. (театр и кино) (вариативно);
сохранение пространственного мышления и аналитических визуальных
способностей;

обеспечение представлений о средствах выразительности изобразительного
искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах
переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого мышления;
воспитание культуры и любви к культурному наследию России через освоение
отечественной художественной культуры;
Развитие художника в обществе с произведениями изобразительного искусства,
сохраняет активное отношение к традиции художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно-старинной ценности.
Общее число часов, предпочтительных для изучения изобразительного искусства, –
102 часа: в 5 классе – 34 (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7
классе – 34 часа (1 час). в неделю).
Содержание программы по изобразительному искусству на уровне базового
общего образования структурировано по 4 модулям (3 инвариантных и 1
вариантный). Инвариантные модули реализуются последовательно в 5, 6 и 7
классах. Содержание вариативного модуля может быть дополнительно реализовано
инвариантным в одном или нескольких классах или во внеурочной деятельности.
Модуль №1 «Декоративно-прикладное и народное искусство» (5 класс)
Модуль №2 «Живопись, графика, скульптура» (6 класс)
Модуль №3 «Архитектура и дизайн» (7 класс)
Каждая модульная программа по изобразительному искусству обладает
содержательной целостностью и организована в соответствии с принципом
углубления знаний по изучению темы и усложнения умений обучающихся. В
результате изучаются психологические возрастные особенности обучающихся,
системность обучения и опытной педагогической работы.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
6 КЛАСС
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура».
Общие сведения о видах искусства.
Пространственные и временные виды искусства.
Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных
искусств, их место и назначение в жизни людей.
Основные виды живописи, графики и скульптуры. Художник и зрение:
зрительские навыки, знания и творчество.
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства.
Художественные материалы для живописи, графики и скульптуры с их
необычными свойствами.
Рисунок – основа изобразительного искусства и мастерства художника.
Виды рисунка: зарисовка, набросок, учебный рисунок и творческий рисунок.
Навыки размещения рисунка на листе, выбор формы.
Начальные навыки рисования с натуры. Зарисовка простых предметов.
Линейные графические рисунки и наброски. Тональные и тональные
отношения: тёмное – светлое.
Ритм и ритмическая организация плоскости листа.
Основы цветоведения: понятие цвета в художественной деятельности,
основа изображения, цветной круг цвета, основные и составные цвета,
дополнительные цвета.

Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве: холодный и
теплый цвет, понятие цветовых отношений; колорит в живописи.
Виды скульптур и характер материала в скульптуре. Скульптурные
памятники, парковая скульптура, камерная скульптура. Статика и движение в
скульптуре. Круглая скульптура. Производство мелкой пластики. Виды рельефа.
Жанры изобразительного искусства.
Жанровая система в изобразительном искусстве как инструмент для
сравнения и анализа превратилась в изобразительное искусство.
Предмет изображения, сюжет и содержание произведения изобразительного
искусства.
Натюрморт.
Изображение предметного мира в изобразительном искусстве и появление
жанра натюрморта в европейском и отечественном искусстве.
Основы графической грамоты: правила объёмного изображения предметов
на плоскости.
Линейное построение объекта в пространстве: линия горизонта, точка зрения
и точка схода, правила перспективы сокращений.
Изображение окружности в перспективе.
Рисование геометрических тел на основе правил линий.
Сложная пространственная форма и доработка ее конструкции.
Рисунок формирует предмет как расположение простых геометрических
фигур.
Линейный рисунок из нескольких геометрических тел.
Освещение как средство ограничения объема объекта. Понятия «свет»,
«блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень».
Особенности освещения «по свету» и «против света».
Рисунок натюрморта графическими материалами с натуры или по
представлению.
Творческий натюрморт в графике. Произведения выступления выступлений
художников-графиков. Особенности графических техник. Печатная графика.
Живописное изображение натюрморта. Цвет в натюрмортах европейских и
отечественных художников. Опыт создания живописного натюрморта.
Портрет.
Портрет как определенно образного реального человека. Изображение
портрета человека в искусстве разных эпох. Выражение в портретном изображении
характера человека и мировоззренческих идеалов эпохи.
Великие портретисты в европейском искусстве.
Особенности развития портретного жанра в отечественном искусстве.
Великие портретисты в русской живописи.
Парадный и камерный портрет в живописи.
Особенности развития жанра портрета в искусстве ХХ в. – отечественном и
европейском.
Построение головы человека, основные пропорции лица, расположение
лицевой и черепной частей головы.
Графический портрет в работах известных художников. Разнообразие
графических средств в изображении образа человека. Графический портретный
рисунок с натуры или по памяти.
Роль освещения головы при создании портретного образа.

Свет и тень в изображении головы человека.
Портрет в скульптуре.
Выражение характера человека, его характерного облика и образа эпохи в
скульптурном портрете.
Значение свойств художественных материалов в создании скульптурного
портрета.
Живописное изображение портрета. Роль цвета в живописном портретном
образе в произведениях выдающихся художников.
Опыт работы над созданием живописного портрета.
Пейзаж.
Особенности изображения пространства в эпоху Древнего мира, в
средневековом искусстве и в эпоху Возрождения.
Правила построения линейных перспектив в изображении пространства.
Правила воздушного роста, построение переднего, среднего и дальнего
планов при изображении пейзажа.
Особенности изображения разных видов природы и ее освещения.
Романтический пейзаж. Морские пейзажи И. Айвазовского.
Особенности изображения природы в творчестве импрессионистов и
постимпрессионистов. Представления о пленэрной живописи и колористической
изменчивости изменений природы.
Живописное изображение различных видов природы. Пейзаж в истории
русской живописи и его значение в отечественной культуре. История становления
картины Родины в развитии отечественной пейзажной живописи XIX в.
Вложение образа родной природы в произведения А.Венецианова и его
воплощение: А.Саврасова Станова, И.Шишкина. Пейзажная живопись И.Левитана
и ее значение для русской культуры. Значение художественного образа
отечественного пейзажа в развитии чувств Родины.
Творческий опыт создания композиционного живописного пейзажа своей
Родины.
Наглядный образ пейзажа в работах выдающихся мастеров. Средства
выразительности в графических рисунках и многообразие графических техник.
Графические зарисовки и графические композиции на темы окружающей
природы.
Городской пейзаж в творчестве мастеров искусства. Многообразие в облике
города.
Город как материальное воплощение отечественной истории и культурного
наследия. Задачи охраны культурного наследия и исторического образа жизни
современного города.
Опыт изображения городского пейзажа. Наблюдательная высота и
ритмическая структура изображения плоскости.
Бытовой жанр в изобразительном искусстве.
Образец труда и бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох.
Значение художественного изображения бытовой жизни людей в обеспечении
истории человечества и современной жизни.
Жанровая картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Тема,
сюжет, содержание в жанровой картине. Образовательных нравственных и
ценностных смыслов в жанровой картине и ролевых картин в их утверждении.

Работа над сюжетной композицией. Композиция как целостность
организации художественных выразительных средств и взаимосвязи всех
компонентов произведения.
Исторический жанр в изобразительном искусстве.
Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных
событий в жизни общества.
Жанровые традиции исторических картин в зависимости от сюжета:
мифологические картины, картины на азиатские темы, батальные картины и
другие.
Историческая картина в русском искусстве XIX в. и ее особое место в
развитии отечественной культуры.
Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», исторические картины в
творчестве В. Сурикова и другие. Исторический образ России в картинах ХХ в.
Работа над сюжетной композицией. Это длительный период работы
художника над старинной картиной: идеи и эскизы, сбор материала и работа над
этюдами, уточнение композиции в эскизах, композиция на картоне, работа над
холстом.
Разработка эскизной композиции на историческую тему с опорой на готовый
материал по продуманному сюжету.
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Исторические картины на темы Европы: место и значение сюжетов
Священной истории в культуре региона.
Вечные темы и их моральное и духовно-ценностное выражение как
«духовная ось», соединяющее жизненные позиции разных народов.
Произведения ведения на континентальные темы Леонардо да Винчи,
Рафаэля, Рембрандта, в скульптуре «Пьета» Микеланджело и других. Библейские
темы в отечественных картинах XIX в. (А. Иванов. «Явление Христа», И.
Крамской. «Христос на войне», Н. Ге. «Тайная вечеря», В. Поленов. «Христос и
грешница»). Иконопись как великий уважение русской культуры. Язык
изображения в иконе – его религиозный и символический смысл.
Великие русские иконописцы: духовный свет икона Андрея Рублёва,
Феофана Грека, Дионисия.
Работа над эскизом сюжетной композиции.
Роль и значение изобразительного искусства в жизни людей: образ мира в
изобразительном искусстве.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы базового общего
образования по изобразительному искусству, применяемому в единстве учебной и
воспитательной деятельности.

В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС
общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение
обучающихся к углублению духовных ценностей, социализации личности.
Программа обеспечивает задачи достижения обучающихся личностных
результатов, заложенных в ФГОС ООО: стимулирование у обучающихся основ
российской идентичности, ценностные установки и социально значимые качества
личности, духовно-нравственное развитие обучающихся и обучающихся,
мотивация к культурному познанию и обучению, готовность к саморазвитию и
активному прогрессу в социальной инновационной деятельности.
1) Патриотическое воспитание.
Осуществление через освоение обучающимися связано с традициями, историей и
современным развитием отечественной культуры, выраженной в ее архитектуре,
народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание всеобщего
патриотизма в процессе освоения и красоты отечественной духовной жизни,
выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным обстоятельствам
изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим
событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа.
Патриотическое воспитание связано с изучением истории народного искусства, его
жизненной мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства
воспитывает патриотизм в процессе собственной художественно-практической
деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному
восприятию и творческому созиданию художественного образа.
2) Гражданское воспитание.
Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение
обучающихся к сохранению духовно-нравственных ценностей. При этом
реализуются задачи социализации и образования учащихся. Формируется чувство
личной причастности к жизни общества. Искусство развития как особого языка,
развитие коммуникативных навыков. В рамках изобразительного искусства
происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства,
ослабляются интернациональные чувства обучающихся. Учебный предмет для
понимания жизни разных народов и красоты эстетических идеалов разных стран.
Коллективные творческие работы, а также участие в созданных художественных
проектах-макетах условий для разнообразной совместной деятельности,
направленные на понимание других, становление чувства личной ответственности.
3) Духовно-нравственное воспитание.
В искусстве воплощения духовной жизни человечество, концентрируясь на
художественном, художественном и нравственном мировом опыте, раскрывает
суть фундаментального предмета. Учебные задания направлены на развитие
внутреннего мира обучающегося и развитие его эмоционально-образной,
чувственной сферы. Развитие творческих возможностей обеспечивает рост
самосознания обучающегося, осознания себя как личности и члена общества.
Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по
изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей –
формированию отношений к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как

духовно-богатому обществу и важному условию существования человека в
полноте проживаемой жизни.
4) Эстетическое воспитание.
Эстетическое (от греч. aisthetikos – чувственный, чувственный) – это воспитание
чувственной сферы обучающихся на основе всего взгляда на эстетические
категории: прекрасное, безобразное, ущербное, комическое, высокое, низменное.
Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметнопространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежды,
представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим
компонентом и условием развития общества значимых отношений обучающихся.
Способствует формированию ценностных ориентаций обучающихся в отношении
к людям, стремлению к их пониманию, интересу к семейному миру, к жизни как
главному принципу человеческого
общества,
к самому себе как
самореализующейся и ответственной личности, способности к позитивному
поведению в
условиях соревновательной
конкуренции.
Способствует
формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному
наследию.
5) Ценности познавательной деятельности.
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным
искусством возникает задача наблюдения за воспитанием – умы активно, то есть в
соответствии со специальными установками, наблюдающими за окружающим
миром. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки
исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на
уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурноисторической направленности.
6) Экологическое воспитание.
Повышение уровня культуры, осознание глобального характера экологических
проблем, активное неприятие действий, причинение вреда окружающей среде,
установление морально-эстетических отношений к природе воспитывается в
процессе художественно-эстетического наблюдения за природой, ее образа в
произведениях искусства и личной художественно-творческой работе.
7) Трудовое воспитание.
Художественно-эстетическое воспитание обучающихся должно обязательно
осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением
художественных материалов и спецификаций каждого из них. Эта трудовая и
смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не
теоретико-виртуальной) работы своими руками, позволяет умениям преобразовать
устойчивое жизненное пространство и его создание, исходя из реального
практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к
результату, понимания эстетики трудовой деятельности. А также навыки
сотрудничества, коллективной трудовой работы, работа в команде – обязательные
требования к выполнению заданий программы.
8) Воспитывающая предметно-эстетическая среда.

В процессе художественно-эстетического воспитания учащихся имеет значение
организация пространственной среды общеобразовательной организации. При этом
обучающиеся должны быть активными участниками (не только потребителями) их
создания и организации пространства в соответствии с задачами
общеобразовательной организации, определением, календарными событиями
школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сама образ предметнопространственной среды общеобразовательной организации, оказывает активное
воспитательное воздействие и воздействует на стойки позитивных ценностных
ориентаций и восприятия жизни обучающихся.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Владение универсальными познавательными действиями
У обучающихся развиваются следующие пространственные представления и
сенсорные способности как часть универсальных познавательных действий:
сравнивать предметные и территориальные объекты по заданным основаниям;
охарактеризовать форму предмета, формы;
выявлять положение предметной формы в пространстве;
обобщать форму составной конструкции;
анализировать структуру предмета, формы, пространства, зрительного образа;
структурировать предметно-пространственные явления;
сопоставляет внешнюю связь внутри целого предмета и между собой;
Абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной
композиции.
В обучении применяются следующие базовые логические и исследовательские
действия как часть универсальных познавательных действий:
выявлять и характеризовать образцы художественной культуры;
сопоставляет, анализирует, сравнивает и оценивает позиции эстетических
категорий искусства и обработки;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по
назначению в жизни людей;
ставить и использовать вопросы исследователя как инструмент познания;
ведущую исследовательскую работу по сбору информационного материала по
установленной или выбранной теме;
Самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения
или исследования, аргументированно опровергая свою позицию.
У обучающихся применяются следующие методы работы с информацией как часть
универсальных познавательных учебных действий:
использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска
и отбора информации на основе образовательных задач и заданных источников;
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и
схемах;
Самостоятельная подготовка информации на заданную или выбранную тему в
различных видах ее представления: в рисунках и эскизах, текстах, таблицах,
схемах, электронных презентациях.

Владение универсальными коммуникативными действиями
У обучающихся развиваются следующие навыки общения как часть
коммуникативных универсальных научных действий:
понимать искусство как особый язык общения – межличностного (автор – зрение),
между поколениями, между народами;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и условиями общения, развивать способность к эмпатии и опираться на
восприятие окружающего;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к
конфликту, сопоставляя свои мнения с обсуждениями участников общения,
выявляя и корректно, доказательно увеличивая свою позицию в оценке и анализе
обсуждаемых факторов, находить общее решение и разрешать конфликты на
основе общих позиций и учета интересов;
публичное выступление, объяснение и результаты своего творческого,
художественного или исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, вести коллективную
деятельность и выстраивать действия по ней, договариваться, обеспечивать
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно
управлять задачами, свое участие в достижении результата.
Владение универсальными регулятивными действиями
У обучающихся применяются следующие методы самоорганизации как части
универсальных регулятивных учебных действий :
осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения
учебной задачи, осознанно подчинять поставленной цели, реализуемые процессы,
вырабатывать мотивы действия и интересы своей учебной деятельности;
планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритмы
действий, осознанно выбирать наиболее эффективные методы решения научных,
познавательных, художественно-творческих задач;
Уметь организовать свое рабочее место для практической работы, соблюдая
порядок на территории и бережно относясь к используемым материалам.
В процессе обучения применяются следующие приемы самоконтроля как часть
универсальных регулятивных учебных действий:
соотнести свои действия с приведенными результатами, изучить контроль своей
деятельности в процессе достижения результата;
владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе
соответствующих действий.
У обучающихся применяются следующие методы эмоционального интеллекта как
часть универсальных регулятивных учебных действий:
умение управлять своими поддержками, стремиться к пониманию эмоций других;
уметь рефлексировать эмоции как опору для художественного восприятия
искусства и собственной художественной деятельности;
развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать и
обеспечивать своих и других;
признавать свое и чужое право по деньгам;
работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в образовательном
государстве, в совместной деятельности сверстниками, с педагогами и в
межвозрастном обучении.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К окончанию обучения в 6 классе обучающийся получает следующие предметные
результаты по контактным темам программы по изобразительному искусству:
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»:
охарактеризовать соотношение между пространственными и временными
величинами искусства и их значением в жизни людей;
объяснение причины создания пространственных искусств по видам;
знать основные виды живописи, графики и скульптуры, объяснить их назначение в
жизни людей.
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства:
определить и характеризовать традиционные художественные материалы для
графики, живописи, скульптуры;
осознавать значение материала при создании художественного образа, уметь
различать и объяснять роль художественного материала в произведениях
искусства;
Практические навыки владения карандашами разной жёсткости, фломастерами,
углём, пастелью и мелками, акварелью, гуашью, лепкой из пластилина, а также
использовать возможность применять другие доступные художественные
материалы;
иметь представление о различных художественных техниках в использовании
художественных материалов;
понимать роль рисунка как основы изобразительной деятельности;
иметь опыт физического рисунка – светотеневого изображения объемных форм;
Знать основы устойчивого роста и уметь рисовать объемные геометрические тела
на двухмерной плоскости;
знать понятия графической грамоты изображения предмета «освещённая часть»,
«блик», «полутень», «собственная тень», «падающая тень» и уметь применять их в
рисунке рисунка;
понимание содержания понятий «тон», «тональные отношения» и обеспечение их
визуального анализа;
обладать навыком определения конструкции сложных форм, геометризации
плоскостных и объемных форм, умением соотносить между собой пропорции
частей внутри целого;
иметь опыт линейного рисунка, понимать выразительные возможности линий;
иметь опыт творческого композиционного рисунка в ответ на заданную учебную
задачу или самостоятельное творческое действие;
Знать основы цветоведения: охарактеризовать основные и составные цвета,
дополнительно – и значения цвета для этой художественной живописи;
определять содержание понятий «колорит», «цветовые отношения», «цветовой
контраст» и иметь навыки практической работы гуашью и акварелью;
иметь опыт объемного изображения (лепки) и начальные представления о
пластической выразительности скульптуры, пропорциях в изображении предметов
или животных.
Жанры изобразительного искусства:
объяснение заключения «жанры в изобразительном искусстве», перечислять
жанры;
Объяснить разницу между изображением, сюжетом и добавлением сохранившегося
произведения искусства.

Натюрморт:
охарактеризовать изображение предметного мира в различных эпохах истории
возникновения и привести образы натюрморта в принципиальной живописи
Нового времени;
история о натюрморте в истории русского искусства и ролики натюрморта в
отечественном искусстве ХХ в., на основе отдельных появившихся отечественных
художников;
Знать и уметь применять на рисунках правила линейной высоты и изображения
объемного предмета в двухмерном пространстве листа;
знать об основаниях объема предмета, иметь опыт построения композиции
натюрморта: опыт разнообразного расположения предметов на листе, выделение
доминант и целостность всех прикладных средств выразительности;
иметь опыт создания графического натюрморта;
иметь опыт создания Тюрморта средства живописи.
Портрет:
иметь представление об истории портретного изображения человека в разные
эпохи, как по изменению представления о человеке;
уметь сравнивать содержание портретного образа в искусстве Древнего Рима, эпох
Возрождения и Нового времени;
Понимать, что в художественном портрете отражаются также проявления идеалов
эпохи и авторская позиция художника;
образцы произведений и имена нескольких великих портретистов европейского
искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт и другие
портретисты);
уметь создавать исторические портреты на английском языке изобразительным
искусством, с именами великих художников-портретистов (В. Боровиковский, А.
Венецианов, О. Кипренский, В. Тропинин, К. Брюллов, И. Крамской, И. Репин, В.
Суриков, В. Серов и другие авторы);
знать и претворять в примере основные положения, форму головы человека,
пропорции лица, расположение лицевой и черепной частей головы;
иметь представление о способах объёмного изображения головы человека,
создавать зарисовки объёмной структуры головы, понимать термин «ракурс» и
определять его по типу;
иметь изображение скульптурного портрета в искусстве или современного
характера человека и образа эпохи в скульптурном портрете;
иметь начальный опыт лепки головы человека;
иметь опыт графического портретного изображения как нового для себя видения
индивидуальности человека;
иметь представление о графических портретах мастеров разных эпох, о
разнообразии графических средств в изображении образа человека;
уметь характеризовать роль освещения как выразительного средства при создании
художественного образа;
иметь опыт создания живописного портрета, понимать роль цвета в изображении
портретного образа как выражение настроения, характера, индивидуальности героя
портрета;
иметь представление жанра портрета в искусстве ХХ в. – западном и
отечественном.
Пейзаж:

иметь представление и уметь сравнивать пространственные изображения в эпоху
Древнего мира, в Средневековом искусстве и в эпоху Возрождения;
знать правила построения линий и уметь применять их на рисунках;
Уметь определить содержание понятий: линия горизонта, точка смещения, низкий
максимум и горизонт, широкая широкая, центральная и угловая высота;
знать правила воздушных исследований и уметь их применять на практике;
охарактеризовать особенности изображения разных состояний природы в
романтическом
пейзаже
и
пейзаже
творчества
импрессионистов
и
постимпрессионистов;
иметь представление о морских пейзажах И. Айвазовского;
иметь представление об особенностях пленэрной живописи и колористической
изменчивости природы;
Знать и уметь создавать исторические пейзажи в русской живописи,
характеризовать особенности понимания пейзажа в творчестве А. Саврасова, И.
Шишкина, И. Левитана и художники ХХ в. (по выбору);
умело объяснять, как в пейзажной живописи развивался образ отечественной
природы и каково его значение в развитии чувства Родины;
иметь опыт живописных изображений различных активно выраженных
изображений природы;
иметь опыт пейзажных зарисовок, графических изображений природы по памяти и
представлению;
иметь опыт художественной наблюдательности за развитием интереса к
окружающему миру и его художественно-поэтическому виду;
иметь опыт изображения городского пейзажа – по памяти или представлению;
иметь навыки восприятия образности городского пространства как выражения
самобытного лица культуры и истории народа;
понимать и объяснять роль культурного наследия на городской территории, задачи
его охраны и сохранения.
Бытовой жанр:
характеризовать роль изобразительного искусства в представлении о жизни людей
разных эпох и народов;
знать понятия «тематическая картина», «станковая живопись», «монументальная
живопись», перечислять жанры основных тематических картин;
выражать тему, сюжет и содержание в жанровой картине, выражать образы
нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине;
иметь представление о организации композиции как в художественных
выразительных средствах, взаимосвязь всех частей художественных изображений;
объяснять значение художественного образа повседневной жизни людей в
описании истории человечества и современной жизни;
осознавать многообразие форм организации бытовой жизни и одновременно
единства мира людей;
иметь изображения труда и повседневных занятий человека в искусстве разных
эпох и народов, отличающихся произведениями разных культур по своим
стилистическим признакам и изобразительным традициям (Древний Египет, Китай,
античный мир и другие);
иметь опыт изображения бытовой жизни разных народов в традиционных
традициях своего искусства;

охарактеризовать понятие «бытовой жанр» и уметь приводить несколько
представителей европейского и отечественного искусства;
иметь опыт создания композиции сюжетов, рисующих повседневную жизнь,
обучения художественной наблюдательности и обработки изображений
постоянного контроля.
Исторический жанр:
охарактеризовать исторический жанр в истории искусства и объяснить его
значение для жизни общества, владеющего объяснением, почему историческая
школа стала самым высоким жанром, сохранившимся изобразительного искусства;
Знать авторов, узнавать и уметь объяснять содержание таких картин, как
«Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Боярыня Морозова» и другие картины В.
Сурикова, «Бурлаки на Волге» И. Репина;
иметь представление о развитии исторического жанра в творчестве отечественных
художников ХХ в.;
знать объяснения того, почему произведения о Европе, мифологические темы,
сюжеты об античных политиках принято относить к историческому жанру;
знать имена авторов таких ярких событий, как «Давид» Микеланджело, «Весна» С.
Боттичелли;
Знать характеристики основных этапов работы художника над тематической
картиной: период эскизов, период сбора материала и работы над этюдами,
уточнение эскизов, этапы работы над основным холстом;
Иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему
(художественный проект): сбор материала, работа над эскизами, работа над
композицией.
Библейские темы в изобразительном искусстве:
Знать о соответствии континентальных сюжетов в истории культуры и узнавать
сюжеты Священной истории в произведениях искусства;
объяснить значение великих – вечных тем в искусстве на основе сюжетов
высказываний как «духовную ось», соединяющих жизненные позиции разных
стран;
знать, объяснять содержание, узнавать произведения великих европейских
художников на континентальную тематику, такие как «Сикстинская мадонна»
Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Возвращение блудного сына» и
«Святое семейство» Рембрандта и другие произведения в скульптуре «Пьета». .
Микеланджело и другие скульптуры;
Знать о проблемах Европы в истории русского искусства;
Уметь
создавать
о
содержании
знаменитых
русских
картин
на
восточноевропейские темы, такие как «Явление церковного народа» А. Иванова,
«Христос на войне» И. Крамского, «Тайная вечеря» Н. Ге, «Христос и грешница»
В. Поленова и другие картины;
иметь представление о смысловом различии между иконой и картинкой по
проблемным темам;
иметь знания о русских иконописях, о великих русских иконописцах: Андрее
Рублеве, Феофане Греке, Дионисии;
воспринимать искусство древнерусской иконописи как уникальное и высокое
достижение отечественной культуры;
объяснить творческий и деятельный характер наблюдения нефтяного искусства на
основе художественной культуры зрителя;

рассуждать о месте и объяснять изобразительное искусство в культуре, в жизни
общества, в жизни человека.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС. МОДУЛЬ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»
№
п/п

Название разделов и тем
программы

Виды изобразительного искусства и
основы образного языка
2 Мир наших вещей. Натюрморт
3 Взглянув на человека. Портрет
4 Пространство и время в
изобразительном искусстве. Пейзаж и
тематическая картина
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1

Количество часов
Электронные
(цифровые)
Всего Контрольные Практические
образовательные
работы
работы
ресурсы
8
0
1
8
11
7

1
0
1

1
1
1

34

2

4

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОНТРОЛЯ.

6 КЛАСС
№
п/
п

1.

Наименование
разделов

Виды изобразительного
искусства и основы
образного языка.

Учебные
часы

Проверочные
Практическая деятельность
работы
АнализХудожественно
(теория)
интерпретация -практическая
произведения
деятельность
1 четверть.

8

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2 четверть.
2.

Мир наших вещей.
Натюрморт

8
3 четверть.

3.

Взглянув на человека.
Портрет

4.

Пространство и время в
изобразительном искусстве.
Пейзаж и тематическая
картина

8

1

1

1

ВСЕГО

34

4

4

4

10
4 четверть.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/
п

6 КЛАСС
Тема урока

Количество часов
Всего КР
ПР

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Пространственные искусства.
Художественные материалы: выполняем
пробы различных живописных и
графических материалов и
инструментов.
Рисунок — основа изобразительного
творчества: зарисовки с натуры осенних
трав, ягод, листьев; зарисовки
письменных принадлежностей. Линия и
ее выразительные возможности. Ритм
линий: рисуем в графике разное
настроение, или травы на ветру.
Пятно как выражение силы. Ритм пятен:
рисуем природу.

1

1 неделя
02.09-06.09 https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/7876/start/
313843/

1

2 неделя
09.09 - 13.09 https://resh.edu.ru/su

4

Цвет. Основы цветоведения: рисуем
волшебный мир цветной страны.

1

АИХП
№1

5

Цвет в произведениях живописи:
создаем по воображению букет золотой
осени на цветном фоне, передающего
радостное настроение.
Объемные изображения в скульптуре:
создаем образ кота.

1

ХПД
№1

Основы языка изображения: определяем
роль изобразительного искусства в
своей жизни и обсуждаем материал,
изученный ранее.
Изображение предметного мира:
создаем натюрморт в технике
аппликация.

1

1

2

3

6

7

8

Многообразие форм окружающего
мира: рисуем сосуды, животных,
человека из разных геометрических
фигур.
10 Изображение объема на плоскости и
9

bject/lesson/7877/sta
rt/277317/

3 неделя https://resh.edu.ru/su
16.09 - 20.09. bject/lesson/7877/sta

1

rt/277317/

1

4 неделя https://resh.edu.ru/su
23.09- 27.09. bject/lesson/7878/sta
rt/308911/
5 неделя
30.09 - 04.10 https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/7878/sta
rt/308911/

6 неделя https://www.youtube.
07.10 - 11.10 com/watch?v=Zn274D
KDuB8&list=PLamk03
ny4h2WhrCwwA2iTqG
usqL-kK_BL

Теория 7 неделя
№1 14.10 -18.10 https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/7878/sta
rt/308911/

1

8 неделя https://www.youtube.
21.10 - 25.10 com/watch?v=Zn274D
KDuB8&list=PLamk03
ny4h2WhrCwwA2iTqG
usqL-kK_BL

1

9 неделя
05.11-08.11 https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/7891/main/

1

10 неделя https://resh.edu.ru/sub

№
п/
п

Тема урока

Количество часов
Всего КР
ПР

линейная высота: рисуем конус, призму,
цилиндр, пирамиду.

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

11.11.- 15.11ject/lesson/7879/start/
308939/

11 Свет и тень: рисуем распределение света
и теней на геометрических формах;
драматический натюрморт.
12 Натюрморт в графике: выполняем
натюрморт в технике «эстампа», углем
или тушью.
13 Цвет в натюрморте: выполняем
натюрморт в технике монотипии.

1

14 Образ человека – главная тема в
искусстве: собираем информацию о
портрете в английском искусстве.
15 Основные пропорции головы человека:
создаем портрет в технике аппликации.

1

16 Изображение головы человека в разных
ракурсах: делать фотографии головы
человека в разных ракурсах.

1

17 Портрет в скульптуре: выполнить
портрет литературного героя из
пластилина.
18 Графический портретный рисунок:
выполняем портретные зарисовки и
автопортрет.
19 Сатирические образы человека: создаем
американский шарж или сатирический
рисунок литературного героя.
20 Образные возможности освещения в
портрете: создаем в трех цветах
портреты человека - по свету и против
света.
21 Роль цвета в портрете: создаем портрет
в цвете.

1

22 Великие портретисты прошлого:
выполнить исследовательский проект.

1

23 Портрет в изобразительном искусстве

1

АИХП
№2

11 неделя https://www.youtube.c
18.11- 22.11 om/watch?v=9lZTW4
cl7Wk

12 неделя https://stranamastero
25.11- 29.11 v.ru/node/885218

1

1

ХПД №2.

13 неделя https://resh.edu.ru/subje
02.12 - 06.12ct/lesson/7881/start/277
373/

1

1

14 неделя https://resh.edu.ru/sub
09.12- 13.12ject/lesson/7885/start/
294213/

1 Теория
№2

17 неделя https://resh.edu.ru/sub
13.01 -17.01 ject/lesson/7886/start/
277457/
ХПД
№3.

1

18 неделя https://www.youtube.
20.01- 24.01 com/watch?v=JvNyw
TclC5Q
19 неделя https://resh.edu.ru/sub
27.01- 31.01 ject/lesson/7887/start/
277489/

1

1

15 неделя https://www.youtube.
16.12 - 20.12com/watch?v=pfZLG
GeiBAY
16 неделя https://www.youtube
23.12.-27.12 .com/watch?v=pfZL
GGeiBAY

АИХП
№3

20 неделя
03.02 - 07.02https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/7888/start/
294241/
21 неделя https://www.youtube.
10.02 - 14.02com/watch?v=JvNyw
TclC5Q
22 неделя https://resh.edu.ru/sub
17.02 - 21.02ject/lesson/7889/start/
277521/
23 неделя https://resh.edu.ru/sub

№
п/
п

Тема урока

ХХ века: выполнение
исследовательского проекта.
24 Жанры в изобразительном искусстве:
веду исследовательский проект «Мой
любимый художник».
25 Изображение пространства: проведено
исследование на тему «Правила
взглядов «Сетка Альберти».

Количество часов
Всего КР
ПР

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

24.02 - 28.02ject/lesson/7889/start/
277521/

1

24 неделя
03.03 - 07.03https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/7891/main/

1

25 неделя https://resh.edu.ru/sub
10.03- 14.03 ject/lesson/7892/main/

26 Правила строительства прогнозов.
Воздушная перспектива: создаем
пейзаж.
27 Пейзаж – большой мир: создаем
контрастные романтические пейзажи
«Дорога в большом мире» и «Путь
реки».
28 Пейзаж настроения: рисуем пейзаж с
передачей утреннего или вечернего
состояния природы.
29 Пейзаж в русской живописи: рисуем
пейзаж-настроение по произведениям
русских поэтов о красоте природы.
30 Пейзаж в графике: выполнить
композицию на тему: «Весенний
пейзаж» в технике граттажа или
монотипии.
31 Городской пейзаж: выполняем
аппликации с графическими
дорисовками «Наш город», «Улица
моего детства».
32 Поэзия повседневности: создаем
графическую композицию
«Повседневный быт людей» по мотивам
персидской миниатюры или египетского
фриза.
33 Историческая картина: создаем
композицию исторического жанра
(сюжеты из истории России).

1

34 Библейские темы в изобразительном
искусстве: собираем материал для

1

Теория
№3

26 неделя https://resh.edu.ru/sub
17.03 – 21.03ject/lesson/7892/main/

1

27 неделя
24.03-28.03 https://www.youtube.
com/watch?v=Zaux5
Du-Nxc&t=447s

1

28 неделя https://www.youtube.
07.04 - 11.04com/watch?v=nyYG7
0acd50&t=3s

1

АИХП
№4

29 неделя https://www.youtube.
14.04 - 18.04com/watch?v=Zaux5
Du-Nxc&t=447s

1

30 неделя
21.04 - 25.04https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/7890/main
/

1

31 неделя
28.04 - 02.05 https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/7890/main
/

1

32 неделя https://www.youtube.c
05.05 - 08.05om/watch?v=9bAah5Y
uhnc&t=1s

1

33 неделя https://www.youtube.c
1
ХПД №4.12.05- 16.05 om/watch?v=wujNb0H
J0Iw

1 Теория
№4

34 неделя https://www.youtube.co
19.05-23.05. m/watch?v=r_b_IkKZPI

№
п/
п

Тема урока

Количество часов
Всего КР
ПР

композиции на тему: «Библейский
сюжет».
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
w

34

2

1

https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/7879/start/
308939/

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1)
Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь 6 класс/
Неменская Л.А., под редакцией Неменского Б.М., «Издательство «Просвещение»;
М.,2024
2)
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное
искусство в жизни человека. 6 класс / под ред. Б.М.Неменского. – М.:
Просвещение, 2024
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Агеева И.Д. «Занимательные материалы по изобразительному искусству»,
Москва, «Сфера»,2007год,
2. О.В. Свиридова «Предметные недели в школе. Изобразительное искусство»
(беседы, викторины, олимпиады, конкурсы, необычные уроки), Учитель»,
Волгоград, 2008 год
3. О.В. Свиридова, «Проверочные и контрольные тесты» 5-8 класс, «Учитель»,
Волгоград, 2008 год.
4. Туманова Е.С. «В мире красок народного творчества» 4-8 класс
(внеклассные мероприятия),«Учитель», Волгоград, 2009год
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://www.youtube.com/watch?v=EmzKcy2fgWc
https://zanimatika.narod.ru/Book10.htm
https://multiurok.ru/files/material-predmetnoi-nedeli-muzyki-izo-i-tekhnologi.html
https://obrazovanie-gid.ru/dokumentaciya/nedelya-izo-v-shkole-meropriyatiya-dlya-5-7klassov.html
https://infourok.ru/viktorina-po-izo-iskusstvu-4608462.html
https://resh.edu.ru/subject/7/6/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Наглядные пособия.
1. Произведения изобразительного искусства.
2. Фарфоровые куклы в национальных костюмах
3. «Цветовой круг» Иттена
4. Стенды по цветоведению, видам и жанрам ИЗО, «Свет и тень»
5. Стенд «Основные термины и понятия»
6. Плакаты: «Великие художники», «Художники-передвижники»,
«Импрессионисты» и др.
7. Набор таблиц по декоративно-прикладному творчеству, «Народные промыслы
России», др.
8. Книги: серия «Начинающему художнику: как рисовать гуашью (акварелью,
пастелью, цветными карандашами, фломастерами)», серия «Династия Романовых»,
9. Набор художественных репродукций
10. Манекены в костюмах народов Крыма
Модели и натуральный фонд.
1. Муляжи фруктов и овощей.
2. Гербарий.
3. Изделия декоративно – прикладного искусства и народных промыслов.
4.Керамические изделия (вазы, кринки и др.)
5. Драпировки
6. Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовар, подносы, ложки и др.)
Печатные пособия
1. Портреты русских и зарубежных художников
2. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц,
человека 3. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента
4. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта
5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративноприкладному искусству 6. Дидактический раздаточный материал: карточки по
художественной грамоте
Технические средства обучения.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Музыкальный центр.
Колонки
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Мольберт демонстрационный
2. Штатиф для картин.
3. Шкафы с раздаточным и демонстрационным материалом.

3. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для
крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся.
4. Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с
программой обучения.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1. Материалы для художественной деятельности: краски акварельные, гуашь, тушь,
ручки с перьями, фломастеры, восковые мелки, пастель, кисти разных размеров
беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин/глина, клей,
ножницы, рамы для оформления работ.
2. Мольберты настольные ученические -24 шт.
3. Бумага чертёжная А4, бумага акварельная А4 и А3, бумага цветная, белый
картон 4. Клеёнки настольные для занятий творчеством ЮНЛАНДИЯ, комплект 24
шт.
Оборудование класса
1. Стол учительский
2. Ученические столы двухместные с комплектом стульев
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».