Ермолин
а
Наталья
Николаев
на
Подписан: Ермолина
Наталья Николаевна
DN: C=RU, OU=Директор,
O="МБОУ ""
Железнодорожненское
СОШ""", CN=Ермолина
Наталья Николаевна,
E=Jeldor2012@mail.ru
Основание: мною
рассмотрен этот документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2024.09.06 11:49:
37+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» интегрирует знания по
разным учебным предметам и является одной из базовых для формирования у
обучающихся
функциональной
грамотности,
технико-технологического,
проектного, креативного и критического мышления на основе практикоориентированного обучения и системно-деятельностного обучения в реализация
содержания, воспитание осознанного отношения к труду, как созидательной
деятельности человека по созданию материальных и духовных ценностей.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» знакомит
обучающихся с различными технологиями, в том числе материальными,
информационными, коммуникационными, когнитивными, определяющими. В
рамках освоения программы по предмету «Труд (технология)» происходит
приобретение базовых навыков работы с современным технологическим
оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с мировыми
профессиями, самоопределение и ориентация обучающихся в понятиях трудовой
деятельности.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» раскрывает
содержание, адекватное отражение смены жизненных реалий и управление
пространствами, профессиональной ориентацией и самоопределением личности, в
том числе: компьютерное черчение, промышленный дизайн, 3D-моделирование,
прототипирование, технологии производства в области обработки материалов. ,
аддитивные
технологии,
нанотехнологии,
робототехника
и
системы
автоматического управления; технологии электротехники, электроника и
электроэнергетика, строительство, транспорт, агро- и биотехнологии, обработка
пищевых продуктов.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» конкретизирует
содержание, предметные, метапредметные и личностные результаты.
Стратегическим документом, определяющим направление прогрессивного
развития и методы обучения, является ФГОС ООО.
Основной целью освоения содержания программы по учебному предмету
«Труд (технология)» является достижение технологической грамотности ,
вытекающей из компетенций, творческого мышления.
Задачами курса предмета «Труд (технология)» являются:
подготовка личности к трудовой, преобразовательной деятельности, в том
числе на мотивационном уровне – вызывает у предпринимателя и уважительное
отношение к трудовой, социально ориентированной деятельности;
владение основами, навыками и опытом деятельности в предметной области
«Технология»;
владение трудовыми методами и методами преобразования материи, энергии
и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических,
социальных, экологических, эстетических последствий, а также из личной и
общественной безопасности;
поддержка у обучающихся культуры проектной и исследовательской
деятельности, поддержка к предложению и продуманность новых технологических
решений;
способствует использованию обучающимися навыков в трудовой
деятельности цифровых инструментов и программных сервисов, когнитивных
инструментов и технологий;
Развитие умений оценивает свои профессиональные интересы и склонности в
плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, методы работы
оценивают их профессиональные предпочтения.
Технологическое образование обучающихся носит интегративный характер и
строится на неразрывной взаимосвязи с трудовым процессом, дает возможность
применения научно-теоретических знаний в преобразовательной продуктивной
деятельности, включения обучающихся в реальные трудовые отношения в
процессе созидательной деятельности, воспитания культуры личности во всех ее
проявлениях (культуры труда, эстетической Следовательно, следовательно,
технологической и других ее проявлений), самостоятельности, инициативности,
предприимчивости, развития компетенций, обучающихся осваивать новые виды
труда и сферы профессиональной деятельности.
Основной методический принцип программы по учебному предмету «Труд
(технология)»: освоение сущности и структуры технологии неразрывно связано с
освоением процесса познания – построение и анализ хороших моделей.
Программа по предмету «Труд (технология)» построена по модульному
принципу.
Модульная программа по учебному предмету «Труд (технология)» состоит из
логически завершенных блоков (модулей) учебного материала, позволяющих
достичь соответствующих результатов обучения и обеспечить различные
образовательные траектории ее реализации.
Модульная программа по учебному предмету «Труд (технология)» включает
обязательные для изучения инвариантные модули, реализуемые в рамках,
отведенных на учебный предмет часов.
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ТРУДУ (ТЕХНОЛОГИЯ)»
Модуль «Производство и технологии»
Модуль «Производство и технологии» является общим для рассмотрения к
другим модулям. Основные технологии раскрываются в модуле в системном виде,
что позволяет осваивать их при внедрении в рамках других инвариантных и
вариативных модулей.
Особенностью
современной техносферы является
распространение
технологического потребления в когнитивную область. Объектом технологий
формируются фундаментальные элементы социума: данные, информация, знания.
Преобразование данных в информацию и информацию в знания в условиях
проявления феномена «больших данных» является одной из значимых и
востребованных в профессиональной сфере технологий.
Освоение содержания модуля осуществляется на протяжении всего курса
обучения на уровне базового общего образования. Содержание модуля построено
на основе постоянного знакомства обучающихся с технологиями, технологиями,
материалами, производством и профессиональной сферой.
Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»
В отдельных примерах представлены технологии обработки материалов по
единой схеме: историко-культурное значение материала, экспериментальное
свойство изучаемого материала, знакомство с инструментами, технологии
обработки, организация рабочего места, правила безопасного использования
инструментов и приспособлений, экологические последствия использования
материалов и применения технологий. , а также характеризуют профессию,
непосредственно связанную с добычей и обработкой данных материалов.
Материалы и технологии обучения используются в процессе выполнения учебного
проекта, результатом которого будет производство продукции, используемое
преподавателем. Модуль может быть представлен как проектный цикл по
освоению технологий обработки материалов.
Модуль «Компьютерная графика. Черчение»
В рамках данной модуля обучающиеся знакомятся с алгоритмами и областями
применения графической информации, с различными типами графических
изображений и их элементов, учатся применять чертёжные инструменты, читать и
выполнять чертежи на бумажном носителе с соблюдением основных правил,
знакомятся с инструментами и условными графическими представлениями
графических редакторов. , учатся создавать с их помощью тексты и рисунки,
знакомятся со схемой конструкторской документации и графических моделей,
владеют навыками чтения, выполнения и оформления сборочных чертежей,
ручными и рабочими методами подготовки чертежей, эскизов и технических
чертежей деталей, выполнения расчётов по чертежам.
Приобретаемые в модуле знания и навыки необходимы для создания и
освоения новых технологий, а также продуктов техносферы, и направлены на
решение задач, обеспечивающих кадровый потенциал российского производства.
Содержание модуля «Компьютерная графика. Черчение» может быть
представлено, в том числе, и различить темами или блоками в других модулях.
Ориентиром в данном случае будут приведены предметные результаты за год
обучения.
Модуль «Робототехника»
В модуле наиболее полно реализована идея конвергенции материальных и
информационных технологий. Значимость данной модуля заключается в том, что
при его освоении развиваются навыки работы с когнитивной составляющей
(действиями, операциями и этапами).
Модуль «Робототехника» Позволяет в процессе проектирования, создания
действующих моделей роботов интегрировать знания в области техники и
технических устройств, электроники, программирования, фундаментальные
знания, полученные в рамках химических веществ, а также дополнительное
образование и самообразования.
Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»
Модуль в мере направлен на реализацию основных методических принципов
модульного курса: освоение технологии идет неразрывно с освоением методологии
познания, которая является моделированием. При этом технология связи с
процессом познания носит двусторонний характер: анализ модели позволяет
выделить ее элементы и дает возможность использовать технологический подход
при построении модели, необходимой для познания объекта. Модуль играет
решающую роль в развитии знаний и умений, необходимых для проектирования и
модификации продуктов (предметов), разработки и создания технологий.
В модульную программу по учебному предмету «Труд (технология)» могут
быть включены вариативные модули, разработанные по запросу участников для
формирования связей, в соответствии с этнокультурными и региональными
особенностями, углубленным изучением отдельных тем инвариантных модулей.
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)»
Модуль «Автоматизированные системы»
Модуль знакомит обучающихся с автоматизацией технологических процессов
на производстве и в быту. Акцент сделан на изучении обеспечения управления
переменными переменными и их практической реализации на примере простых
технических систем. В результате освоения модуля учащиеся разрабатывают
индивидуальный
или
групповой
проект,
имитирующий
работу
автоматизированной системы (например, системы управления электродвигателем,
освещением в помещении и т. д.).
Модули «Животноводство» и «Растениеводство»
Модули знакомят обучающихся с консервативными и современными
технологиями в сельскохозяйственной сфере, ориентированными на природные
объекты, на основе их биологических циклов.
В программе по учебному предмету «Труд (технология)» осуществление
межпредметных связей:
с алгеброй и геометрией при изучении модулей «Компьютерная графика.
Черчение», «3D-моделирование, прототипирование, макетирование», «Технологии
обработки материалов и пищевых продуктов»;
с химией при освоении разделов, с технологиями химической
промышленности в инвариантных модулях;
с биологией при изучении современных биотехнологий в инвариантных
модулях и при освоении вариативных модулей «Растениеводство» и
«Животноводство»;
с физикой при освоении моделей машин и принципов, модуля
«Робототехника», «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»,
«Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»;
с информатикой и информационно-коммуникационными технологиями при
освоении в инвариантных и вариативных модулях информационных процессов
сбора, хранения, преобразования и передачи информации, протекающих в
технических средствах, с использованием программных сервисов;
со стилем и искусством при освоении элементов промышленной эстетики,
народных ремёсел в инвариантном модуле «Производство и технологии»;
с обществом познаний при освоении темы в инвариантном модуле
«Производство и технологии».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 КЛАСС
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Модуль «Производство и технологии»
Технологии вокруг нас. Материальный мир и производитель человека.
Трудовая деятельность человека и создание вещей (изделий).
Материальные технологии. Технологический процесс. Производство и
техника. Роль техники в производственной деятельности человека. Классификация
техники.
Проекты и ресурсы в производственной деятельности человека. Проект
как форма деятельности организации. Виды проектов. Этапы проектной
деятельности. Проектная документация.
Какие есть профессии. Мир труда и профессий. Социальная инновационность
профессий.
Модуль «Компьютерная графика. Черчение»
Наглядная информация о способах передачи информации о материальном мире
(вещах). Виды и области применения графической информации (графических
изображений).
Основы графической грамоты. Графические материалы и инструменты.
Типы графических изображений (рисунок, диаграмма, графики, графы, эскиз,
технический рисунок, чертёж, схема, карта, пиктограмма и другие.).
Основные элементы графических изображений (точка, линия, контур, буквы и
цифры, условные знаки).
Правила построенияей (рамка, основные надписи, масштабы, виды, нанесение
размеров чертежа).
Reading drawing.
Мир профессий. Профессии, связанные с черчением, их востребованность на
рынке труда.
Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»
Технологии обработки конструкционных материалов.
Проектирование, моделирование, конструирование – основные составляющие
технологии. Основные элементы структуры технологии: действия, операции,
этапы. Технологическая карта.
Бумага и ее свойства. Производство бумаги, история и современные
технологии.
Использование труда человеком (история и современность). Использование
древесины и охрана природы. Общие сведения о древесине хвойных и лиственных
пород. Пиломатериалы. Способы обработки древесины. Организация рабочего
места при работе с древесиной.
Ручной и электрифицированный инструмент для обработки древесины.
Операции (основные): разметка, пиление, сверление, зачистка, декорирование
древесины.
Народные промыслы по обработке древесины.
Мир профессий. Профессии, связанные с производством и обработкой
древесины.
Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделия из дерева».
Технологии обработки пищевых продуктов.
Общие сведения о питании и технологии приготовления пищи.
Рациональное, здоровое питание, режим питания, пищевая пирамида.
Значение выбора продуктов для здоровья человека. Пищевая ценность разных
продуктов питания. Пищевая ценность яиц, круп, овощей. Технологии обработки
овощей, круп.
Технология приготовления блюда из яиц, круп, овощей. Определение
качества продуктов, правил хранения продуктов.
Интерьер кухни, разумное размещение мебели. Посуда, инструменты,
приспособления для обработки пищевых продуктов, кастрюли.
Правила этикета за столом. Условия хранения продуктов питания. Утилизация
бытовых и пищевых отходов.
Мир профессий. Профессии, связанные с производством и обработкой
пищевых продуктов.
Групповой проект по теме «Питание и здоровье человека».
Технологии обработки текстильных материалов.
Основы материаловедения. Текстильные материалы (нитки, Ткань),
производство и использование человеком. История, культура.
Современные технологии производства тканей из других стран.
Технологии получения текстильных материалов из натуральных волокон
растительного происхождения, продуктов животного происхождения, из пищевых
волокон. Свойства тканей.
Основы технологии изготовления изделий из текстильных материалов.
Последовательность изготовления швейного изделия. Контроль качества
готовой продукции.
Устройство швейной машины: виды приводов швейной регуляторы, машины.
Виды стежков, швов. Виды ручных и машинных швов (стачные, краевые).
Мир профессий. Профессии, связанные со швейным производством.
Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из текстильных
материалов».
Чертёж выкроек проектного швейного изделия (например, мешок для сменной
обуви, прихватка, лоскутное шитье).
Выполнение технологических операций по пошиву проектного изделия,
отдела изделия.
Оценка качества изготовления проектного швейного изделия.
Модуль «Робототехника»
Автоматизация и роботизация. Принципы работы робота.
Классификация современных роботов. Виды роботов, их функции и
назначение.
Взаимосвязь конструкции робота и выполнение им функции.
Робототехнические конструкторы и комплектующие.
Чтение схемы. Сборка роботизированной конструкции по готовому шаблону.
Базовые принципы программирования.
Визуальный язык для программирования простых робототехнических систем.
Мир профессий. Профессии в области робототехники.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения программы по учебному предмету «Труд (технология)»
на уровне начального общего образования у обучающихся формируются
следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания :
глубокий интерес к истории и современному состоянию российской науки и
технологий;
ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных;
2) гражданского и духовно-нравственного воспитания :
готовность к активному сообществу в обсуждении общественно значимых и
этических проблем, границ с современными технологиями, в особенностях
технологий четвёртой промышленной революции;
осознание важности морально-этических преобразований в деятельности,
связанной с реализацией технологий;
понимание социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослых и социальные сообщества;
3) эстетического воспитания :
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетичные значимые изделия из различных материалов;
понимание ценностей отечественного и мирового искусства, народных
традиций и народного творчества в декоративно-прикладном искусстве;
осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе;
4) ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценностей науки как фундаментальных технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, внедрение достижений
науки;
5) формирование культуры здоровья и эмоционального здоровья :
осознание ценностей безопасного образа жизни в современном
технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;
умение распознавать признаки угрозы и исследовать защиту личности от этих
угроз;
6) трудового воспитания:
уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей);
ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное
самовыражение в продуктивности, морально достойном труда в российском
обществе;
готовность к активному развитию в возможностях, возникающих практически
в трудовых делах, задачах технологической и социальной направленности,
возможности инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
умение ориентироваться в мире современных профессий;
умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с учетом
личных и общественных интересов, желания;
ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональной
деятельности;
7) экологическое воспитание:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание
необходимости соблюдения баланса между окружающей средой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения программы по учебному предмету «Труд (технология)»
на базовом уровне общего образования у обучающихся формируются
познавательные универсальные технологические действия, регулятивные
универсальные технологические действия, коммуникативные универсальные
технологические действия.
Познавательные универсальные технологические действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать основные признаки проявления и рукотворных
объектов;
сохраняемый существенный признак классификации, поддержка для
обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, относящихся к внешнему миру;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений течения и
процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;
Самостоятельно выбирают способ решения поставленной задачи, используя
для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовые проектные действия:
выявлять проблемы, связанные с их целями, задачами деятельности;
обдумать планирование проектной деятельности;
Разрабатывать и реализовывать проектный замысел и оформлять его в виде
«продукта»;
изучить самооценку процесса и результат проектной деятельности,
взаимооценку.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формировать запрос к информационной системе с получением необходимой
информации;
оценить полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
опытным путем изучения свойств различных материалов;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных
инструментов, оценивать погрешность измерения, изучать арифметические
действия с приближенными величинами;
строить и оценивать модели объектов, направлений и процессов;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения научных и познавательных задач;
уметь оценить правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
прогнозировать поведение технических систем, в том числе с учётом
синергетических эффектов.
Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной
задачи;
интерпретировать данные между данными, информацией и результатами;
владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
Владелец осуществляет преобразование данных в информацию, информацию
в знания.
Регулятивные универсальные технологические действия
Самоорганизация :
уметь определять самостоятельно цели и планировать пути их достижения, в
том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения научных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с приведенными результатами, изучать
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющимся изменением;
делать выбор и брать на себя ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
дать адекватную оценку ситуации и предложить план ее изменений;
объяснить причины достижений (недостижения) результатов приводной
деятельности;
вносить необходимые коррективы в деятельность по решению проблем или по
отдельному проекту;
оценить соответствие результата цели и условий и при необходимости
скорректировать цель и процесс ее достижения.
Умение принятия себя и других:
Признавать свое право на ошибку при определении задачи или при
реализации проекта, это то же самое право, другое, на аналогичную ошибку.
Коммуникативные универсальные технологические действия
Publication:
в ходе обсуждения материалов, планирования и выполнения учебного
проекта;
в рамках публичного показа результатов проектной деятельности;
в ходе совместного решения задач с использованием облачных сервисов;
в ходе общения с другими культурами, например, с социальными сетями.
Совместная деятельность :
понимать и использовать преимущества командной работы в учебном
проекте;
понимать необходимость выработки знаково-символических средств как
необходимых условий успешной проектной деятельности;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника – совместная
деятельность участников;
владеть навыками постепенности своей точки зрения, используя при этом
законы логики;
уметь распознавать некорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для всех модулей обязательные предметные результаты:
организовать рабочее место в соответствии с изучаемым продуктом;
соблюдать
правила
безопасного
использования
ручных
и
электрифицированных инструментов и оборудования;
Грамотно и осознанно выполнять технологические операции в соответствии с
изучаемым выводом.
Предмет результатов освоения содержания модуля «Производство и
технологии»
К окончанию обучения в 5 классе:
назвать и охарактеризовать технологию;
назвать и охарактеризовать человека;
классифицировать технику, описать назначение техники;
объяснить понятия «техника», «машина», «механизм», охарактеризовать простые
механизмы и познать их в конструкциях и эффективных моделях окружающего
предметного мира;
использовать метод академического проектирования, выполнять научные
проекты;
Назовите и охарактеризуйте профессии, связанные с мировой техникой и
технологиями.
Предмет результатов освоения содержания модуля «Компьютерная графика.
Черчение»
К окончанию обучения в 5 классе:
виды и области применения графической информации;
названия типов графических изображений (рисунок, диаграмма, графики,
графы, эскиз, технический рисунок, чертёж, схема, карта, пиктограмма и другие);
обозначить элементы основных графических изображений (точка, линия,
контур, буквы и цифры, условные знаки);
называть и применять чертёжные инструменты;
прочитать и выполнить чертежи на листе А4 (рамка, основные надписи,
масштаб, виды, нанесение размеров);
охарактеризовать мир профессий, границы с черчением, компьютерной
графикой, их востребованность на рынке труда.
Предмет результатов освоения содержания модуля «Технологии обработки
материалов и пищевых продуктов»
К окончанию обучения в 5 классе:
самостоятельно выполнять технические проекты в соответствии с этапами
проектной деятельности; выбрать идею творческого проекта, выявлять потребность
в производстве продукта на основе анализа источников информации различных
видов и реализовывать ее в проектной деятельности;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы;
использовать средства и инструменты информационно-коммуникационных
технологий для решения прикладных учебно-познавательных задач;
назвать и охарактеризовать виды бумаги, ее свойства, получение и
применение;
названные народные промыслы по обработке древесины;
характеризовать свойства конструкционных материалов;
выбор материалов для изготовления изделий с учетом их свойств, технологий
обработки, инструментов и приспособлений;
называть и характеризовать виды древесины, пиломатериалов;
выполнять простые ручные операции (разметка, распиливание, строгание,
сверление) по обработке изделий из древесины с учётом её свойства, применять в
работе столовые инструменты и приспособления;
рассматривать, анализировать и сравнивать свойства древесины разных пород
деревьев;
Знать и называть пищевую ценность яиц, круп, овощей;
приводить обработку пищевых продуктов, способствуя сохранению их
пищевой ценности;
назвать и выполнить технологию первичной обработки овощей, крупную;
называть и выполнять технологию приготовления блюда из яиц, овощей,
круп;
именованные виды планировки кухни; способы рационального размещения
мебели;
называть и характеризовать комплектные материалы, классифицировать их,
описывать основные этапы производства;
анализировать и сравнивать свойства текстильных материалов;
выбор материалов, инструментов и оборудования для выполнения швейных
работ;
использовать ручные инструменты для выполнения швейных работ;
подготавливать швейную машину к работе с соблюдением правил ее
эксплуатации, выполнять простые операции машинной обработки (машинные
ленты);
Выполните последовательность изготовления швейных изделий, изучите
контроль качества;
характеризовать группу профессий, описывать особенности их развития,
объяснять социальное значение группы профессий.
Предмет результатов освоения содержания модуля «Робототехника»
К окончанию обучения в 5 классе:
классифицировать и характеризовать роботов по видам и назначению;
знать законы основной робототехники;
назвать и охарактеризовать назначение деталей робототехнического
конструктора;
охарактеризовать составные части роботов, датчики в современных
робототехнических средствах;
получить опыт моделирования машин и управления с помощью
робототехнического конструктора;
применять навыки моделирования машин и управления с помощью
робототехнического конструктора;
обладатель навыков индивидуальной и коллективной деятельности,
направленной на робототехническую продукцию;
характеризовать мир профессий, родственных связей с робототехникой.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем
п/п
программы
Количество часов
Всего КР ПР
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Производство и технологии
1.1 Технологии вокруг нас. Мир труда и
2
профессий
1.2 Проекты и проектирование
2
Итого по разделу
4
Раздел 2. Компьютерная графика. Черчение
2.1 Введение в графику и черчение
4
2.2 Основные элементы графических
4
изображений и их построение. Мир
профессий
Итого по разделу
8
Раздел 3. Технологии обработки материалов и пищевых продуктов
3.1 Технологии обработки
2
конструкционных материалов.
Технология, ее основные
составляющие. Бумага и ее свойства
3.2 Конструкционные материалы и их
2
свойства
3.3 Технологии ручной обработки
4
древесины. Технологии обработки
древесины с использованием
электрифицированного инструмента
3.4 Технологии отделки изделий из
2
древесины. Декорирование древесины
3.5 Контроль и оценка качества изделия
4
из древесины. Мир профессий. Защита
и оценка качества проекта
3.6 Технологии обработки пищевых
8
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего КР ПР
продуктов Мир профессий
3.7 Технологии обработки текстильных
материалов
3.8 Швейная машина как основное
технологическое оборудование для
изготовления швейных изделий
3.9 Конструирование швейных изделий.
Чертеж и изготовление выкроек
швейного изделия
3.1 Технологические операции по пошиву
0 изделия. Оценка качества швейного
изделия. Мир профессий
Итого по разделу
Раздел 4. Робототехника
4.1 Введение в робототехнику.
Робототехнический конструктор
4.2 Конструирование: подвижные и
неподвижные соединения,
механическая передача
4.3 Электронные устройства: двигатель и
контроллер, назначение, устройство и
функции
4.4 Программирование робота
4.5 Датчики, их функции и принцип
работы
4.6 Мир профессий в робототехнике.
Основы проектной деятельности
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
5 КЛАСС
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
п/п
1
2
Технологии вокруг нас
Технологический процесс.
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
2
2
4
6
36
4
2
2
2
4
6
20
68
0
Количество
часов
Всего КР ПР
1
1
0
Дата
изучения
1 неделя
02.09-06.09
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
№
п/п
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Тема урока
Практическая работа «Анализ
технологических операций»
Проекты и проектирование
Мини-проект «Разработка паспорта
учебного проекта»
Основы графической грамоты.
Практическая работа «Чтение
графических изображений»
Практическая работа «Выполнение
развёртки футляра»
Графические изображения
Практическая работа «Выполнение
эскиза изделия»
Основные элементы графических
изображений
Практическая работа «Выполнение
чертёжного шрифта»
Правила построения чертежей.
Практическая работа «Выполнение
чертежа плоской детали (изделия)»
Профессии, связанные с черчением,
их востребованность на рынке труда
(чертёжник, картограф и др.)
Технология, ее основные
составляющие. Бумага и её свойства.
Практическая работа «Изучение
свойств бумаги»
Производство бумаги, история и
современные технологии.
Практическая работа «Составление
технологической карты выполнения
изделия из бумаги»
Виды и свойства конструкционных
материалов. Древесина.
Практическая работа «Изучение
свойств древесины»
Индивидуальный творческий
(учебный) проект «Изделие из
древесины»: обоснование проекта,
анализ ресурсов
Количество
часов
Всего КР ПР
Дата
изучения
1
1
2 неделя
09.09 - 13.09
1
3 неделя
16.09 - 20.09.
1
1
1
4 неделя
23.09- 27.09.
1
5 неделя
30.09 - 04.10
1
1
6 неделя
07.10 - 11.10
1
6 неделя
07.10 - 11.10
1
7 неделя
14.10 -18.10
1
1
1
8 неделя
21.10 - 25.10
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
№
п/п
Тема урока
17 Технология обработки древесины
ручным инструментом
18 Выполнение проекта «Изделие из
древесины»: выполнение
технологических операций ручными
инструментами
19 Технологии обработки древесины с
использованием
электрифицированного инструмента
20 Выполнение проекта «Изделие из
древесины»: выполнение
технологических операций с
использованием
электрифицированного инструмента
21 Технологии отделки изделий из
древесины. Декорирование
древесины
22 Выполнение проекта «Изделие из
древесины». Отделка изделия
23 Контроль и оценка качества изделий
из древесины
24 Подготовка проекта «Изделие из
древесины» к защите
25 Профессии, связанные с
производством и обработкой
древесины: столяр, плотник, резчик
по дереву и др.
26 Защита и оценка качества проекта
«Изделие из древесины»
27 Основы рационального питания.
Пищевая ценность овощей.
Технологии обработки овощей
28 Групповой проект по теме «Питание
и здоровье человека». Практическая
работа «Разработка технологической
карты проектного блюда из овощей»
29 Пищевая ценность круп. Технологии
обработки круп. Практическая работа
«Разработка технологической карты
приготовления проектного блюда из
Количество
часов
Всего КР ПР
1
Дата
изучения
9 неделя
05.11-08.11
1
1
10 неделя
11.11.- 15.11
1
1
11 неделя
18.11- 22.11
1
1
12 неделя
25.11- 29.11
1
1
1
1
13 неделя
02.12 - 06.12
13 неделя
02.12 - 06.12
14 неделя
09.12- 13.12
1
1
15 неделя
16.12 - 20.12
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
№
п/п
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
Тема урока
крупы»
Пищевая ценность и технологии
обработки яиц. Лабораторнопрактическая работа «Определение
доброкачественности яиц»
Кулинария. Кухня, санитарногигиенические требования к
помещению кухни. Практическая
работа «Чертёж кухни в масштабе 1 :
20»
Сервировка стола, правила этикета.
Групповой проект по теме «Питание
и здоровье человека». Подготовка
проекта к защите
Мир профессий. Профессии,
связанные с производством и
обработкой пищевых продуктов
Защита группового проекта
«Питание и здоровье человека»
Текстильные материалы, получение
свойства. Практическая работа
«Определение направления нитей
основы и утка, лицевой и изнаночной
сторон»
Общие свойства текстильных
материалов. Практическая работа
«Изучение свойств тканей»
Швейная машина, ее устройство.
Виды машинных швов
Практическая работа «Заправка
верхней и нижней нитей машины.
Выполнение прямых строчек»
Конструирование и изготовление
швейных изделий
Индивидуальный творческий
(учебный) проект «Изделие из
текстильных материалов»:
обоснование проекта, анализ
ресурсов
Чертеж выкроек швейного изделия
Количество
часов
Всего КР ПР
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1
1
16 неделя
23.12.-27.12
1
1
17 неделя
13.01 -17.01
1
1
18 неделя
20.01- 24.01
1
1
19 неделя
27.01- 31.01
4 неделя
23.09- 27.09.
1
1
20 неделя
03.02 - 07.02
1
1
21 неделя
№
п/п
Тема урока
42 Выполнение проекта «Изделие из
текстильных материалов» по
технологической карте: подготовка
выкроек, раскрой изделия
43 Ручные и машинные швы. Швейные
машинные работы
44 Выполнение проекта «Изделие из
текстильных материалов» по
технологической карте: выполнение
технологических операций по
пошиву изделия
45 Оценка качества изготовления
проектного швейного изделия
46 Подготовка проекта «Изделие из
текстильных материалов» к защите
47 Мир профессий. Профессии,
связанные со швейным
производством: конструктор,
технолог и др.
48 Защита проекта «Изделие из
текстильных материалов»
49 Робототехника, сферы применения
50 Практическая работа «Мой роботпомощник»
51 Конструирование робототехнической
модели
52 Практическая работа «Сортировка
деталей конструктора»
53 Механическая передача, её виды
54 Практическая работа «Сборка
модели с ременной или зубчатой
передачей»
55 Электронные устройства:
электродвигатель и контроллер
56 Практическая работа «Подключение
мотора к контроллеру, управление
вращением»
57 Алгоритмы. Роботы как исполнители
58 Практическая работа «Сборка
Количество
часов
Всего КР ПР
Дата
изучения
1
10.02 - 14.02
1
22 неделя
17.02 - 21.02
1
1
23 неделя
24.02 - 28.02
1
1
24 неделя
03.03 - 07.03
1
1
1
25 неделя
10.03 - 14.03
1
1
1
1
1
26 неделя
17.03 – 21.03
27 неделя
24.03 – 28.03
28 неделя
07.04 - 11.04
1
1
1
29 неделя
14.04 - 18.04
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
№
п/п
Тема урока
модели робота, программирование
мотора»
59 Датчики, функции, принцип работы
60 Практическая работа «Сборка
модели робота, программирование
датчика нажатия»
61 Создание кодов программ для двух
датчиков нажатия
62 Практическая работа
«Программирование модели робота с
двумя датчиками нажатия»
63 Групповой творческий (учебный)
проект по робототехнике (разработка
модели с ременной или зубчатой
передачей, датчиком нажатия):
обоснование проекта
64 Определение этапов группового
проекта по робототехнике. Сборка
модели
65 Программирование модели робота.
Оценка качества модели робота
66 Испытание модели робота.
Подготовка проекта к защите
67 Защита проекта по робототехнике
68 Мир профессий в робототехнике:
инженер по робототехнике,
проектировщик робототехники и др.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Количество
часов
Всего КР ПР
Дата
изучения
1
1
30 неделя
21.04 - 25.04
1
31 неделя
28.04 - 02.05
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1
32 неделя
05.05 - 08.05
1
1
33 неделя
12.05- 16.05
1
1
34 неделя
19.05-23.05.
1
1
68
0
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1) Технология : 5-й класс : учебник / Е. С. Глозман, О. А. Кожина, Ю. Л.
Хотунцев [и др.]. - 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2023. — 272 с.
2) Технология : 5-й класс : электронная форма учебника / Е. С. Глозман, О. А.
Кожина, Ю. Л. Хотунцев [и др.]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение,
2023. — 272 с
3) Технология : 6-й класс : учебник / Е. С. Глозман, О. А. Кожина, Ю. Л.
Хотунцев [и др.]. - 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2023. — 272 с.
4) Технология : 6-й класс : электронная форма учебника / Е. С. Глозман, О. А.
Кожина, Ю. Л. Хотунцев [и др.]. - 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение,
2023. — 272 с.
5) Технология : 7-й класс : учебник / Е. С. Глозман, О. А. Кожина, Ю. Л.
Хотунцев [и др.]. - 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2023. — 336 с.
6) Технология : 7-й класс : электронная форма учебника / Е. С. Глозман, О. А.
Кожина, Ю. Л. Хотунцев [и др.]. - 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение,
2023. — 336 с.
7) Технология : 8–9-е классы : учебник / Е. С. Глозман, О. А. Кожина, Ю. Л.
Хотунцев [и др.]. - 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2023. — 336 с.
8) Технология : 8–9-е классы : электронная форма учебника / Е. С. Глозман, О.
А. Кожина, Ю. Л. Хотунцев [и др.]. - 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение,
2023. — 336 с
9) Воронин И. Программирование для детей. От основ к созданию роботов / И.
Воронин, В. Воронина. — СПб. : Питер, 2018. — 292 с.
10) Глозман Е. С. Школа резьбы по дереву и токарное творчество / Е. С. Глозман,
А. Е. Глозман. — М. : Эксмо, 2009. — 144 с.
11) Глозман Е. С. Метод проектов в технологическом образовании: монография /
Е. С. Глозман, А. Е. Глозман, Д. А. Махотин, О. И. Нагель ; под ред. В. А.
Кальней. — М. : Педагогическая академия, 2010. — 208 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1) Федеральная рабочая программа основного общего образования по
технологии. М.: ИСРО РАО, 2024 г
2) Методическое письмо по учебному предмету «Труд (технология). Письмо
Минпросвещения России №01-09/419 от 21.06.2024г
3) Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 05
июля 2021 г. № 64101).
4) СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования
к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
5) Технология: 5–9-е классы: методическое пособие и примерная рабочая
программа к предметной линии Е. С. Глозман и др. / Е. С. Глозман, А. Е.
Глозман, Е. Н. Кудакова. — М. : Просвещение, 2023.
6) Глозман Е. С. От самостоятельных учебных работ к учебным и творческим
проектам : Непрерывное технологическое образование в условиях
инновационного развития России : материалы Всероссийской научнопрактической конференции, 1–3 февраля 2010 г. / под ред. проф. А. А.
Карачева, доц. Ф. Н. Зиминой. — М. : МПГУ, 2010. — С. 271–274.
7) Глозман Е.
С. Теоретические основы создания учебников для
общеобразовательной школы // Наука и школа. — 2010. — № 2.
8) Глозман Е. С. О сущности школьного учебника и его дидактических
функциях // Вестник Московского городского педагогического университета.
— 2012 - № 1 (19). - С. 90–96.
9) Глозман Е. С. Электронные источники учебной информации и их значение в
технологическом образовании школьников // Образование. Наука. Научные
кадры. - 2012. № 2.
10) Глозман Е. С. Средства обучения - основа трудового и технологического
образования школьников // Вестник университета МВД России. - 2012. - № 6.
11) Филимонова (Кудакова) Е. Н. Санитарно-пищевая мини-экспресслаборатория
учебная СПЭЛ-У : методические рекомендации для учителя / Е. Н.
Филимонова (Кудакова), О. А. Кожина, И. А. Филаткина, А. А. Мельник, А. Г.
Муравьёв. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб. :Крисмас+, 2018. — 60 с.
12) Хотунцев Ю. Л. Человек, технологии, окружающая среда: учебное пособие
для преподавателей и студентов. — М. : Прометей, 2019. - 354 с.
13) Хотунцев Ю. Л. Учебное и творческое проектирование по технологии:
теоретические основы и практические рекомендации учителям и
обучающимся : методические рекомендации / Ю. Л. Хотунцев, В. М. Заенчик,
В. Е. Шмелев. - Прометей, 2020. — 138 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://window.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
http://www.tulaschool.ru/
http://www.planetashkol.ru/
http://www.1class.ru/
http://www.school-collection.edu.ru/