Ермолина
Наталья
Николаев
на
Подписан: Ермолина Наталья
Николаевна
DN: C=RU, OU=Директор, O="
МБОУ ""Железнодорожненское
СОШ""", CN=Ермолина
Наталья Николаевна,
E=Jeldor2012@mail.ru
Основание: мною рассмотрен
этот документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2024.09.09 16:16:
21+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО,
представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с
учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в российской федерации
(утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.
№ 637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части
ФОП СОО.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык межнационального
общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык
и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех
народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и
духовной консолидации.
Изучение русского языка способствует усвоению обучающимися традиционных
российских духовно-нравственных ценностей; воспитанию нравственности, любви к
Родине, ценностного отношения к русскому языку; формированию интереса и уважения к
языкам и культурам народов России и мира; развитию эмоционального интеллекта,
способности понимать и уважать мнение других людей.
Русский язык, обеспечивая коммуникативное развитие обучающихся, является в
школе не только предметом изучения, но и средством овладения другими учебными
дисциплинами в сфере гуманитарных, естественных, математических и других наук.
Владение русским языком оказывает непосредственное воздействие на качество усвоения
других учебных предметов, на процессы формирования универсальных интеллектуальных
умений, навыков самоорганизации и самоконтроля.
Свободное владение русским языком является основой социализации личности,
способной к успешному речевому взаимодействию и социальному сотрудничеству в
повседневной и профессиональной деятельности в условиях многонационального
государства.
Программа по русскому языку реализуется на уровне среднего общего образования,
когда на предыдущем уровне общего образования освоены основные теоретические знания о
языке и речи, сформированы соответствующие умения и навыки, направлен в большей
степени на совершенствование умений эффективно пользоваться языком в разных условиях
общения, повышение речевой культуры обучающихся, совершенствование их опыта речевого
общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка.
Системообразующей доминантой содержания программы по русскому языку
является направленность на полноценное овладение культурой речи во всех её аспектах
(нормативном, коммуникативном и этическом), на развитие и совершенствование
коммуникативных умений и навыков в учебно-научной, официально-деловой, социальнобытовой, социально-культурной сферах общения; на формирование готовности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию в учебной и практической деятельности.
2
Важнейшей составляющей учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего
общего образования являются элементы содержания, ориентированные на формирование и
развитие функциональной (читательской) грамотности обучающихся – способности
свободно использовать навыки чтения с целью извлечения информации из текстов разных
форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.) для их понимания, сжатия,
трансформации, интерпретации и использования в практической деятельности.
В соответствии с принципом преемственности изучение русского языка на уровне
среднего общего образования основывается на тех знаниях и компетенциях, которые
сформированы на начальном общем и основном общем уровнях общего образования, и
предусматривает систематизацию знаний о языке как системе, его основных единицах и
уровнях; знаний о тексте, включая тексты новых форматов (гипертексты, графика,
инфографика и др.).
В содержании программы выделяются три сквозные линии: «Язык и речь. Культура
речи», «Речь. Речевое общение. Текст», «Функциональная стилистика. Культура речи».
Учебный предмет «Русский язык» на уровне среднего общего образования
обеспечивает общекультурный уровень молодого человека, способного к продолжению
обучения в системе среднего профессионального и высшего образования.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма,
уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации
и языку межнационального общения на основе расширения представлений о
функциях русского языка в России и мире; о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о
взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении
в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
формирование ценностного отношения к русскому языку;
овладение русским языком как инструментом личностного развития и
формирования социальных взаимоотношений; понимание роли русского языка в
развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации,
для овладения будущей профессией, самообразования и социализации;
совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения
основными понятиями культуры речи и функциональной стилистики,
формирование навыков нормативного употребления языковых единиц и
расширение круга используемых языковых средств; совершенствование
коммуникативных умений в разных сферах общения, способности к самоанализу
и самооценке на основе наблюдений за речью;
развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой
деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой),
основной и дополнительной информации; развитие умений чтения текстов
разных
форматов
(гипертексты,
графика,
инфографика
и
др.);
3
совершенствование умений трансформировать, интерпретировать тексты и
использовать полученную информацию в практической деятельности;
обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах орфографии и
пунктуации, об изобразительно-выразительных средствах русского языка;
совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней,
умений применять правила орфографии и пунктуации, умений определять
изобразительно-выразительные средства языка в тексте;
обеспечение поддержки русского языка как государственного языка Российской
Федерации, недопущения использования нецензурной лексики и иностранных
слов, за исключением тех, которые не имеют общеупотребительных аналогов в
русском языке и перечень которых содержится в нормативных словарях.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение русского языка в 10 классе отводится 102 часа (3 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
10 КЛАСС
Общие сведения о языке
Язык как знаковая система. Основные функции языка.
Лингвистика как наука.
Язык и культура.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения, национальный язык русского народа, один из мировых
языков.
Формы существования русского национального языка. Литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго. Роль
литературного языка в обществе.
Язык и речь. Культура речи
Система языка. Культура речи
Система языка, её устройство, функционирование.
Культура речи как раздел лингвистики.
Языковая норма, её основные признаки и функции.
Виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические),
лексические,
словообразовательные,
грамматические
(морфологические
и
синтаксические). Орфографические и пунктуационные правила (обзор, общее
представление). Стилистические нормы современного русского литературного языка
(общее представление).
Качества хорошей речи.
Основные виды словарей (обзор). Толковый словарь. Словарь омонимов. Словарь
иностранных слов. Словарь синонимов. Словарь антонимов. Словарь паронимов.
Этимологический словарь. Диалектный словарь. Фразеологический словарь.
4
Словообразовательный словарь. Орфографический словарь. Орфоэпический словарь.
Словарь грамматических трудностей. Комплексный словарь.
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы
Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики (повторение, обобщение).
Фонетический анализ слова. Изобразительно-выразительные средства фонетики
(повторение, обобщение).
Основные нормы современного литературного произношения: произношение
безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение
некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов. Нормы
ударения в современном литературном русском языке.
Лексикология и фразеология. Лексические нормы
Лексикология и фразеология как разделы лингвистики (повторение, обобщение).
Лексический анализ слова. Изобразительно-выразительные средства лексики: эпитет,
метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, сравнение (повторение, обобщение).
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Многозначные слова и омонимы, их употребление. Синонимы, антонимы, паронимы и их
употребление. Иноязычные слова и их употребление. Лексическая сочетаемость.
Тавтология. Плеоназм.
Функционально-стилистическая окраска слова. Лексика общеупотребительная,
разговорная и книжная. Особенности употребления.
Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Лексика нейтральная, высокая, сниженная.
Эмоционально-оценочная окраска слова (неодобрительное, ласкательное, шутливое и пр.).
Особенности употребления.
Фразеология русского языка (повторение, обобщение). Крылатые слова.
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы
Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение, обобщение).
Морфемный и словообразовательный анализ слова. Словообразовательные трудности
(обзор). Особенности употребления сложносокращённых слов (аббревиатур).
Морфология. Морфологические нормы
Морфология как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Морфологический
анализ слова. Особенности употребления в тексте слов разных частей речи.
Морфологические нормы современного русского литературного языка (общее
представление).
Основные нормы употребления имён существительных: форм рода, числа, падежа.
Основные нормы употребления имён прилагательных: форм степеней сравнения,
краткой формы.
Основные нормы употребления количественных, порядковых и собирательных
числительных.
Основные нормы употребления местоимений: формы 3-го лица личных местоимений,
возвратного местоимения себя.
Основные нормы употребления глаголов: некоторых личных форм (типа победить,
убедить, выздороветь), возвратных и невозвратных глаголов; образования некоторых
глагольных форм: форм прошедшего времени с суффиксом -ну-, форм повелительного
наклонения.
5
Орфография. Основные правила орфографии
Орфография как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Принципы и разделы
русской орфографии. Правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания;
употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического
сокращения слов.
Орфографические правила. Правописание гласных и согласных в корне.
Употребление разделительных ъ и ь.
Правописание приставок. Буквы ы – и после приставок.
Правописание суффиксов.
Правописание н и нн в словах различных частей речи.
Правописание не и ни.
Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов.
Слитное, дефисное и раздельное написание слов.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности (повторение, обобщение).
Речевое общение и его виды. Основные сферы речевого общения. Речевая ситуация и
её компоненты (адресант и адресат; мотивы и цели, предмет и тема речи; условия общения).
Речевой этикет. Основные функции речевого этикета (установление и поддержание
контакта, демонстрация доброжелательности и вежливости, уважительного отношения
говорящего к партнёру и др.). Устойчивые формулы русского речевого этикета
применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу
адресанта/адресата и т. п.
Публичное выступление и его особенности. Тема, цель, основной тезис (основная
мысль), план и композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор
языковых средств оформления публичного выступления с учётом его цели, особенностей
адресата, ситуации общения.
Текст. Информационно-смысловая переработка текста
Текст, его основные признаки (повторение, обобщение).
Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте (общее
представление).
Информативность текста. Виды информации в тексте. Информационно-смысловая
переработка прочитанного текста, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и
прослушанного текста.
План. Тезисы. Конспект. Реферат. Аннотация. Отзыв. Рецензия.
6
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ
ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты освоения обучающимися программы по русскому языку на
уровне среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности общеобразовательной организации в соответствии с традиционными
российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности,
патриотизма, гражданственности; уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения;
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа
России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа,
традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу.
3) духовно-нравственного воспитания:
7
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь
на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего
и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного,
творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по
русскому языку.
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
потребность
в
физическом
совершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому
и психическому здоровью.
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую
деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к
деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный
выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни.
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества;
8
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку,
индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей
программы по русскому языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект,
предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть
направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и
адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать
эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении
коммуникации;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом
собственного речевого и читательского опыта.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации
и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных
функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов, жанров;
9
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных
и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов
целям;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по
русскому языку;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом
собственного речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе
в контексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и
готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по
русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе
лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и
методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
разнообразных жизненных ситуациях;
выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и
критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать
их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные
средства и способы действия — в профессиональную среду;
выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы
решения проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией
как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
10
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации
(презентация, таблица, схема и другие);
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий при
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования
информационной безопасности.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести
диалог;
развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение,
строить высказывание.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за
результаты выбора;
оценивать приобретённый опыт;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия
себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы
рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению;
11
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть
инициативным.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 КЛАСС
К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные результаты
по отдельным темам программы по русскому языку:
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях языка; о
лингвистике как науке.
Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику,
отражающую традиционные российские духовно-нравственные ценности в художественных
текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических единиц с помощью
лингвистических словарей (толковых, этимологических и других); комментировать
фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и культуры народа (в рамках
изученного).
Понимать и уметь комментировать функции русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, одного из
мировых языков (с опорой на статью 68 Конституции Российской Федерации, Федеральный
закон от 1 июня 2005 г.№ 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»,
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке
Российской Федерации»» от 28.02.2023 № 52-ФЗ, Закон Российской Федерации от 25 октября
1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»).
Различать формы существования русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго), знать и характеризовать
12
признаки литературного языка и его роль в обществе; использовать эти знания в речевой
практике.
Язык и речь. Культура речи
Система языка. Культура речи
Иметь представление о русском языке как системе, знать основные единицы и уровни
языковой системы, анализировать языковые единицы разных уровней языковой системы.
Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики.
Комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи,
приводить соответствующие примеры.
Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной
целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности, соответствия нормам
современного русского литературного языка.
Иметь представление о языковой норме, её видах.
Использовать словари русского языка в учебной деятельности.
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы
Выполнять фонетический анализ слова.
Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте.
Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных
звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных, некоторых грамматических форм,
иноязычных слов.
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с
точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм современного русского
литературного языка.
Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного
русского литературного языка.
Использовать орфоэпический словарь.
Лексикология и фразеология. Лексические нормы
Выполнять лексический анализ слова.
Определять изобразительно-выразительные средства лексики.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки
зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного языка.
Соблюдать лексические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности использования
стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики.
Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов; словарь
иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь.
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы
Выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова.
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с
точки зрения особенностей употребления сложносокращённых слов (аббревиатур).
Использовать словообразовательный словарь.
Морфология. Морфологические нормы
13
Выполнять морфологический анализ слова.
Определять особенности употребления в тексте слов разных частей речи.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки
зрения соблюдения морфологических норм современного русского литературного языка.
Соблюдать морфологические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных случаев
употребления имён существительных, имён прилагательных, имён числительных,
местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в рамках изученного).
Использовать словарь грамматических трудностей, справочники.
Орфография. Основные правила орфографии
Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии.
Выполнять орфографический анализ слова.
Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения
соблюдения орфографических правил современного русского литературного языка (в рамках
изученного).
Соблюдать правила орфографии.
Использовать орфографические словари.
Речь. Речевое общение
Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и
жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объём устных
монологических высказываний — не менее 100 слов; объём диалогического высказывания —
не менее 7—8 реплик).
Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский
проект на лингвистическую и другие темы; использовать образовательные информационнокоммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров
научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее 150
слов).
Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной
задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных текстов, включая
гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов (объём текста для
чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250
до 300 слов).
Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям
официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и другим; использовать
правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официальноделовой сферах общения, повседневном общении, интернет-коммуникации.
Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного
языка.
Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления.
14
Текст. Информационно-смысловая переработка текста
Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах представленной
в нём информации в речевой практике.
Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и
скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух.
Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров
научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее 150
слов).
Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной
задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных текстов, включая
гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов (объём текста для
чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250
до 300 слов).
Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв,
рецензия и другие).
Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические, грамматические
и речевые ошибки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/
п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Все
го
Контрольн
ые работы
Раздел 1. Общие сведения о языке
Язык как знаковая
система. Основные
1.1
функции языка.
1
Лингвистика как
наука
1.2
Язык и культура
1.3
Русский язык —
государственный
язык Российской
Федерации, средство
межнационального
Практичес
кие работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
1
15
общения,
национальный язык
русского народа,
один из мировых
языков
1.4
Формы
существования
русского
национального
языка
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
2
6
Раздел 2. Язык и речь. Культура речи. Система языка. Культура речи
Система языка, её
Библиотека ЦОК
2.1
устройство,
2
https://m.edsoo.ru/7f4
функционирование
1bacc
2.2
Культура речи как
раздел лингвистики
2.3
Языковая норма, её
основные признаки
и функции. Виды
языковых норм
2.4
Качества хорошей
речи
2.5
Основные виды
словарей (обзор)
Итого по разделу
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
1
8
Раздел 3. Язык и речь. Культура речи. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы
3.1
Фонетика и
орфоэпия как
разделы
лингвистики.(повтор
ение, обобщение).
Изобразительновыразительные
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
16
средства фонетики
(повторение,
обобщение).
3.2
Орфоэпические
(произносительные и
акцентологические)
нормы
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
3
4
Раздел 4. Язык и речь. Культура речи. Лексикология и фразеология. Лексические
нормы
4.1
Лексикология и
фразеология как
разделы
лингвистики
(повторение,
обобщение).
Изобразительновыразительные
средства лексики
(повторение,
обобщение)
4.2
Основные
лексические нормы
современного
русского
литературного языка
4.3
Функциональностилистическая
окраска слова
4.4
Экспрессивностилистическая
окраска слова
4.5
Фразеология
русского языка
(повторение,
обобщение).
Крылатые слова
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
17
Итого по разделу
8
Раздел 5. Язык и речь. Культура речи. Морфемика и словообразование.
Словообразовательные нормы
Морфемика и
словообразование
Библиотека ЦОК
как разделы
5.1
2
https://m.edsoo.ru/7f4
лингвистики
1bacc
(повторение,
обобщение)
5.2
Словообразовательн
ые нормы
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
1
3
Раздел 6. Язык и речь. Культура речи. Морфология. Морфологические нормы
6.1
Морфология как
раздел лингвистики
(повторение,
обобщение)
6.2
Морфологические
нормы современного
русского
литературного языка
(общее
представление)
Итого по разделу
2
8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
10
Раздел 7. Язык и речь. Культура речи. Орфография. Основные правила орфографии
7.1
Орфография как
раздел лингвистики
(повторение,
обобщение)
7.2
Правописание
гласных и согласных
в корне
7.3
Употребление
разделительных ъ и
ь. Правописание
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
18
приставок. Буквы ы
— и после приставок
7.4
Правописание
суффиксов
7.5
Правописание н и нн
в словах различных
частей речи
7.6
Правописание не и
ни
7.7
Правописание
окончаний имён
существительных,
имён
прилагательных и
глаголов
7.8
Слитное, дефисное и
раздельное
написание слов
Итого по разделу
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
24
Раздел 8. Речь. Речевое общение
Речь как
деятельность. Виды
речевой
8.1
1
деятельности
(повторение,
обобщение)
8.2
8.3
Речевое общение и
его виды. Основные
сферы речевого
общения. Речевая
ситуация и её
компоненты
Речевой этикет
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
19
8.4
Публичное
выступление
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
2
5
Раздел 9. Текст. Информационно-смысловая переработка текста
9.1
Текст, его основные
признаки
(повторение,
обобщение)
9.2
Логико-смысловые
отношения между
предложениями в
тексте (общее
представление)
9.3
Информативность
текста. Виды
информации в тексте
9.4
Информационносмысловая
переработка текста.
План.
Тезисы.Конспект.
Реферат. Аннотация.
Отзыв. Рецензия
Итого по разделу
Повторение
8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
2
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
2
3
15
9
Итоговый контроль
10
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
102
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1bacc
10
18
20
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п
/
п
1
Количество часов
Тема урока
Язык как
знаковая
система.
Основные
функции
языка.
Лингвистика
как наука
Вс
ег
о
Контро
льные
работы
Практи
ческие
работы
Дата
изуч
ения
(пла
н)
2
3
Повторение.
Сложное
предложение
.
Сложносочи
ненное
предложение
4
Повторение.
Сложноподч
иненное
предложение
.
5
Повторение.
Бессоюзное
предложение
1
6
Повторение.
Простое
предложение
1
7
Повторение.
Обособленн
1
1
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/4663/
1
Взаимосвязь
языка и
культуры
Дата
изуче
ния
(факт
)
1
неде
ля
02.09
06.09
2
неде
ля
09.09
13.09
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/5890/
21
ые
конструкции
в простом
предложени
и
8
9
Входная
проверочна
я работа
Анализ
работ
10
Русский
язык —
государствен
ный язык
Российской
Федерации.
Внутренние
и внешние
функции
русского
языка
11
Подготовка
к сочинению
на тему «Как
относиться к
историческо
му и
культурному
наследию?»
12
Сочинениерассуждени
е «Как
относиться
к
историческ
ому и
культурном
у
наследию?»
1
3
неде
ля
16.09
20.09
1
4
неде
ля
23.09
27.09
1
22
13
Формы
существован
ия русского
национально
го языка
14
Формы
существован
ия русского
национально
го языка.
Практикум
15
Язык как
система.
Единицы и
уровни
языка, их
связи и
отношения
16
Культура
речи как
раздел
лингвистики
1
1
1
5
неде
ля
30.09
04.10
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba
ad004
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba
acd7a
17
Языковая
норма, её
основные
признаки и
функции.
Виды
языковых
норм
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba
acef6
18
Качества
хорошей
речи:
коммуникат
ивная
целесообраз
ность,
уместность,
точность,
1
6
неде
ля
07.10
11.10
23
ясность,
выразительн
ость речи
19
20
21
Подготовка
к изложению
с
продолжени
ем
учащимися
темы,
затронутой в
тексте
(выражение
собственных
суждений по
теме)
Контрольно
е изложение
с
продолжени
ем
Основные
виды
словарей
22
Фонетика и
орфоэпия
как разделы
лингвистики
.
Изобразител
ьновыразительн
ые средства
фонетики
(повторение,
обобщение)
23
Орфоэпичес
кие
(произносит
7
неде
ля
14.10
18.10
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba
ae0ee
1
1
1
8
неде
ля
21.10
25.10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba
ad112
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba
ad220
24
ельные и
акцентологи
ческие)
нормы
24
Орфоэпичес
кие
(произносит
ельные и
акцентологи
ческие)
нормы
25
Орфоэпичес
кие
(произносит
ельные и
акцентологи
ческие)
нормы.
Практикум
26
Лексикологи
яи
фразеология
как разделы
лингвистики
27
Изобразител
ьновыразительн
ые средства
лексики.
Основные
лексические
нормы
современног
о русского
литературно
го языка
28
Основные
лексические
нормы
1
1
1
9
неде
ля
05.11
08.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba
ad6a8
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba
ad464
10
неде
ля
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba
ad57c
25
современног
о русского
литературно
го языка
11.11
15.11
29
Основные
лексические
нормы
современног
о русского
литературно
го языка
30
Речевая
избыточност
ь как
нарушение
лексической
нормы
(тавтология,
плеоназм)
1
31
Речевая
избыточност
ь как
нарушение
лексической
нормы
(тавтология,
плеоназм).
Практикум
1
Функционал
ьностилистичес
кая окраска
слова.
Лексика
общеупотреб
ительная,
разговорная
и книжная;
особенности
1
32
1
11
неде
ля
18.11
22.11
26
использован
ия
33
Нейтральная
, высокая,
сниженная
лексика.
Эмоциональ
нооценочная
окраска
слова.
Уместность
использован
ия
эмоциональн
о-оценочной
лексики
1
34
Особенности
употреблени
я
фразеологиз
мов и
крылатых
слов
1
35
Итоговый
контроль
"Лексиколо
гия и
фразеологи
я.
Лексически
е нормы".
1
36
Обучающее
сочинениерассуждение
37
Морфемика
и
словообразо
вание как
12
неде
ля
25.11
29.11
1
1
1
13
неде
ля
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba
ad34c
27
разделы
лингвистики
. Основные
понятия
морфемики
и
словообразо
вания
(повторение,
обобщение)
02.12
06.12
38
Морфемный
и
словообразо
вательный
анализ
слова.
Практикум
1
39
Словообразо
вательные
трудности
(обзор)
1
40
Морфология
как раздел
лингвистики
(повторение,
обощение)
1
41
Морфология
как раздел
лингвистики
. Практикум
1
42
Морфологич
еские нормы
современног
о русского
литературно
го языка.
43
Изложение
с
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/4597/
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba
ad856
1
14
неде
ля
09.12
13.12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba
ad96e
1
1
15
неде
ля
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/5885/
28
творческим
заданием
44
Морфологич
еские нормы
современног
о русского
литературно
го языка.
Основные
нормы
употреблени
я имён
существител
ьных
45
Морфологич
еские нормы
современног
о русского
литературно
го языка.
Основные
нормы
употреблени
я имён
прилагатель
ных
46
Морфологич
еские нормы
современног
о русского
литературно
го языка.
Основные
нормы
употреблени
я имён
числительны
х
16.12
20.12
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/5885/
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/5885/
1
1
16
неде
ля
23.12
28.12
29
47
Основные
нормы
употреблени
я имён
существител
ьных, имён
прилагатель
ных, имён
числительны
х.
Практикум
1
48
Основные
нормы
употреблени
я
местоимени
й, глаголов
1
49
Основные
нормы
употреблени
я
местоимени
й, глаголов.
Практикум
1
50
Итоговый
контроль
"Морфолог
ия.
Морфологи
ческие
нормы".
51
Орфография
как раздел
лингвистики
(повторение,
обобщение)
52
Правописан
ие гласных в
корне
1
17
неде
ля
13.01
17.01
1
1
18
неде
ля
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba
ae35a
30
53
Правописан
ие
согласных в
корне
1
54
Правописан
ие гласных и
согласных в
корне.
Практикум
1
55
Правила
правописани
я слов с
разделитель
ных ъ и ь.
1
56
Правописан
ие
приставок.
Буквы ы — и
после
приставок
57
Употреблени
е
разделитель
ных ъ и ь.
Правописан
ие
приставок.
Буквы ы — и
после
приставок.
Практикум
58
Правописан
ие
суффиксов
1
59
Правописан
ие
суффиксов.
Практикум
1
20.01
24.01
1
19
неде
ля
27.01
31.01
1
1
20
неде
ля
03.02
07.02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba
ae53a
31
60
Правописан
ие н и нн в
именах
существител
ьных
61
Правописан
ие н и нн в
именах
прилагатель
ных
62
Правописан
ие н и нн в
именах
прилагатель
ных,
причастиях
63
Правописан
ие н и нн
глаголах,
наречиях
64
Правописан
ие н и нн в
словах
различных
частей речи.
Практикум
65
Правописан
ие слов с не
и ни (в
отрицательн
ых и
неопределен
ных
местоимения
х)
66
Правописан
ие слов с не
и ни
(наречиях
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba
ae65c
1
21
неде
ля
10.02
14.02
1
1
1
22
неде
ля
17.02
21.02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba
ae88c
32
при двойном
отрицании)
67
Правописан
ие слов с не
и ни (в
восклицател
ьных
предложения
хс
придаточны
ми
уступительн
ыми)
68
Правописан
ие слов с не
и ни.
Практикум
69
Правописан
ие
окончаний
имён
существител
ьных и имён
прилагатель
ных
70
Правописан
ие
окончаний
имён
существител
ьных и имён
прилагатель
ных
71
Правописан
ие
окончаний
глаголов
72
Правила
правописани
1
23
неде
ля
25.02
28.02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba
ae76a
1
24
неде
ля
03.03
07.03
1
1
33
я
безударных
окончаний
имён
существител
ьных, имён
прилагатель
ных и
глаголов.
Практикум
73
Слитное,
дефисное и
раздельное
написание
слов
1
74
Слитное,
дефисное и
раздельное
написание
слов.
Практикум
1
75
Контрольна
я работа по
теме
"Орфограф
ия.
Основные
правила
орфографии
"
1
76
Речь как
деятельность
. Виды
речевой
деятельност
и
(повторение,
обобщение)
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba
aeaee
1
25
неде
ля
11.03
14.03
1
26
неде
ля
17.03
21.03
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba
ac730
34
77
Речевое
общение и
его виды.
Основные
сферы
речевого
общения.
Речевая
ситуация и
её
компоненты
1
78
Речевой
этикет.
Основные
функции
1
79
Публичное
выступление
и его
особенности
1
80
Публичное
выступление
. Практикум
1
81
Текст, его
основные
признаки.
82
Способы
выражения
темы.
Заглавия.
Начало и
конец
текста.
Ключевые
слова
83
Синтаксис
текста.
Предложени
я в составе
текста.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba
ac834
1
27
неде
ля
24.03
28.03
1
28
неде
ля
07.04
11.04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba
aca5a
35
Количество
и характер
предложени
й в тексте.
84
Синтаксичес
кие нормы.
Причастный
оборот
85
Синтаксичес
кие нормы.
Деепричастн
ый оборот
86
Синтаксичес
кие нормы.
Практикум
87
Работа с
текстом
88
Работа с
текстом.
Практикум
89
Логикосмысловые
отношения
между
предложения
ми в тексте
(общее
представлен
ие)
1
90
Логикосмысловые
отношения
между
предложения
ми в тексте.
Практикум
1
91
Информатив
ность текста.
Виды
1
29
неде
ля
14.04
18.04
1
1
30
неде
ля
22.04
25.04
1
31
неде
ля
36
информации
в тексте
28.04
30.04
92
Информатив
ность текста.
Виды
информации
в тексте.
Практикум
93
Информацио
нносмысловая
переработка
текста. План.
Тезисы.
Конспект
1
94
Информацио
нносмысловая
переработка
текста.
Отзыв.
Рецензия
1
95
Информацио
нносмысловая
переработка
текста.
Реферат.
Аннотация
1
96
Итоговый
контроль
"Текст.
Информаци
онносмысловая
переработка
текста".
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba
acb72
32
неде
ля
05.05
08.05
1
37
97
98
Сочинениерассуждени
е
Повторение
и обобщение
изученного в
10 классе.
Орфография
99
Контрольна
я итоговая
работа
10
0
Повторение
и обобщение
изученного в
10 классе.
Культура
речи
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba
aee5e
1
10
1
Повторение
и обобщение
изученного в
10 классе.
Пунктуация
1
10
2
Повторение
и обобщение
изученного в
10 классе.
Текст
1
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
33
неде
ля
12.05
16.05
10
2
34
неде
ля
19.05
26.05
10
18
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fba
af034
38
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Учебник: Русский
язык. 10-11классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.М.
Рыбченкова и др.- Москва: Просвещение, 2019.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Рыбченкова Л. М. Русский язык. Примерная рабочая программа. Поурочные разработки.
10―11 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л. М. Рыбченкова, И. Н.
Добротина. — М. : Просвещение, 2020.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/subject/
http://gramota.ru/
Справочные, научные материалы
http://www.ruscorpora.ru/– Национальный корпус русского языка – информационносправочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме
http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка
www.mapryal.org/ – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского
языка и литературы
http://philology.ru/default.htm– Русский филологический портал
http://russkiyjazik.ru/– Энциклопедия «Языкознание»
http://mlis.ru/– Методико-литературный интернет-сервис (МЛИС) создается как
виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический
опыт, актуальный для современного учителя литературы
Электронные библиотеки, архивы, пособия:
www.feb-web.ru/ – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и
фольклор» (ФЭБ). Полнотекстовая информационная система по произведениям русской
39
словесности, библиографии, научные исследования и историко-биографические работы
http://philology.ruslibrary.ru/– Электронная библиотека специальной филологической
литературы
http://philology.ruslibrary.ru/– Электронная библиотека специальной филологической
литературы
http://lib.prosv.ru/– «Школьная библиотека» – проект издательства «Просвещение» – вся
школьная программа по литературе на одном сайте
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-005.htm/ – Валгина, Н.С.
Современный русский язык: электронный учебник
Издательский дом «Первое сентября»:
http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей
«Я иду на урок русского языка»
Федеральный портал «Российское образование»:
http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewli
nk&cid=299&fids[]=279/Каталог образовательных ресурсов по русскому языку
Методические материалы:
www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы,
тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и
литературе
www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru),
«Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)
www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику,
студенту-филологу
www.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернетпортале «ProШколу.RU»
http://www.portal-slovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово" (Русский язык;
литература; риторика; методика преподавания)
www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы:
поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы,
методические разработки, конспекты уроков, презентации
http://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/ – Российский образовательный портал.
Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературе
www.a4format.ru/ – Виртуальная библиотека «Урок в формате a4». Русская литература
XVIII–XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ)
www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_RussYaz.html/ – Проект «Методкабинет».
www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Litera.htmlhttp://pavlrimc.narod.ru/RUS_SEMINA
R.html/
www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей.
Информационные технологии на уроках русского языка и литературы
http://school.iot.ru/ – Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей
http://slovesnikural.narod.ru/ – Уральское отделение Российской академии образования.
Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник»
http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res&id_subject=23#./ – Инфотека методических
материалов по русскому языку: сайт интернет-государства учителей ИнтерГУ.ру
40
http://person.edu.ru/default.asp?ob_no=2465/ – Учительские находки: конкурс
методических разработок для школы
http://www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267/ – Работы победителей
конкурса «Учитель – учителю» издательства «Просвещение»
http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/ - Сообщество учителей-словесников
http://www.ege.edu.ru/ – Официальный информационный портал ЕГЭ
http://www.ege.ru/– Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной форме
http://www.rustest.ru/– ФГУ «Федеральный центр тестирования»
41