РП русский язык, 5.2

Ермолина
Наталья
Николаев
на

Подписан: Ермолина Наталья
Николаевна
DN: C=RU, OU=Директор, O="
МБОУ ""Железнодорожненское
СОШ""", CN=Ермолина
Наталья Николаевна,
E=Jeldor2012@mail.ru
Основание: мною рассмотрен
этот документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2024.09.18 16:58:
29+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по русскому языку разработана для обучения
обучающегося с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) 3 класса, составлена в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденный Приказом Минпросвещения от
19.12.2014 № 1598 (с изменениями от 08.11.2022 № 955); федеральной адаптированной
образовательной программой начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями (в последней редакции).
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ТНР разработана на основе следующих
нормативных документов:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013
N 203-ФЗ);
– Закон Российской Федерации от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу
01.09.2013 г.;
– Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской
Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта
2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
– Письмо министерства образования и науки Российской Федерации «О создании
условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детьми-инвалидами» № АФ-150/06 от 18.04.2008г.;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1598 от 19
декабря 2014 г. «Об утверждении федерального государственного стандарта НОО
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса
на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры
обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное
развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности,
обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей,
саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья.
АООП формируется с учётом особенностей образования как фундамента всего
последующего обучения. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный:
 с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка;
 с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой),
имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
 с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия
ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном
признании и самовыражении;
 с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся
в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной
жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
 с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации
своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
 планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
 с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты
адекватности и рефлексивности;

2
 с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером
сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями
дружбы, становлением основ гражданской идентичности и
мировоззрения.
Учитываются также:
-центральные психологические характеристики: словесно-логическое мышление,
произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ,
рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение
действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как
моделирование существенных связей и отношений объектов;
- развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося,
направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает
формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и
личностного смысла учения.
При определении стратегических характеристик основной образовательной
программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей,
индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании,
памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и
физиологическими индивидуальными особенностями детей.
МБОУ «Железнодорожненская СОШ им. Григоренко Б.Ф.» реализует АООП
(вариант 5.2.) в общеобразовательных классах.

Цели реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с ТНР направлена на:
1.
Создание условий для воспитания, развития, коррекции личности
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
2.
Формирование у обучающихся с ТНР общей культуры, обеспечивающей
разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное,
интеллектуальное, физическое);
3.Овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе
духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Задачи адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с ТНР
 воспитание высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного
гражданина России;
 формирование у обучающихся основ гражданской идентичности личности и
мировоззрения в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями;
 охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
социального и эмоционального благополучия;
 формирование основ учебной деятельности;
 создание специальных условий для получения образования в соответствии с
возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными
потребностями;
 развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как
субъекта отношений в сфере образования;

3
 обеспечение вариативности и разнообразия содержания и организационных форм
получения образования обучающимися с учётом их образовательных потребностей,
способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
 формирование социокультурной и образовательной среды с учётом общих и особых
образовательных потребностей обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое
значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных
и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом
обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать
и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной
деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на
уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом
определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной
грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая,
коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных
возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в
различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации
обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует
формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и
других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые
средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов,
мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе
правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию
внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно
связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка
и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование
ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных
духовно­нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства
общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

4

2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование,
говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского
языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных
единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в
речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических,
лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию
с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению
системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал
призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и
пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение
практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков
использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил
речевого этикета в процессе устного и письменного общения.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка» во 2–4 классах – по 170 ч.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ







В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося
будут сформированы следующие личностные новообразования:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского
языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках
русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно­этических нормах поведения и правилах

5



















межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых
средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как
средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной
информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и
правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам
из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным
профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа
на уроках русского языка;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины
мира;
познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского
языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность,

6

























грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии
языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей
речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с
языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых
единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта,
речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный
(на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини­исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения,
исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией
как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;

7























проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини­исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических
ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ





3 КЛАСС
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации;
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным
параметрам;
производить звуко­буквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без
транскрибирования);

8






























определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать
соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я,
в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные
слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные
слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку,
суффикс;
выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы
к словам разных частей речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
определять значение слова в тексте;
распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён
существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена
существительные с ударными окончаниями;
распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён
прилагательных: род, число, падеж;
изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в
соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;
распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что
сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в
прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем
времени ‑ по родам;
распознавать личные местоимения (в начальной форме);
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предлоги и приставки;
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
распознавать распространённые и нераспространённые предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять
изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные
(перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне
слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён
существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами;
правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил
правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
формулировать устно и письменно на основе прочитанной (услышанной) информации
простые выводы (1-2 предложения);
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3-5 предложений на
определённую тему, по результатам наблюдений) с соблюдением орфоэпических норм,
правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2-4
предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с
использованием норм речевого этикета;
определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов,
союзов и, а, но);
определять ключевые слова в тексте;

9








определять тему текста и основную мысль текста;
выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их
смысловое содержание;
составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно
составленному плану;
объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия
в процессе решения учебных задач;
уточнять значение слова с помощью толкового словаря.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания
языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный (согласный); гласный ударный (безударный);
согласный твёрдый (мягкий), парный (непарный); согласный глухой (звонкий), парный
(непарный); функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования
на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного).
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в
словах с непроизносимыми согласными.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия[4]
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.
Лексика
Повторение: лексическое значение слова.
Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова
(ознакомление).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки
однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые
случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного).
Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка, суффикс ‑
значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление). Выделение в словах с
однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Морфология
Части речи.
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена
существительные единственного и множественного числа. Имена существительные
мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение падежа,
в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по

10

падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3­го склонения. Имена
существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость
формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён
прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин).
Склонение имён прилагательных.
Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи.
Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма
глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по
временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.
Частица не, её значение.
Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов
связи между словами в предложении. Главные члены предложения ‑ подлежащее и
сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения
распространённые и нераспространённые.
Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке
собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом
орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания
слова.
Правила правописания и их применение:
разделительный твёрдый знак;
непроизносимые согласные в корне слова;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне
наблюдения);
безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне
наблюдения);
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника);
раздельное написание частицы не с глаголами.
Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение,
благодарность, отказ и другое Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в
ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать
и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить
к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать)
действия при проведении парной и групповой работы.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими
русским языком.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста,
тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным
порядком предложений и абзацев.

11

План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь
предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но.
Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание
собственных текстов заданного типа.
Жанр письма, объявления.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации применения.

12

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

Общие сведения о языке

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

2

Фонетика и графика

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

3

Лексика

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

4

Состав слова

9

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

5

Морфология

43

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

6

Синтаксис

13

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

7

Орфография и пунктуация

50

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

13

8

Развитие речи

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

30

Резервное время

17

5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

170

5

0

14

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
Количество часов

№ п/п

Тема урока
Всего

1

Русский язык как государственный
язык Российской Федерации

1

2

Характеристика звуков русского языка

1

3

Соотношение звукового и буквенного
состава слов

1

Контро
льные
работы

Дата

Практичес
изучения
кие
работы
( план)

1 неделя
02.0906.09

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

(факт)

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841ebc8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841fb4a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841fb4a

15

4

Лексическое значение слова

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841f168

5

Работаем с толковыми словарями

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841f938

6

Наблюдаем за значениями слов в
тексте

1

7

Р/р №1 Признаки текста, тема текста,
основная мысль текста, заголовок

1

8

Прямое и переносное значение слов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841f50a

9

Устаревшие слова

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841f35c

10

Входная контрольная работа

1

11

Работа над ошибками.Однокоренные
(родственные) слова; признаки
однокоренных (родственных) слов

1

12

Различение однокоренных слов и слов
с омонимичными корнями

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8421800

13

Однокоренные слова и формы одного
и того же слова.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842163e

2 неделя

Р/р

09.0913.09

1

3 неделя
16.0920.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8421238

16

14

Окончание как изменяемая часть
слова.

1

15

Нулевое окончание

1

16

Корень, приставка, суффикс —
значимые части слова.

1

17

Резервный урок по разделу состав
слова. Проектное задание

1

4 неделя
23.0927.09

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84219d6

Р/р

«Семья слов»

18

Выделение в словах с однозначно
выделяемыми морфемами окончания,
корня, приставки, суффикса

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8421c24

19

Имя существительное: общее
значение, вопросы, употребление в
речи

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8421e54

20

Части речи

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84284ac

21

Имя существительное: общее
значение, вопросы, употребление в
речи

1

5 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8428aec

17

22

Имена существительные мужского,
женского и среднего рода

1

23

Род имён существительных

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84293ca

24

Число имён существительных

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84296c2

25

Имена существительные
единственного и множественного
числа.

1

26

Изменение имён существительных по
числам

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8429ec4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842a086

30.0904.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84291f4

Падеж имён существительных
27

6 неделя
07.1011.10

28

Р/р №3 Корректирование текстов с
нарушенным порядком предложений

1

29

Падеж имён существительных:
именительный падеж

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842a23e

30

Падеж имён существительных:
родительный падеж

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842b152

Р/р

18

31

32

Падеж имён существительных:
дательный падеж
Падеж имён существительных:
винительный падеж

7 неделя

1

14.1018.10
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842b878
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842a23e

33

Р/р №4 Наблюдение над связью
предложений в тексте

1

34

Повторение правил правописания

1

35

Проверочная работа: диктант с
грамматическим заданием

1

36

Работа над ошибками. Закрепление
изученного материала

1

37

Падеж имён существительных:
творительный падеж

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842ba62

38

Падеж имён существительных:
предложный падеж

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842bd28

39

Изменение имён существительных по
падежам и числам (склонение).

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842bf44

Р/р

1

8 неделя
21.1025.10

19

40

Имена существительные 1, 2, 3­го
склонения.

41

Имена существительные 1, 2, 3­го
склонения.

42

Имена существительные 1, 2, 3­го
склонения.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842c110

1

9 неделя
05.1108.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842c110

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842c110

43

Р/р №5 Создание собственных
текстов- повествований

1

44

Списывание №1 Обобщение знаний
об имени существительном Имена
существительные одушевлённые и
неодушевлённые.

1

45

Имена существительные
одушевлённые и неодушевлённые.

Р/р

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842e56e

Библиотека ЦОК
1

1
https://m.edsoo.ru/f842c750

20

10 неделя

Библиотека ЦОК

Имя прилагательное: общее значение,
вопросы, употребление в речи

1

47

Зависимость формы имени
прилагательного от формы имени
существительного

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842f036

48

Изменение имён прилагательных по
родам

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842eb5e

49

Изменение имён прилагательных по
числам

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842edb6

50

Изменение имён прилагательных по
падежам

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842f3a6

51

Склонение имён прилагательных

1

46

11.1115.11

https://m.edsoo.ru/f842e758

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842fbda

52

Повторение правил правописания

1

53

Проверочная работа: диктант с
грамматическим заданием.

1

54

Работа над ошибками. Обобщение
знаний об имени прилагательном.

1

1

21

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8430526

55

Значения имён прилагательных

1

56

Наблюдение за значениями имён
прилагательных

1

57

Значения имён прилагательных:
обобщение

1

58

Р/р №6 Создание собственных
текстов- описаний

1

59

Местоимение (общее представление)

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84313a4

60

Личные местоимения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8431746

61

Как изменяются личные местоимения

12 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8430710

25.1129.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8433cda

Р/р

Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f843191c

62

Употребление личных местоимений в
речи

63

Использование личных местоимений
для устранения неоправданных
повторов в тексте

1

64

Глагол: общее значение, вопросы,
употребление в речи.

1

1
13 неделя

02.1206.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84321b4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8432768

22

65

Словарный диктант №1Значение и
употребление глаголов в речи

66

Неопределённая форма глагола

1

1

14 неделя

Изменение глаголов по числам
67

09.1213.12

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8432a1a

68

Р/р № 7 Знакомство с жанром письма.
Учимся писать письма

1

69

Настоящее время глаголов

1

70

Будущее время глаголов

1

71

Прошедшее время глаголов

1

72

Род глаголов в прошедшем времени

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8432d80

Р/р

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843303c

15 неделя
16.1220.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8433500
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843337a

Частица не, её значение
73

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8434072

23

74

Повторение правил правописания

1

75

Проверочная работа: диктант с
грамматическим заданием

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84343e2
1

16 неделя
76

Работа над ошибками. Закрепление
знаний о глаголе

1

77

Части речи: систематизация
изученного в 3 классе

1

78

Части речи: обобщение

1

79

Закрепление знаний об имени
существительном. Склонение имен
существительных

80

Закрепление знаний об имени
существительном : 1,2,3-го склонения

1

81

Закрепление знаний об имени
прилагательном

1

23.1228.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84287ae

17 неделя

24

82

Закрепление знаний о глаголе

83

Повторение правил правописания

1

84

Предложение

1

85

Виды предложений по цели
высказывания

1

86

09.01-12.01

Р/р №8 План текста. Составление
плана текста

Р/р

18 неделя
20.0124.01

87

Обобщение знаний о видах
предложений

88

Связь слов в предложении

89

Главные члены предложения

90

Подлежащее

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423826
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8424f28

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8428268

25

91

Сказуемое

19 неделя

1

27.0131.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423682
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423d3a

92

Подлежащее и сказуемое

1

93

Второстепенные члены предложения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84248ca

94

Предложения распространённые и
нераспространённые

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8424a96

95

Однородные члены предложения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8424532

96

Однородные члены предложения с
союзами и, а, но

1

97

Однородные члены предложения без
союзов

1

98

Повторение правил правописания

1

99

Проверочная работа: диктант с
грамматическим заданием

1

100

Работа над ошибками. Однородные
члены предложения.

1

20 неделя
03.0207.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84252c0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8426be8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8426dd2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8426f80
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8426f80

26

101

Отработка темы:однородные члены
предложения с союзами и, а,но

1

102

Отработка темы:однородные члены
предложения с союзами и, а,но.

1

103

Словарный диктант. Отработка
темы:однородные члены предложения
без союзов

1

104

Р/р №9 Изложение текста с опорой на
коллективно- составленный план

1

105

Повторение изученных
орфографических правил: гласные
после шипящих, буквосочетания чк,
чн, чт, щн, нч

1

106

Повторяем правописание проверяемых
безударных гласных в корне слова

1

107

Повторяем правописание парных по
звонкости-глухости согласных в корне
слова

108

Повторяем правописание проверяемых
и непроверяемых безударных гласных
в корне слова

1

Р/р

21 неделя
10.0214.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842009a

22 неделя
17.0221.02
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8428c7c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8422494

27

109

Повторяем правописание слов с
разделительным мягким знаком

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8425cca

110

Р/Р № 10 Пишем поздравительную
открытку

1

111

Различные способы решения
орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в
слове: правописание суффиксов ость,
ов и др

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8430904

112

Отработка способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в
слове: закрепляем правописание
суффиксов

1

БиблиотекаЦОК
https://m.edsoo.ru/f842b42c

113

Различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове:
правописание приставок группа приставок с "о" и группа приставок с "а"

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842b648

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8423f9c

Р/р

23 неделя

28

114

Отработка способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в
слове: закрепляем правописание
приставок

1

115

Р/Р № 11 Изложение текста с опорой
на коллективно составленный план

1

25.0228.02

Р/р

29

116

Отработка способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в
слове: закрепляем правописание
суффиксов и приставок

1

117

Наблюдаем за знаками препинания в
предложениях с однородными
членами, не соединёнными союзами

1

118

Наблюдаем за знаками препинания в
предложениях с однородными
членами, соединёнными
повторяющимися союзами и, или

1

119

Наблюдаем за знаками препинания в
предложениях с однородными
членами, соединёнными
повторяющимися союзами и, или

1

24 неделя
03.0307.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84276d8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8427d36

30

120

Наблюдаем за знаками препинания в
предложениях с однородными
членами, соединёнными
повторяющимися союзами и, или

1

121

Проверочная работа: диктант с
грамматическим заданием
Повторение правил правописания

1

122

Работа над ошибками. Закрепление
изученного материала

123

Повторение правил правописания

124

Закрепление изученного материала

125

Закрепление способов проверки
написания слов с двумя безударными
гласными в корне слова

126

Р/Р № 12 Изложение текста с опорой
на коллективно составленный план

1

25 неделя
11.0314.03

Р/р

26 неделя

127

Отработка способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в
слове: правописание слов с двумя
корнями

1

17.0321.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842900a

31

128

Отработка способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в
слове: наблюдение за
соединительными гласными о, е

1

129

Наблюдение за обозначением буквами
непроизносимых согласных в корне
слова

1

130

Непроизносимые согласные в корне
слова

131

Отработка написания непроизносимых
согласных в корне слова

1

132

Объяснительный диктант:
отрабатываем написание слов с
орфограммами корня

1

133

Правописание слов с удвоенными
согласными

1

134

Отработка правописания слов с
удвоенными согласными

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842a6b2

135

Продолжаем учиться писать
приставки: пишем приставки

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842a6b2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8426080

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842da88

27 неделя
24.03-28.03

32

Разделительный твёрдый знак
136

1

137

Р/Р №13 Изложение текста с опорой
на самостоятельно составленный план

1

138

Мягкий знак после шипящих на конце
имён существительных

1

139

Закрепляем правило «Мягкий знак
после шипящих на конце имён
существительных»

1

140

Отрабатываем правило «Мягкий знак
после шипящих на конце имён
существительных»

1

141

Наблюдение за правописанием
безударных окончаний имён
существительных 1-го склонения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8424190

Р/р

28 неделя
07.04-11.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8429906

29 неделя
08.04-12.04

142

Правописание безударных окончаний
имён существительных 1-го склонения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842c32c

33

143

Наблюдение за правописанием
безударных окончаний имён
существительных 2-го склонения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842c53e

144

Правописание безударных окончаний
имён существительных 2-го склонения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842c958

145

Наблюдение за правописанием
безударных окончаний имён
существительных 3-го склонения

146

Правописание безударных окончаний
имён существительных 3-го склонения

147

Правописание окончаний имён
существительных во множественном
числе

1

Правописание безударных окончаний
имён существительных:
систематизация знаний

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842e38e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842d682

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842d894

148

149

Правописание безударных окончаний
имён существительных: обобщение

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842cb2e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842d240

1

30 неделя
22.0425.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842d47a

34

Словарный диктант № 2. Обобщение
знаний по теме «Правописание
безударных падежных окончаний
имен существительных»

1

Наблюдение за правописанием
окончаний имён прилагательных в
единственном числе

1

Наблюдение за правописанием
окончаний имён прилагательных во
множественном числе

1

153

Правописание окончаний имён
прилагательных в единственном и во
множественном числе

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842fea0

154

Обобщение знаний о написании
окончаний имён прилагательных

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842fea0

155

Обобщение знаний о написании
окончаний имён существительных и
имён прилагательных

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84321b4

150

151

152

156

Р/р № 14 Создание собственных
текстов-рассуждений

Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/f842e974

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842fa4a
31 неделя
28.04-30.04

1

Р/р

32 неделя
05.05-08.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f842900a

35

157

Правописание местоимений с
предлогами

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f843233a

158

Правописание местоимений

1

159

Наблюдение за написанием окончаний
глаголов в прошедшем времени

1

160

Правописание глаголов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8433af0

161

Правописание частицы не с глаголами

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8434784

162

Отработка орфограмм, вызывающих
трудности

1

163

Отработка орфограмм, вызывающих
трудности

1

164

Итоговая проверочная работа:
диктант с грамматическим
заданием

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8434c84

1

33 неделя

165

Работа над ошибками. Отработка
орфограмм, вызывающих трудности

1

12.05-16.05

36

166

Отработка орфограмм, вызывающих
трудности

1

167

Отработка орфограмм, вызывающих
трудности

1

168

Р/р № 15 Знакомство с жанром
объявления

1

169

Повторение правописания слов с
изученными орфограммами в корне,
приставках, окончаниях

1

170

Повторение правописания слов с
изученными орфограммами

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34 неделя

170

Р/р

10

19.05-26.05

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник: Русский язык (в 2 частях), 3 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебник: Русский язык (в 2 частях), 3 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».