Ермоли
на
Наталья
Никола
евна
Подписан: Ермолина
Наталья Николаевна
DN: C=RU,
OU=Директор, O="МБОУ
""Железнодорожненское
СОШ""", CN=Ермолина
Наталья Николаевна,
E=Jeldor2012@mail.ru
Основание: мною
рассмотрен этот
документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2024.09.06 11:48:
19+03'00'
Foxit Reader Версия:
10.1.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа основного общего образования по изобразительному искусству
составлена на основе требований к освоению программы основного общего
образования, представленных в ФГОС ООО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Основная
цель
изобразительного
развития
искусства
–
визуальнопространственного мышления обучающихся как формы эмоциональноценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры.
Эффектное искусство имеет интегративный характер и включает в себя основы
разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики,
скульптуры, дизайна, текстуры, народного и декоративно-прикладного искусства,
фотографий, особенностей художественного изображения в зрелищных и экранных
искусствах. Важнейшими задачами программы по изобразительному искусству
являются активные отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической
и личностно-исторической ценности, воспитание гражданственности и
патриотизма, демократии и охранного отношения к истории культуры России,
выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в предметноматериальных образах страны. культуры. и пространственной среде, в целях
красоты человека.
Программа по изобразительному искусству развития личности обучающегося, его
активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и
формирования к саморазвитию и непрерывному образованию.
Программа по изобразительному искусству ориентирована на психовозрастные
особенности развития учащихся 11–15 лет.
Целью изучения изобразительного искусства является освоение разных видов
визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна,
архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображений в
зрелищных и экранных искусствах (вариативно).
Задачами изобразительного искусства являются:
освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных
формах духовных ценностей, условий, представленных на месте, и
художественной деятельности, обеспечиваемой в жизни общества;
средства у обучающихся, представленных в отечественной и мировой
художественной культуре во всем многообразии ее видов;
Позволяет обучающимся развивать навыки эстетического видения и
преобразования мира;
приобретение опыта создания творческой работы посредством различных
художественных материалов в разных видах визуально-пространственных
искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в
компьютерной графике и анимации, фотографий, работ в синтетических
искусствах. (театр и кино) (вариативно);
сохранение пространственного мышления и аналитических визуальных
способностей;
обеспечение представлений о средствах выразительности изобразительного
искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах
переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого мышления;
воспитание культуры и любви к культурному наследию России через освоение
отечественной художественной культуры;
Развитие художника в обществе с произведениями изобразительного искусства,
сохраняет активное отношение к традиции художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно-старинной ценности.
Общее число часов, предпочтительных для изучения изобразительного искусства, –
102 часа: в 5 классе – 34 (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7
классе – 34 часа (1 час). в неделю).
Содержание программы по изобразительному искусству на уровне базового
общего образования структурировано по 4 модулям (3 инвариантных и 1
вариантный). Инвариантные модули реализуются последовательно в 5, 6 и 7
классах. Содержание вариативного модуля может быть дополнительно реализовано
инвариантным в одном или нескольких классах или во внеурочной деятельности.
Модуль №1 «Декоративно-прикладное и народное искусство» (5 класс)
Модуль №2 «Живопись, графика, скульптура» (6 класс)
Модуль №3 «Архитектура и дизайн» (7 класс)
Каждая модульная программа по изобразительному искусству обладает
содержательной целостностью и организована в соответствии с принципом
углубления знаний по изучению темы и усложнения умений обучающихся. В
результате изучаются психологические возрастные особенности обучающихся,
системность обучения и опытной педагогической работы.
7 КЛАСС
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн».
Архитектура и дизайн – художественная художественная постройка –
конструктивные искусства.
Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» – предметнопространственной среды жизни людей.
Функциональность предметно-пространственной среды и выражение в ее
мировосприятии, духовно-ценностных позициях общества.
Материальная культура считалась уникальной информацией о жизни людей
в разные исторические эпохи.
Роль определения в зависимости от идентичности человека. Задачи по
сохранению культурного наследия и природного ландшафта.
Создание структур и проектирование на разных этапах общественного
развития. Единство функционального и художественного – лидерства и красоты.
Графический дизайн.
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой
деятельности. Основы формальной композиции в конструктивных школах.
Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква,
текст и изображение.
Формальная композиция как композиционное построение на основе
геометрических фигур, без предметного содержания.
Основные свойства состава: целостность и соподчинённость элементов.
Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия и
асимметрия, динамическая и статичная композиция, контрастность, нюанс, акцент,
замкнутость или открытость композиции.
Практические исследования по созданию композиции с вариативным
ритмическим расположением геометрических фигур на плоскости.
Роль цвета в организации композиционного пространства. Функциональные
задачи цвета в конструктивных школах.
Цвет и законы колористики. Применение локального цвета. Цветовой
акцент, ритм цветовых форм, доминанта.
Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне. Форма как буквы
изобразительно-смысловой символ.
Шрифт и содержание текста. Стилизация шрифта.
Типографика. Понимание типографской строки как элемента плоскостной
композиции.
Выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква –
изобразительный элемент композиции».
Логотип как графический знак, эмблема или стилизованный графический
символ. Функции логотипа. Шрифтовой логотип. Знаковый логотип.
Композиционные основы макетов в графическом дизайне при соединении
текста и изображений.
Искусство плаката. Синтез слов и изображений. Изобразительный язык
плаката. Композиционный монтаж изображений и текста на плакатах, рекламе,
поздравительных открытках.
Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книг и журналов.
Элементы, элементы освещения и художественное оформление книг, журналов.
Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или
на основе компьютерных программ.
Макетирование объёмно-пространственных композиций.
Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная организация
пространства. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства.
Макетирование. Введение в макет концепции рельефа местности и
определения его изображения на макете.
Выполнение практических работ по созданию объемно-пространственных
композиций. Объём и пространство. Взаимосвязь объектов в реакторном макете.
Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: изысканные
простые объемы, образующие целостную постройку. Взаимное влияние объемов и
их сочетание на образный характер построек.
Понятие тектоники как выражения в художественной форме конструктивной
сущности и логики конструктивного обоснования его частей.
Роль строительных материалов и строительных конструкций в фасадах
архитектурных сооружений (перекрытия и опоры – стоечно-балочные конструкции
– архитектурные своды, каркасная каменная архитектура, металлический каркас,
железо, обетон и язык современных конструкций).
Многообразие предметного мира, созданного человеком. назначение вещей и
их форма. Образец времени в предметах, созданных людьми.
Дизайн предметов как искусство и социальное проектирование. Анализ
формы через выявление сочетающихся объемов. Красота – наиболее полная
функция предмета. Исследование развития технологий и материалов по
ограничению формирует предмет.
Выполнение аналитических зарисовок формы одежды.
Творческое проектирование предметов быта с определением их свойств и
материала изготовления.
Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное формообразующее значение
цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы предметов,
формы и дизайна.
Конструирование объектов или макетирование электрических объектов с
использованием цвета.
Социальное значение проектирования и строительства среды жизни
человека.
Образец и стиль материальной культуры прошлого. Смена стиля как
отражение эволюции образа жизни, изменение мировоззрения людей и развитие
производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития
образно-стилевого языка как этапов духовной, художественной и материальной
культуры разных народов и эпох.
Архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный дом в
предметно-пространственной среде жизни разных народов.
Выполнение заданий по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» в виде
аналитических зарисовок известных архитектурных памятников по фотографиям и
другим видам изображений.
Пути развития современного строительства и дизайна: город сегодня и
завтра.
Архитектурная и градостроительная революция XX в. Ее технологические и
эстетические предпочтения и истоки. Социальный аспект «перестройки» в
архитектуре.
Отрицание канонов и сохранение с учётом нового уровня материальностроительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации
ландшафта, безликости и агрессивности современной среды города.
Пространство городской среды. Исторические формы планирования
городской среды и их связи с образом жизни людей.
Роль цвета в закрытых помещениях. Схема-планировка и реальность.
Современный поиск новой эстетики в градостроительстве. Выполнение
практических работ по теме «Образ современного города и электронного стиля
будущего»: фотоколлажа или фантазийной зарисовки города будущего.
Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость исторических
кварталов и значение культурного наследия для современной жизни людей.
Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Роль небольших
архитектурных форм и электрического проектирования в городской среде и
индивидуальном образе города.
Проектирование дизайна объектов городской среды. Устройство
пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и
городской), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и
другое.
Выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна
объектов городской среды» в виде создания коллажнографической композиции или
дизайн-проекта оформления витрины магазина.
Интерьер и предметный мир в доме. Выбор помещения и построение его
интерьера. Дизайн пространственно-предметной среды интерьера.
Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи. Интерьер
как отражение стиля жизни его хозяев.
Зонирование интерьера – создание многофункционального пространства.
Отделочные материалы, введение фактур и цветов в интерьер.
Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа).
Выполнение практической и аналитической работы по теме «Роль вещей в
образно-стилевом положении интерьера» в виде создания коллажной композиции.
Организация акусто-ландшафтного пространства. Город в единстве с
ландшафтно-парковой формой.
Основные школы ландшафтного дизайна. Особенности ландшафта русской
усадебной территории и задачи сохранения исторического наследия. Традиции
графического языка ландшафтных проектов.
Выполнение дизайн-проекта территории паркового или приусадебного
участка в виде схемы-чертежа.
Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной
организации среды жизнедеятельности людей.
Образ человека и индивидуальное проектирование.
Организация пространства жилой среды как отражение строгого порядка и
индивидуальности человека, его вкусов, настроений и возможностей.
Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре.
Проектные работы по созданию облика наших домов, комнат и садов.
Дизайн предметной среды в интерьере частного дома. Мода и культура как
параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.
Костюм как образ человека. Стиль в облике. Соответствие материи и формы.
Целесообразность и мода. Мода как ответ на изменения в жизни, бизнесе и
манипулировании массовым сознанием.
Характерные особенности современной одежды. Молодёжная субкультура и
подростковая мода. Унификация одежды и индивидуального стиля. Ансамбль в
костюме. Роль фантазии и вкуса в подборе одежды.
Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной
одежды».
Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной,
вечерний и карнавальный. Мрачный бытовой и сценический.
Имидж-дизайн и его публичность, обеспечение обоснованности поведения,
рекламой, прозрачностью.
Дизайн и архитектура – средства организации окружающей среды жизни
людей и строительства нового мира.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы базового общего
образования по изобразительному искусству, применяемому в единстве учебной и
воспитательной деятельности.
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС
общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение
обучающихся к углублению духовных ценностей, социализации личности.
Программа обеспечивает задачи достижения обучающихся личностных
результатов, заложенных в ФГОС ООО: стимулирование у обучающихся основ
российской идентичности, ценностные установки и социально значимые качества
личности, духовно-нравственное развитие обучающихся и обучающихся,
мотивация к культурному познанию и обучению, готовность к саморазвитию и
активному прогрессу в социальной инновационной деятельности.
1) Патриотическое воспитание.
Осуществление через освоение обучающимися связано с традициями, историей и
современным развитием отечественной культуры, выраженной в ее архитектуре,
народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание всеобщего
патриотизма в процессе освоения и красоты отечественной духовной жизни,
выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным обстоятельствам
изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим
событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа.
Патриотическое воспитание связано с изучением истории народного искусства, его
жизненной мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства
воспитывает патриотизм в процессе собственной художественно-практической
деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному
восприятию и творческому созиданию художественного образа.
2) Гражданское воспитание.
Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение
обучающихся к сохранению духовно-нравственных ценностей. При этом
реализуются задачи социализации и образования учащихся. Формируется чувство
личной причастности к жизни общества. Искусство развития как особого языка,
развитие коммуникативных навыков. В рамках изобразительного искусства
происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства,
ослабляются интернациональные чувства обучающихся. Учебный предмет для
понимания жизни разных народов и красоты эстетических идеалов разных стран.
Коллективные творческие работы, а также участие в созданных художественных
проектах-макетах условий для разнообразной совместной деятельности,
направленные на понимание других, становление чувства личной ответственности.
3) Духовно-нравственное воспитание.
В искусстве воплощения духовной жизни человечество, концентрируясь на
художественном, художественном и нравственном мировом опыте, раскрывает
суть фундаментального предмета. Учебные задания направлены на развитие
внутреннего мира обучающегося и развитие его эмоционально-образной,
чувственной сферы. Развитие творческих возможностей обеспечивает рост
самосознания обучающегося, осознания себя как личности и члена общества.
Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по
изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей –
формированию отношений к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как
духовно-богатому обществу и важному условию существования человека в
полноте проживаемой жизни.
4) Эстетическое воспитание.
Эстетическое (от греч. aisthetikos – чувственный, чувственный) – это воспитание
чувственной сферы обучающихся на основе всего взгляда на эстетические
категории: прекрасное, безобразное, ущербное, комическое, высокое, низменное.
Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметнопространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежды,
представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим
компонентом и условием развития общества значимых отношений обучающихся.
Способствует формированию ценностных ориентаций обучающихся в отношении
к людям, стремлению к их пониманию, интересу к семейному миру, к жизни как
главному принципу человеческого
общества,
к самому себе как
самореализующейся и ответственной личности, способности к позитивному
поведению в
условиях соревновательной
конкуренции.
Способствует
формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному
наследию.
5) Ценности познавательной деятельности.
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным
искусством возникает задача наблюдения за воспитанием – умы активно, то есть в
соответствии со специальными установками, наблюдающими за окружающим
миром. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки
исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на
уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурноисторической направленности.
6) Экологическое воспитание.
Повышение уровня культуры, осознание глобального характера экологических
проблем, активное неприятие действий, причинение вреда окружающей среде,
установление морально-эстетических отношений к природе воспитывается в
процессе художественно-эстетического наблюдения за природой, ее образа в
произведениях искусства и личной художественно-творческой работе.
7) Трудовое воспитание.
Художественно-эстетическое воспитание обучающихся должно обязательно
осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением
художественных материалов и спецификаций каждого из них. Эта трудовая и
смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не
теоретико-виртуальной) работы своими руками, позволяет умениям преобразовать
устойчивое жизненное пространство и его создание, исходя из реального
практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к
результату, понимания эстетики трудовой деятельности. А также навыки
сотрудничества, коллективной трудовой работы, работа в команде – обязательные
требования к выполнению заданий программы.
8) Воспитывающая предметно-эстетическая среда.
В процессе художественно-эстетического воспитания учащихся имеет значение
организация пространственной среды общеобразовательной организации. При этом
обучающиеся должны быть активными участниками (не только потребителями) их
создания и организации пространства в соответствии с задачами
общеобразовательной организации, определением, календарными событиями
школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сама образ предметнопространственной среды общеобразовательной организации, оказывает активное
воспитательное воздействие и воздействует на стойки позитивных ценностных
ориентаций и восприятия жизни обучающихся.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Владение универсальными познавательными действиями
У обучающихся развиваются следующие пространственные представления и
сенсорные способности как часть универсальных познавательных действий:
сравнивать предметные и территориальные объекты по заданным основаниям;
охарактеризовать форму предмета, формы;
выявлять положение предметной формы в пространстве;
обобщать форму составной конструкции;
анализировать структуру предмета, формы, пространства, зрительного образа;
структурировать предметно-пространственные явления;
сопоставляет внешнюю связь внутри целого предмета и между собой;
Абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной
композиции.
В обучении применяются следующие базовые логические и исследовательские
действия как часть универсальных познавательных действий:
выявлять и характеризовать образцы художественной культуры;
сопоставляет, анализирует, сравнивает и оценивает позиции эстетических
категорий искусства и обработки;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по
назначению в жизни людей;
ставить и использовать вопросы исследователя как инструмент познания;
ведущую исследовательскую работу по сбору информационного материала по
установленной или выбранной теме;
Самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения
или исследования, аргументированно опровергая свою позицию.
У обучающихся применяются следующие методы работы с информацией как часть
универсальных познавательных учебных действий:
использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска
и отбора информации на основе образовательных задач и заданных источников;
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и
схемах;
Самостоятельная подготовка информации на заданную или выбранную тему в
различных видах ее представления: в рисунках и эскизах, текстах, таблицах,
схемах, электронных презентациях.
Владение универсальными коммуникативными действиями
У обучающихся развиваются следующие навыки общения как часть
коммуникативных универсальных научных действий:
понимать искусство как особый язык общения – межличностного (автор – зрение),
между поколениями, между народами;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и условиями общения, развивать способность к эмпатии и опираться на
восприятие окружающего;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к
конфликту, сопоставляя свои мнения с обсуждениями участников общения,
выявляя и корректно, доказательно увеличивая свою позицию в оценке и анализе
обсуждаемых факторов, находить общее решение и разрешать конфликты на
основе общих позиций и учета интересов;
публичное выступление, объяснение и результаты своего творческого,
художественного или исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, вести коллективную
деятельность и выстраивать действия по ней, договариваться, обеспечивать
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно
управлять задачами, свое участие в достижении результата.
Владение универсальными регулятивными действиями
У обучающихся применяются следующие методы самоорганизации как части
универсальных регулятивных учебных действий :
осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения
учебной задачи, осознанно подчинять поставленной цели, реализуемые процессы,
вырабатывать мотивы действия и интересы своей учебной деятельности;
планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритмы
действий, осознанно выбирать наиболее эффективные методы решения научных,
познавательных, художественно-творческих задач;
Уметь организовать свое рабочее место для практической работы, соблюдая
порядок на территории и бережно относясь к используемым материалам.
В процессе обучения применяются следующие приемы самоконтроля как часть
универсальных регулятивных учебных действий:
соотнести свои действия с приведенными результатами, изучить контроль своей
деятельности в процессе достижения результата;
владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе
соответствующих действий.
У обучающихся применяются следующие методы эмоционального интеллекта как
часть универсальных регулятивных учебных действий:
умение управлять своими поддержками, стремиться к пониманию эмоций других;
уметь рефлексировать эмоции как опору для художественного восприятия
искусства и собственной художественной деятельности;
развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать и
обеспечивать своих и других;
признавать свое и чужое право по деньгам;
работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в образовательном
государстве, в совместной деятельности сверстниками, с педагогами и в
межвозрастном обучении.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К окончанию обучения в 7 классе обучающийся получает следующие предметные
результаты по контактным темам программы по изобразительному искусству:
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»
характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства, то есть
искусство художественного построения предметно-пространственной среды жизни
людей;
объяснить роль конструкций и проектирования в строительстве предметнопространственной среды жизнедеятельности человека;
рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства, установки и
поведение человека;
рассуждать о том, как предметно-пространственная среда деятельности человека и
представления о себе;
Объясняется смысл сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре,
предметах труда и быта разных эпох.
Графический дизайн:
объяснить концепцию формального состава и ее значения как основы языка
конструктивных искусств;
объяснить основные средства – требования к конституции;
уметь перечислять и объяснять основные типы формального состава;
составлять различные формальные композиции на плоскости в зависимости от
поставленных задач;
знать распространенную при творческом строительстве композицию листа
композиционной доминанты;
составлять формальные композиции в выражениях в движении и статике;
осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа;
объяснять роль цвета в конструктивных искусствах;
различать способы использования цвета в живописи и в конструктивных
искусствах;
объяснение выражения «цветовой образ»;
применять цвет в графических композициях в качестве акцента или доминанты,
объединённые одним стилем;
определение шрифта в качестве графического рисунка начертания букв,
объединённых общими стилями, согласно законам художественной композиции;
соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержания текста,
различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитуров, иметь
опыт творческой реализации шрифтовой композиции (буквицы);
применять печатное слово, типографскую надпись в качестве элементов
графической композиции;
объяснить функции логотипа, таких как представительский знак, эмблемы,
торговые марки, различие шрифтовых и знаковых видов логотипа, практический
опыт разработки логотипа на выбранную тему;
иметь творческий опыт создания композиции плаката, поздравительных открыток
или рекламы на основе соединений текста и изображений;
иметь представление об искусственном конструировании книг, дизайна журналов,
иметь практический творческий опыт образного построения книжного и
журнального разворота в качестве графических композиций.
Социальное значение проектирования и строительства среды жизни
человека:
иметь опыт построения объемно-пространственной композиции в качестве макета
акустического пространства в условиях реальной жизни;
уметь построить макет пространственно-объёмной композиции по его чертежу;
выявлять особенности различных типов зданий и характеризовать влияние объемов
и их сочетаний на образный характер построек и их влияние на организацию
жизнедеятельности людей;
Знать о роли строительных материалов в архитектурных сооружениях и
сохранении внешнего вида архитектурных сооружений;
иметь представление, как в архитектуре, постоянные мировоззренческие изменения
в жизни общества и изменения, как структуры воздействий на характер
организации и жизнедеятельность людей;
иметь знания и опыт работы с источниками энергии и художественными стилями
разных эпох, выраженными в строительстве зданий, храмовой архитектуре и
частном строительстве, организациях в городской среде;
знать характеристики архитектурных и градостроительных изменений в культуре
новейшего времени, современный уровень развития технологий и материалов,
исследование социокультурных противоречий в организации современной
городской среды и поиск путей их разрешения;
знать о сохранении исторического облика города для современной жизни,
сохранение памятников как важнейшего фактора исторической памяти и
подтверждение своей идентичности;
знать определение понятия «городская среда»; рассматривать и объяснять
планирование города как способ образа жизни людей;
знать различные виды планировки города, иметь опыт разработки структурных
пространств в виде макетной или графической схемы;
характеризовать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы
и конструкций, дать представление о традициях ландшафтно-парковой
архитектуры и школах ландшафтного дизайна;
знать и понимать роль малых конструкций и электрического проектирования в
установке связей между человеком и архитектурой, в «проживании»
пространственных пространств;
иметь представление о задачах функционального и образного строительства форм
предметов, созданных людей, видеть образ времени и характер жизнедеятельности
человека в предметах его быта;
объяснить, в чем заключается взаимосвязь формы и материала при построении
предметного мира, объяснить характер цвета на восприятии человеком формы,
конструкции и дизайна;
иметь опыт творческого проектирования интерьерного пространства для
конкретных задач жизнедеятельности человека;
объяснять, как в поведении проявляются характер человека, его ценностные
позиции и конкретные намерения действия, объяснять, что такое стиль на языке;
иметь представление об истории костюма в истории разных эпох, характеризовать
взгляды на моду в одежде;
объяснить, как в будущем будут развиваться социальный статус человека, его
ценностные ориентации, мировоззренческие идеалы и характер деятельности;
иметь представление о дизайне костюма и использовать энергокомпозицию при
проектировании одежды, одежды в костюме;
Уметь анализировать характерные особенности современной моды, сравнивать
основные особенности современной одежды с устойчивостью одежды прошлых
эпох;
иметь опыт выполнения практических творческих эскизов по теме «Дизайн
современной спортивной одежды», создания эскизов молодёжной одежды для
разных жизненных задач (праздничных, повседневных и других);
Выявлять задачи театрального грима и бытового макияжа, иметь представление об
имидж-дизайне, его задачах и социальном быту, иметь опыт создания эскизов для
макияжа театральных образов и опыт макияжа, определять эстетические и
этические границы применения макияжа и стилистики причёски в повседневном
быту.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС. МОДУЛЬ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
№
Название разделов и тем
Количество часов
Электронные
п/п
программы
(цифровые)
Всего Контрольные Практические
образовательные
работы
работы
ресурсы
1 Архитектура и дизайн –
1
0
0
конструктивные виды искусства
2 Графический дизайн
7
0
0
3 Макетирование объёмно8
1
0
пространственных композиций
4 Дизайн и архитектура как среда
11
0
0
жизни человека
5 Образ человека и индивидуальное
7
1
1
проектирование
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
34
2
1
ПРОГРАММЕ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОНТРОЛЯ.
7 КЛАСС
№
п/п
1.
2.
3.
Наименование
разделов
Архитектура и дизайн –
конструктивные виды искусства
Графический дизайн
Макетирование объёмнопространственных композиций
Учеб Проверочные
Практическая деятельность
ные
работы АнализХудожественно
часы
(теория) интерпретация -практическая
произведения
деятельность
1 четверть.
1
1
1
1
1
1
1
7
2 четверть.
8
4.
Архитектура и дизайн –
конструктивные виды искусства
5.
Образ человека и индивидуальное
проектирование
3 четверть.
11
1
1
1
4 четверть.
7
1
1
1
4
4
4
ВСЕГО
34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
7 КЛАСС
Тема урока
Количество часов
Всего КР
ПР
1
Архитектура и дизайн –
конструктивные виды искусства.
1
2
Основы построения композиции.
1
3
Прямые линии и организация
пространств.
1
4
Цвет – элемент композиционного
творчества.
1
5
Свободные формы: линии и тоновые
пятна.
1
6
Буква — изобразительный элемент
композиции.
1
7
Логотип как графический знак.
1
8
Основы дизайна и макетирования
плакатов, открыток.
1
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1 неделя
02.09-06.09 https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/1508/sta
rt/
2 неделя
09.09 - 13.09 https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/1509/sta
rt/
3 неделя
АИХП
№1 16.09 - 20.09. https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/1509/sta
rt/
4 неделя
23.09- 27.09. https://www.youtube
.com/watch?v=Y8j3
OxGj15E
5 неделя
30.09 - 04.10 https://www.youtube
.com/watch?v=Y8j3
OxGj15E
6 неделя
07.10 - 11.10 https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/2710/sta
rt/
Теория 7 неделя
№1. 14.10 -18.10 https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/2766/sta
rt/
8 неделя
ХПД
21.10 - 25.10 https://resh.edu.ru/su
№1
bject/lesson/3261/sta
rt/
№
п/
п
9
Тема урока
Практическая работа «Проектирование
книги/журнала».
Количество часов
Всего КР
ПР
1
11 Взаимосвязь объектов в поврежденном
макете.
1
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
9 неделя
05.11-08.11 https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/3261/sta
rt/
10 неделя
11.11.- 15.11 https://stranamasterov.r
1
10 От плоскостного изображения к
объемному макету.
Дата
изучения
u/node/346517
11 неделя https://www.youtube.c
18.11- 22.11 om/watch?v=bt49m_m
Bi-o»
12 Здание как сочетание различных
объемных форм.
1
13 Важнейшие архитектурные элементы
здания.
1
14 Вещь как сочетание объёмов и образа
времени.
1
15 Роль и значение материала в
конструкции.
1
16 Роль цвета в формотворчестве.
1
АИХП 12 неделя https://resh.edu.ru/subj
№2. 25.11- 29.11 ect/lesson/2709/start/
ХПД
№2
13 неделя
02.12 - 06.12 https://irbis.amursu.ru/
DigitalLibrary/AmurS
U_Edition/10610.pdf
14 неделя
09.12- 13.12 https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/2107/start/
15 неделя
16.12 - 20.12 https://www.youtube.c
om/watch?v=zFxRSh
Wmads
1
Теория 16 неделя
23.12.-27.12 https://www.youtube.c
№2
om/watch?v=tkUDKq6
7FnI
17 Обзор развития образно-стилевого
языка конструкции.
1
18 Образ материальной культуры
прошлого.
1
19 Пути развития современной
архитектуры и дизайна.
1
20 Практическая работа «Образ
современного города и архитектурного
стиля будущего».
21 Проектирование дизайна объектов
городской среды.
1
17 неделя
13.01 -17.01 https://www.youtube.c
om/watch?v=VieibALI
oa0
18 неделя
20.01- 24.01 https://www.youtube.c
om/watch?v=VieibALI
oa0
19 неделя
27.01- 31.01 https://www.youtube.c
om/watch?v=7snyW9
Kxips
ХПД
№3
20 неделя
03.02 - 07.02 https://resh.edu.ru/subj
ect/lesson/2109/main/
1
21 неделя https://resh.edu.ru/subj
10.02 - 14.02 ect/lesson/2109/start/
№
п/
п
Тема урока
Количество часов
Всего КР
ПР
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
22 Дизайн пространственно-предметной
среды интерьера.
1
АИХП 22 неделя https://resh.edu.ru/subj
17.02 - 21.02 ect/lesson/2109/start/
№3
23 Организация акусто-ландшафтного
пространства.
1
23 неделя https://resh.edu.ru/subj
24.02 - 28.02 ect/lesson/1620/start/
24 Интерьеры общественных зданий. Роль
вещей в образно-стилевом образе
интервьюера
25 Дизайн-проект территории парка.
1
Теория 24 неделя https://resh.edu.ru/subj
№3. 03.03 - 07.03 ect/lesson/2108/start/
1
25 неделя https://resh.edu.ru/subj
10.03- 14.03 ect/lesson/2105/start/
26 Дизайн-проект территории парка
1
26 неделя
https://resh.edu.ru/subj
17.03 – 21.03
ect/lesson/1620/main/
27 Функционально-архитектурная
планировка своего жилища.
1
28 Проект организации помещений и
среды жилых помещений.
1
29 Дизайн-проект интерьера частного
дома.
1
30 Мода и культура. Стиль в облике.
1
31 Композиционно-конструктивные
принципы дизайна одежды.
1
32 Дизайн современной одежды:
творческие эскизы.
1
33 Грим и причёска в образе дизайна.
1
34 Имидж-дизайн.
1
27 неделя
24.03-28.03 https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/2108/sta
rt/
28 неделя
07.04 - 11.04 https://resh.edu.ru/su
bject/lesson/2108/sta
rt/
1
АИХП 29 неделя
14.04 - 18.04 https://resh.edu.ru/su
№4
bject/lesson/2108/sta
rt/
30 неделя
21.04 - 25.04 https://www.youtube
.com/watch?v=J4Eq
EkE11wc&t=3s
31 неделя
28.04 - 02.05 https://www.youtube
.com/watch?v=yHBs
T9j90eI
32 неделя
05.05 - 08.05 https://www.youtube
.com/watch?v=J4Eq
EkE11wc&t=3s
33 неделя
https://photo1
ХПД 12.05- 16.05 master.com/fotoreda
ktory-s№4
makiyazhem.php
https://photoТеория 34 неделя
№
п/
п
Тема урока
Количество часов
Всего КР
ПР
№4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
2
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
19.05-23.05. master.com/fotoreda
ktory-smakiyazhem.php
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1) Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь 7 класс/
Питерских А.С., Гуров Г.Е., под редакцией Неменского Б.М., «Издательство
«Просвещение»; М.,2021
2) Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и
архитектура в жизни человека. 7 класс / под ред. Б.М.Неменского. 2-е изд.М.: Просвещение, 2021 -175 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Агеева И.Д. «Занимательные материалы по изобразительному искусству»,
Москва, «Сфера»,2007год,
2. О.В. Свиридова «Предметные недели в школе. Изобразительное искусство»
(беседы, викторины, олимпиады, конкурсы, необычные уроки), Учитель»,
Волгоград, 2008 год
3. О.В. Свиридова, «Проверочные и контрольные тесты» 5-8 класс, «Учитель»,
Волгоград, 2008 год.
4. Туманова Е.С. «В мире красок народного творчества» 4-8 класс
(внеклассные мероприятия),«Учитель», Волгоград, 2009год
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://www.youtube.com/watch?v=EmzKcy2fgWc
https://zanimatika.narod.ru/Book10.htm
https://multiurok.ru/files/material-predmetnoi-nedeli-muzyki-izo-i-tekhnologi.html
https://obrazovanie-gid.ru/dokumentaciya/nedelya-izo-v-shkole-meropriyatiya-dlya-5-7klassov.html
https://infourok.ru/viktorina-po-izo-iskusstvu-4608462.html
https://resh.edu.ru/subject/7/7/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Наглядные пособия.
1. Произведения изобразительного искусства.
2. Фарфоровые куклы в национальных костюмах
3. «Цветовой круг» Иттена
4. Стенды по цветоведению, видам и жанрам ИЗО, «Свет и тень»
5. Стенд «Основные термины и понятия»
6. Плакаты: «Великие художники», «Художники-передвижники»,
«Импрессионисты» и др.
7. Набор таблиц по декоративно-прикладному творчеству, «Народные промыслы
России», др. 8. Книги: серия «Начинающему художнику: как рисовать гуашью
(акварелью, пастелью, цветными карандашами, фломастерами)», серия «Династия
Романовых»,
9. Набор художественных репродукций
10. Манекены в костюмах народов Крыма
Модели и натуральный фонд.
1. Муляжи фруктов и овощей.
2. Гербарий.
3. Изделия декоративно – прикладного искусства и народных промыслов.
4.Керамические изделия (вазы, кринки и др.)
5. Драпировки
6. Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовар, подносы, ложки и др.)
Печатные пособия
1. Портреты русских и зарубежных художников
2. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц,
человека 3. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента
4. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта
5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративноприкладному искусству 6. Дидактический раздаточный материал: карточки по
художественной грамоте
Технические средства обучения.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Музыкальный центр.
Колонки
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Мольберт демонстрационный
2. Штатиф для картин.
3. Шкафы с раздаточным и демонстрационным материалом.
3. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для
крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся.
4. Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с
программой обучения.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1. Материалы для художественной деятельности: краски акварельные, гуашь, тушь,
ручки с перьями, фломастеры, восковые мелки, пастель, кисти разных размеров
беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин/глина, клей,
ножницы, рамы для оформления работ.
2. Мольберты настольные ученические -24 шт.
3. Бумага чертёжная А4, бумага акварельная А4 и А3, бумага цветная, белый
картон 4. Клеёнки настольные для занятий творчеством ЮНЛАНДИЯ, комплект 24
шт.
Оборудование класса
1. Стол учительский
2. Ученические столы двухместные с комплектом стульев
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.