Ермолин
а
Наталья
Николаев
на
Подписан: Ермолина Наталья
Николаевна
DN: C=RU, OU=Директор, O="
МБОУ ""
Железнодорожненское
СОШ""", CN=Ермолина
Наталья Николаевна,
E=Jeldor2012@mail.ru
Основание: мною рассмотрен
этот документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2024.09.06 11:49:
04+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящая рабочая программа курса «Индивидуальный проект» в целях
обеспечения требований федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования призван создать условия для индивидуальной проектной
деятельности, ориентированной на развитие комплекса метапредметных результатов
обучающихся, осваивающих среднее общее образование.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект) и является
обязательным для выбора изучения всеми обучающимися на уровне среднего общего
образования.
При разработке рабочей программы курса «Индивидуальный проект» для 11 класса
в основу положены следующие документы:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (ФГОС СОО), утвержденный Приказом Минпросвещения от
17.05.2012 № 413 (с изменениями от 11.12.2020 № 712). — 11 класс
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Минобразования России от 17.05.2012 г. № 413 (с
изменениями и дополнениями): п.11. Индивидуальный проект. Требования к
организации. Требования к результатам;
СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее – СанПиН),
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 N 189 (с изменениями и дополнениями);
Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся
(Сборник программ «Исследовательская и проектная. Социальная деятельность.
Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа /
С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др., - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014 –
серия «Работаем по новым стандартам);
Значительные изменения, происходящие в последние годы в российском
образовании, проявившиеся, в частности, в утверждении принципов личностноориентированного образования и индивидуального подхода к каждому ученику, сделали
популярными новые методы обучения. Одним из них стал метод проектов в целом и
метод индивидуальных проектов в частности. Согласно разрабатываемому
Федеральному Государственному Образовательному Стандарту учебный план старшей
школы должен включать «Индивидуальный учебный проект».
Таким образом, актуальность данного курса обусловлена потребностью
государства в активном, самостоятельном, мобильном, информационно грамотном,
компетентном гражданине общества, а также необходимостью формирования учебнопознавательной компетентности учащихся. Так как она занимает особое место в
совокупности компетентностей личности, обеспечивает присвоение человеком всего
целостного и разнообразного мира культуры. Более того, познавательная составляющая
имманентно присутствует в остальных видах ключевых компетентностей. В тоже время
результаты многочисленных исследований учёных, методистов, педагогов-практиков
свидетельствуют о недостаточном уровне владения учащимися ключевыми
2
образовательными компетентностями и в том числе важнейшей из них – учебнопознавательной. Методологическая основа программы:
труды по теории и методологии конструирования содержания образования
(Ю. К. Бабанский, А. С. Кондратьев, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, И. Марев,
М. С. Скаткин и др.);
работы,
раскрывающие
сущность
процессов
моделирования,
проектирования, прогнозирования и управления развитием педагогических
систем (Е. С. Заир-Бек, Е.И.Казакова, Н.В.Кузьмина; М.Н.Кларин, В. Е.
Радионов, В. А. Якунин и др.).
труды Попова А. А. Социально-философские основания современных
практик открытого образования
Попов А.А., Проскуровская И.Д.
Педагогическая антропология в контексте идеи самоопределения.
ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ
Цель изучения предмета «Индивидуальный проект»:
формирование проектной компетентности обучающихся, осваивающих основную
образовательную программу среднего общего образования.
Задачи:
1) сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления;
2) выработать способность к инновационной, аналитической, творческой,
интеллектуальной деятельности;
3) продолжить формирование навыков проектной и учебно-исследовательской
деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов
действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких
учебных предметов или предметных областей;
4) развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,
структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных,
презентации результатов;
5) удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
6) общеобразовательную, общекультурную составляющую данной ступени общего
образования;
7) развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной
и ценностно-смысловой сферы;
8) развитие навыков самообразования и самопроектирования;
9) углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного
знания или вида деятельности;
10) совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной
деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
Сроки реализации программы 1 год (11 класс)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Программный материал отражает современные запросы общества и государства к
построению образовательного процесса: деятельностный характер обучения, ориентир на
3
метапредметные результаты, развитие информационной грамотности, в том числе и
навыков владения ИКТ при освоении образовательных программ.
Ценностные ориентиры Программы определяются направленностью на
национальный воспитательный идеал, востребованный современным российским
обществом и государством.
Программа предусматривает поэтапное сопровождение деятельности обучающихся
по реализации индивидуального проекта. Программа учебного (элективного) курса
«Индивидуальный проект» представлена модулями, освоение которых в полном объеме
позволит сопроводить подготовку и реализацию обучающимися, осваивающими ООП
среднего общего образования, индивидуального проекта, а также подготовить его к
защите. Форма защиты и процедура оценивания индивидуального проекта
регламентируется соответствующим локальным актом образовательной организации.
Принципы и особенности содержания Программы:
• признание объективности существования индивидуальных целей учащегося в
образовательном процессе;
• индивидуализация и персонификация образовательного процесса;
• максимальное разнообразие представленных возможностей для развития
личности;
• непрерывность
и
преемственность
образовательного
процесса
как
взаимосвязанного, объединенного единством и последовательностью целей образования;
• «не навреди», психологический контакт с подопечным и атмосфера доверия;
• взаимодополняемость психологической, педагогической, информационной,
тьюторской составляющих;
• свобода выбора учащимся предметных направлений;
• получение помощи, принцип наставничества.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством учителя (тьютера) в течение учебного времени, отведенного учебным
планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или
разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного,
инновационного, конструкторского, инженерного.
На уровне среднего общего образования роль учителя (тьютера) сводится к
минимуму.
Старшеклассники сами определяют личностно-значимую проблему,
формулируют тему, ставят цели и задачи своего проектирования, выдвигают гипотезу.
Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства и
предлагают варианты практического использования проектного и исследовательского
продукта.
Обязанности участников проектной деятельности
Роль учителя
Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивая деятельность
школьника:
• консультирует (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную
оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную
среду и т. п.);
• мотивирует (раскрывает перед обучающимися ситуацию проектной деятельности
как ситуацию выбора и свободы самоопределения);
• провоцирует (предлагает вопросы, требующие размышления, самостоятельной
оценки деятельности, моделирует различные ситуации);
4
• наблюдает (получение информации, которая позволит продуктивно работать во
время консультации и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности
учащихся);
• поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности;
• координирует работу обучающихся.
Роль ученика
• выступает активным участником, т.е. становится субъектом деятельности;
• имеет определенную свободу в выборе способов и видов деятельности для
достижения поставленной цели;
• имеет возможность самостоятельно приращивать знания и навыки по выбранной
проблеме (теме);
• повышается ответственность за выполнение работы и ее результаты;
• самостоятельное планирование деятельности и презентация её результатов;
• возможность совместной интеллектуальной деятельности малых групп,
консультации учителя.
СПЕЦИФИКА ПРОГРАММЫ
Программа предназначена для обучающихся 11-го класса.
Отличительная особенность курса состоит в том, что предмет «Индивидуальный
проект» представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое
обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, что обеспечивает
приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных
областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении
приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также
развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и
результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной,
художественно-творческой, иной). В основе проектной деятельности лежит развитие
познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого
мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Индивидуальный
проект является логическим завершением школьной проектной системы и,
одновременно, переходным элементом, мостом к взрослой, самостоятельной жизни
человека.
Особенности учебно-исследовательской деятельности и
проектной работы
старшеклассников обусловлены, в первую очередь, открытостью образовательной
организации на уровне среднего общего образования. Исследование и проект
приобретают статус инструментов учебной деятельности полидисциплинарного
характера, необходимых для освоения социальной жизни и культуры. Процесс
становления проектной деятельности предполагает и допускает наличие проб в рамках
совместной деятельности обучающихся и учителя. На уровне среднего общего
образования проект реализуется самим старшеклассником. Обучающиеся
самостоятельно формулируют предпроектную
идею, ставят цели, описывают
необходимые ресурсы и пр. Начинают использоваться элементы математического
моделирования и анализа как инструмента интерпретации результатов исследования.
Обучающийся сам определяет параметры и критерии успешности реализации проекта.
Кроме того, он формирует навык принятия параметров и критериев успешности проекта,
предлагаемых другими, внешними по отношению к школе социальными и культурными
сообществами.
5
На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями проектной
и учебно-исследовательской деятельности являются:
–исследовательское;
–информационное;
–социальное;
–бизнес-проектирование;
–инженерное.
Формы организации занятий:
–индивидуальная;
–парная;
–групповая;
–коллективная;
–самостоятельная работа.
Результаты проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно
выделить следующие:
макеты, модели, рабочие установки, схемы, план -карты;
постеры, презентации;
альбомы, буклеты, брошюры, книги;
реконструкции событий;
эссе, рассказы, стихи, рисунки;
результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
документальные фильмы, мультфильмы;
выставки, игры, тематические вечера, концерты;
сценарии мероприятий;
веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые
носители) и др.
Результаты
учебно-исследовательской
деятельности
могут
быть
представлены в виде:
рефератов;
статей, обзоров;
отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках
исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по
различным предметным областям;
моделей, образцов.
Защита индивидуального проекта может проходить в форме:
–конференций,
–семинаров
–круглых столов и т.д.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействие с:
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение
текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
- информатикой (использование ИКТ для индивидуальных проектов);
- с другими предметными областями по теме индивидуального проекта ученика
Учебный предмет «Индивидуальный проект» входит в образовательную область
«Технология», с целью обучения технологии проектной деятельности в школе в
6
соответствии с фундаментальным ядром образования является формирование субъектсубъектного характера взаимоотношений между учителем и учащимися.
МЕСТО ПРЕДМЕТА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
11 КЛАСС
. «Индивидуальный проект» является обязательной частью общеобразовательных
учебных предметов на ступени среднего (полного) образования. Согласно годовому
календарному графику школы в 11-ом классе - в режиме 34 учебных недель в объеме 1
час в неделю (34 часа).
Программа рассчитана на очную форму.
В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные
технологии (ИКТ, тьюторские технологии, проблемное обучение, учебное исследование,
проблемно-поисковые технологии, творческие проекты). Индивидуальный проект
выполняется обучающимся в течение двух лет в рамках учебного времени, специально
отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного
исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального,
прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Формы обучения:
• индивидуальная
• парная
• групповая
• коллективная
• фронтальная
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
•
словесные методы (проблемная беседа, диспут, дискуссия, публичное
выступление учащегося с докладом);
•
наглядные методы (демонстрация способов деятельности: способы решения
задач, правила пользования приборами, демонстрация опытов, презентации);
•
практические методы (самостоятельное выполнение творческих упражнений
прикладной направленности, проведение учащимися опытов, исследовательской
деятельности);
•
логические методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение);
•
проблемно-поисковые методы (проблемное изложение знаний, эвристический
метод, исследовательский метод);
•
методы самостоятельной работы (методы управления собственными учебными
действиями: учащиеся приобретают навыки работы с дополнительной литературой, с
учебником, с ИНТЕРНЕТ, навыки решения учебной проблемы (проверка гипотезы,
проведение эксперимента, выполнение исследовательской деятельности, составление
презентации и её защита).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» В 11 КЛАССЕ
Учебный предмет «Индивидуальный проект» побуждает у старшеклассников
эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создает условия для
формирования системы ценностей, позволяющей формировать у них готовность к
выбору действий определенной направленности, критически оценивать свои и чужие
действия и поступки.
7
Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:
в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной
ответственности за Отечество;
в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
в формировании разностороннего, интеллектуально - творческого и духовного
развития;
в формировании основ художественного мышления;
в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его
активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в
современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное
наследие.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения
учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения,
ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и
коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и
профессиональному самоопределению;
- овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления
целесообразной и результативной деятельности;
- развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми
компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и
интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению
(разрешению)
проблем, осознанному
использованию
информационных
и
коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;
- обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать
избранное направление образования;
- обеспечение профессиональной ориентации обучающихся
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
-действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью
учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем,
что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться
вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ
на него;
-действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания,
обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных
ценностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ.
Регулятивные:
-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
8
-прогнозирование –
предвосхищение результата и
уровня
усвоения;
его временных
характеристик;
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
-коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ
действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального
продукта;
-оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Познавательные:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
-знаково-символические: моделирование - преобразование объекта из чувственной
формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где
выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью
выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
-умение структурировать знания;
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной формах;
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности; -смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов,
относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной
информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,
публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка
языка средств массовой информации.
Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение
целей, функций участников, способов взаимодействия;
-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
-разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий
партнера;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации;
-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Логические общеучебные умения и навыки
9
- Разностороннее рассмотрение объектов, выявление в них различных свойств и
особенностей.
- Выявление различий при сравнении объектов.
- Установление существенных и несущественных свойств объектов (понятий).
- Классификация объектов множества по некоторому основанию.
Подведение объектов под известные понятия.
- Выделение в определении понятия рода и видовых признаков.
-Установление необходимости или достаточности или необходимости и
достаточности известного признака (условия) понятия.
- Определение причинно-следственной зависимости.
- Подбор примеров, иллюстрирующих общее правило (определение).
- Приведение контрпримеров для неверных утверждений.
- Формулирование выводов по результатам анализа.
- Формулирование утверждения в форме условного предложения.
- Формулирование утверждения, обратного данному.
- Формулирование утверждения, противоположного данному.
- Формулирование гипотезы.
- Построение по правилу (формуле) пошаговой программы.
- Построение плана-схемы изученного учебного раздела или темы.
- Моделирование и построение эскизов будущего проекта.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебную работу
- Четкое и правильное осознание цели своей работы.
- Составление плана своей работы (достижения цели).
- Разработка режима дня.
- Контроль за соответствием выполняемой работы поставленной цели.
- Контроль за правильностью результата работы.
-Оценка правильности выполнения задания.
- Самооценка уровня овладения учебным материалом.
- Умение работы с текстом
- Постановка вопросов к прочитанному тексту.
- Подбор заголовков к абзацам (разделам) текста.
- Формулирование главной мысли, содержащейся в тексте.
- Разбивка текста на смысловые части.
- Составление плана текста.
Информационно-библиографические умения и навыки
-Умение пользоваться предметным и именным указателями, оглавлениями.
- Нахождение в учебнике ответов к задачам.
- Умение пользоваться терминологическими словарями - Умение пользоваться
каталогами библиотеки.
- Правильное библиографическое оформление цитат, выписок и списков
литературы.
Культура устной и письменной речи
- Выступление с докладом на заданную тему
- Рецензирование текста или выступления.
- Составление характеристики географических объектов, исторических деятелей,
литературных героев.
- Описание рисунка или картины.
- Передача своего впечатления от прослушанного музыкального произведения.
10
- Составление конспекта прочитанного текста или прослушанного выступления,
лекции, доклада.
- Составление реферата на определенную тему по нескольким литературным
источникам.
- Написание отзыва на прочитанный текст.
Выпускник (11 класс) научится:
–планировать и
выполнять учебное
исследованиеи
учебный
проект,
используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные
исследуемой проблеме;
–выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
–распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём
научного исследования; отбирать адекватные методы исследования, формулировать
вытекающие из исследования выводы;
–использовать такие методы
и
приёмы,
как наблюдение,
постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент,
моделирование,
–использование
математических
моделей,
теоретическое
обоснование, установление границ применимости модели/теории;
–использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных
и исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание, сравнительное
историческое описание, объяснение, использование статистических данных,
интерпретация фактов;
–ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые
средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
–отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к
суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
–видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок,
моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Национально-региональный компонент реализуется путем вкрапления
элементов регионального компонента в индивидуальных проектах по тематическому
выбору учащихся. Индивидуальные проекты учащихся могут отражать:
природно-экологическое, географо-демографическое,
этническое,
национальное, историческое своеобразие Республики Крым;
\потребность региональной самоидентификации общества, обретение
исторической памяти;
региональную специфику.
Индивидуальный проект является кульминацией системы проектных работ и, в
некотором смысле, всего обучения в школе. Индивидуальный проект покажет все те
навыки, которыми овладел старшеклассник за все годы школьного обучения.
По своей сути предмет является также и подготовкой к институту. Достаточно
часто ученики связывают тему своего проекта с направлением, по которому собираются
поступать. Таким образом, индивидуальный проект – это хорошая возможность
прочувствовать выбранную специальность еще до момента поступления, осознать
правильность своего выбора и успеть переориентироваться в случае необходимости.
Кроме того, при работе над проектом старшеклассник осваивает те необходимые навыки,
которые в любом случае потребуются ему в институте и в его профессиональной
деятельности.
11
Учащиеся учатся самостоятельно:
-определять и формулировать задачу;
-планировать свою работу;
-обращаться за помощью к специалистам (иногда, к незнакомым);
-искать необходимую информацию;
-применять коммуникативные способности;
-организовывать работу других людей;
-профессионально использовать ИКТ в процессе работы и для подготовки
презентации; -выступать с докладом.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
сформированность навыков
коммуникативной, учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного
применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач,
используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,
структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных,
презентации результатов. В процессе обучения учащиеся приобретают следующие
конкретные умения:
умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность;
способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять
приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно
реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе
предварительного планирования;
способность использовать доступные ресурсы для достижения целей;
осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом,
обладающие выраженными потребительскими свойствами;
сформированность умений использовать многообразие информации
и
полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания,
планирования и выполнения индивидуального проекта.
Учащиеся получат возможность научиться:
- совершенствованию духовно-нравственных качеств личности;
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект;
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности,
осваивать новые языковые средства;
- формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном
информационном обществе;
12
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических
умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество
выполненного проекта.
В ходе изучения курса учащиеся должны знать:
-способы обработки текстовых источников информации; -способы анализа текста и
записи прочитанного.
Учащиеся должны уметь:
-работать с текстом;
-анализировать источники информации;
-комбинировать разные способы обработки текстовой информации.
Выпускник (11 класс) получит возможность научиться:
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное
исследование, учебный и социальный проекты;
использовать догадку, озарение, интуицию;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для
социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск
исторических образцов;
использовать некоторые приёмы художественного познания мира:
целостное отображение мира, образность, художественный вымысел,
органическое единство
общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные
способности, осваивать новые языковые средства;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за
качество выполненного проекта.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
11 КЛАСС.
Модуль 1. Введение в проектную деятельность. (2 часа)
Проект как тип деятельности проектная культура. Анализ итогов проектов 10
класса. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский,
информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских
проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и
презентация проекта. Методология и технология проектной деятельности.
Модуль 2. Мониторинг проекта. (6 часов)
Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного
положения. Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка
задач и выбор критериев оценки результатов. Сбор и уточнение информации.
Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»).
Виды
проектов:
практико-ориентированные,
исследовательские,
информационные проекты. Цели, задачи проектирования в современном мире,
проблемы. Конструирование темы и проблемы проекта. Проектный замысел.
Тьюторская технология разработки и выбора темы. Определение цели,
формулирование задач. Обзор видов научных работ: доклад, научная статья,
монография. Составление тезисов работы. Требования к их написанию. Критерии
оценки курсовой и исследовательской работы. Защита первоочередного замысла
13
Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.
Выполнение проекта. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Расчет
календарного графика проектной деятельности. Работа с научной литературой.
Работа в сети Интернет. Оформление и систематизация материалов. Способы и
формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования.
Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и
иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Подготовка к
публичной защите проекта.
Модуль 3. Управление проектом, курсовой или исследовательской работой. (8
часов)
Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта, курсовых
работ.
Критерии без отметочной
самооценки и оценки продуктов проекта.
Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Проведение
мини – выступления, посвященного презентации и защите замыслов проектов.
Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуальных
проектов. Критерии контроля.
Методы исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.
Методы исследования: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция,
моделирование и др. Организация работы по подготовке устного представления.
Строение научного исследования и его элементы. Компьютерная обработка
данных исследования, проекта и курсовых работ.
Разработка стратегии реализации, определение этапности и точек контроля.
Расчет календарного графика. Создание кейса. Составление плана графика работы
над исследованием.
Индивидуальные и групповые консультации. Работа над эскизом проектов,
оформлением курсовых работ. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных
плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Методы работы в музеях, архивах и с
научной литературой.
Модуль 4. Сбор материала, организация работы с научной литературой. (5
часов)
Библиография, справочная литература, каталоги. Организация работы с
научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, словари,
справочники.
Оформление эскизов и моделей, макеты проектов. Оформление курсовых
работ. Научные документы и издания. Библиографические издания, периодическая
печать. Структурирование информации и своего проекта. Структурирование
информации и своего проекта. Умение выделять главное. Защита теоретической
части проекта.
Модуль 5. Самоконтроль и анализ собственного движения в проекте. (5
часов)
Рефлексия проектной деятельности. Самоконтроль и анализ собственного
движения в проекте. Индивидуальный прогресс в компетенциях. Стандартизация и
сертификация. Государственная система стандартизации Российской Федерации и
14
ее правовые основы. Законы РФ «О стандартизации» и «О защите прав
потребителей».
Экспертиза действий и движения в проекте. Подведение итогов,
конструктивный анализ выполненной работы. Применение информационных
технологий в исследовании. Оформление проектной работы. Формы
представления проектов
Модуль 6. Публичная защита результатов проектной деятельности. (8 часов)
Невербальная коммуникация. Письменные и наглядные материалы.
Приложения. Ведение дискуссии. Управление завершением проекта, курсовых
работ. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта,
курсовых работ. Организационно-консультативные занятия. Промежуточные
отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения
проекта. Предзащита проекта.
Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. Публичная защита
результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки успеха публичного
выступления.
Коммуникативные
барьеры.
Коммуникативные
навыки.
Компетенции общения.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
11 КЛАСС
Наименование
Учебные
разделов и тем
часы
Модуль 1. Введение в проектную
деятельность
Модуль 2. Мониторинг проекта.
Модуль 3. Управление проектом,
курсовой иди
исследовательской работой
Модуль 4. Сбор материала, организация
работы с научной литературой.
Модуль 5. Самоконтроль и анализ
собственного движения в проекте.
Модуль
6.
Публичная
защита
результатов проектной деятельности.
ИТОГО
Проверочные
работы
(теория)
2
1
6
1
8
1
5
1
5
1
8
1
34
6
15
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС (1 час в неделю, всего 34 часа)
Количество
часов
Всего КР ПР
№
п/п
Тема занятия
1
Повторение материала 10 класса.
1
1 неделя
02.09-06.09
2
Понятие проекта. Виды проектов:
практико-ориентированные,
исследовательские,
информационные проекты.
1
2 неделя
09.09 - 13.09
3
Индивидуальный образовательный
проект. Учебный план. Задачи
курса.
1
3 неделя
16.09 - 20.09.
4
Типология проектов: волонтерские,
социальной направленности,
бизнес-планы, проекты-прорывы.
1
4 неделя
23.09- 27.09.
5
Цели, задачи проектирования в
современном мире, проблемы.
1
5 неделя
30.09 - 04.10
6
Конструирование темы и проблемы
проекта. Проектный замысел.
1
6 неделя
07.10 - 11.10
7
Обзор видов научных работ:
доклад, научная статья,
монография.
Критерии оценки курсовой и
исследовательской работы
Критерии без отметочной
самооценки и оценки продуктов
проекта.
Логика действий и
последовательность шагов при
планировании индивидуальных
проектов.
1
7 неделя
14.10 -18.10 https://www.youtube.com/
watch?v=uQWEi8hNbbw
1
8 неделя
https://www.youtube.com/
21.10 - 25.10 watch?v=1-seJqCd7aA
9 неделя https://www.youtube.com/w
05.11-08.11 atch?v=1-seJqCd7aA
8
9
10
1
1
Дата
Электронные цифровые
изучения
образовательные ресурсы )
(план)
https://www.yandex.ru/vid
eo/preview/109537909347
23505701?tmpl_version=r
eleases%2Ffrontend%2Fvi
deo%2Fv1.1175.0%23817
6092b1729099818a46147
0f6d43650cb5f794
https://nsportal.ru/shkola/dop
olnitelnoeobrazovanie/library/2017/09/
14/vidy-proektovklassifikatsiya-osobennosti
https://www.yandex.ru/vid
eo/preview/109537909347
23505701?tmpl_version=r
eleases%2Ffrontend%2Fvi
deo%2Fv1.1175.0%23817
6092b1729099818a46147
0f6d43650cb5f794
https://nsportal.ru/shkola/d
opolnitelnoeobrazovanie/library/2017/0
9/14/vidy-proektovklassifikatsiya-osobennosti
https://www.youtube.com/
watch?v=d3YHndXY3Cg
&t=2s
https://www.youtube.com/
watch?v=d3YHndXY3Cg
&t=2s
10 неделя
11.11.- 15.11 https://www.youtube.com/
watch?v=uQWEi8hNbbw
16
Методы исследования:
наблюдение, сравнение, измерение,
эксперимент.
Методы исследования:
абстрагирование, анализ и синтез,
индукция и дедукция,
моделирование и др.
Разработка стратегии реализации,
определение этапности и точек
контроля.
Расчет календарного графика.
Создание кейса
1
11 неделя https://www.youtube.com/
18.11- 22.11 watch?v=g0n0qm6_NOs&
t=2s
1
12 неделя
https://www.youtube.com/
25.11- 29.11
watch?v=g0n0qm6_NOs&
t=2s
1
13 неделя https://www.youtube.com/
02.12 - 06.12 watch?v=K02Dzn7n15M
1
15
Компьютерная обработка данных
исследования.
1
16
Оформление таблиц, рисунков и
иллюстрированных плакатов,
ссылок, сносок, списка литературы.
1
17
Методы работы в музеях, архивах
и с научной литературой
1
18
Знакомство с каталогами.
Энциклопедии, словари,
справочники.
1
19
Оформление эскизов и моделей,
макеты проектов.
Библиографические издания,
периодическая печать.
1
Структурирование информации и
своего проекта.
Самоконтроль и анализ
собственного движения в проекте.
Индивидуальный прогресс в
компетенциях.
1
14 неделя
https://multiurok.ru/files/p
09.12- 13.12 rezentatsiia-planissledovaniia-k-kursuproektnai.html
15 неделя https://infourok.ru/prezent
16.12 - 20.12 aciya-ispolzovanievideorolika-vprodvizhenii-proekta5192236.html
16 неделя
https://infourok.ru/prezent
23.12.-27.12 aciya-istochnikiinformacii-k-kursuindividualnyj-proekt-9-11klass-6616930.html
17 неделя
https://obrazovanie13.01 -17.01 gid.ru/konspekty/metodika
-raboty-v-muzeyaharhivah-konspekturoka.html
18 неделя
https://infourok.ru/urok20.01- 24.01 prezentaciya-metodikakonspektirovaniya2102806.html
19 неделя
https://www.youtube.com/
27.01- 31.01 watch?v=oUs9oiEO5V4
20 неделя
https://infourok.ru/urok03.02 - 07.02 prezentaciya-metodikakonspektirovaniya2102806.html
21 неделя https://www.youtube.com/
10.02 - 14.02 watch?v=fElE_gyx9nc
22 неделя https://www.youtube.com/
17.02 - 21.02 watch?v=XmZGIR-Kt50
23 неделя https://infourok.ru/prezent
24.02 - 28.02 aciya-po-predmetuindividualnyj-proektpoziciya-eksperta6106366.html
11
12
13
14
20
21
22
23
1
1
1
1
17
24
Стандартизация и сертификация.
Государственная система
стандартизации
1
24 неделя https://www.consultant.ru/
03.03 - 07.03 document/cons_doc_LAW
_181810/
25
Российская Федерация и ее
правовые основы.
1
25 неделя https://www.consultant.ru/
10.03- 14.03 document/cons_doc_LAW
_181810/
26
Законы РФ «О стандартизации» и
«О защите прав потребителей».
1
27
Невербальная коммуникация.
1
28
Ведение дискуссии. Способы
налаживания контакта с
аудиторией
Главные предпосылки успеха
публичного выступления.
1
https://www.consultant.ru/
26 неделя
document/cons_doc_LAW
17.03 – 21.03
_181810/
27 неделя
https://4brain.ru/blog/neve
24.03-28.03 rbalnoe-obschenie-ochem-govorit-yazyk-tela/
28 неделя
https://www.youtube.com/
07.04 - 11.04 watch?v=SOVdLfPfxHM
&t=5s
30
Коммуникативные навыки.
Компетенции общения.
Коммуникативные барьеры.
1
31
Оформление результатов.
1
32
Методы и правила оформления
результатов.
Культура выступления.
Доступность сообщения.
1
1
33 неделя
12.05- 16.05
https://infourok.ru/kulturavistupleniya-oratorskoeiskusstvo-2704002.html
Оригинальность позиции автора.
Наличие собственной позиции.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
1
34 неделя
19.05-23.05.
https://www.youtube.com/wa
tch?v=SOVdLfPfxHM&t=5s
29
33
34
1
34
29 неделя
https://www.youtube.com/
14.04 - 18.04 watch?v=SOVdLfPfxHM
&t=5s
30 неделя
https://nsportal.ru/shkola/k
21.04 - 25.04 orrektsionnayapedagogika/library/2016/0
5/16/chto-takoekommunikativnayakompetentnost
31 неделя
https://www.youtube.com/
28.04 - 02.05 watch?v=0RACnHcRbEY
32 неделя
https://www.youtube.com/w
05.05 - 08.05 atch?v=0RACnHcRbEY
18
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1)
Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: учебное пособие для
учащихся./ В.С.Лазарев.- Сургут, РИО СурГПУ,2014
2)
Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся.
Практическое пособие / И.С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2014. - 217 c.
3)
Учебник: Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной
деятельности школьника / Под ред.проф.Е.Я.Когана. – Самара: Учебная
литература, 2009. – 224с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования (ФГОС СОО), утвержденный Приказом Минпросвещения от
12.08.2022 № 732. — 10 класс
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (ФГОС СОО), утвержденный Приказом Минпросвещения от
17.05.2012 № 413 (с изменениями от 11.12.2020 № 712). — 11 класс
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ