РП окружающий мир, 7.2

Ермолина
Наталья
Николаевна

Подписан: Ермолина Наталья
Николаевна
DN: C=RU, OU=Директор, O="МБОУ
""Железнодорожненское СОШ""",
CN=Ермолина Наталья Николаевна,
E=Jeldor2012@mail.ru
Основание: мною рассмотрен этот
документ
Местоположение: место подписания
Дата: 2024.09.20 17:03:16+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру разработана для обучения
обучающихся «МБОУ Железнодорожненская СОШ им. Григоренко Б.Ф.» с задержкой
психического развития (далее - с ЗПР) 3 класса, составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования
обучающихся с ОВЗ, утвержденный Приказом Минпросвещения от 19.12.2014 № 1598 (с
изменениями от 08.11.2022 № 955); федеральной адаптированной образовательной
программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями (в последней редакции).
Цель реализации рабочих программ по учебным предметам: обеспечение выполнения
требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для
максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Рабочие программы направлены на решение следующих задач образования
обучающихся с ЗПР:

формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие
их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное,
физическое);

охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том
числе их социального и эмоционального благополучия;

формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения
обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями;

достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися
с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей;

создание специальных условий для получения образования в соответствии с
возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными
потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося
как субъекта отношений в сфере образования;

обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и
организационных форм получения образования обучающимися с ЗПР с учетом их
образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и
индивидуальных особенностей;

формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и
особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.
Содержание рабочих программ базируется на принципах дифференцированного и
деятельностного подходов. Деятельностный подход строится на признании того, что
развитие личности обучающихся с ЗПР определяется характером организации доступной
им деятельности (предметно-практической и учебной).
Все рабочие программы учитывают не только общие, но и специфические
образовательные потребности обучающихся с ЗПР и конкретизируют их в
соответствующих разделах пояснительных записок, в определении содержания
образования, в календарно-тематическом планировании и планируемых результатах.
Придание результатам образования социально и личностно значимого характера
определяется вниманием к формированию жизненных компетенций обучающихся с ЗПР.
Все программы учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области
соотнесены с критериальными показателями развития сферы жизненной компетенции.
Прочность усвоения обучающимися с ЗПР знаний и опыта разнообразной

2

деятельности и поведения определяется увеличенными часами на изучение сложных для
понимания тем, межпредметными связями, предполагающими неоднократное обращение к
изучаемому предметному материалу на уроках и во внеурочной деятельности.
Повышение мотивации и интереса к учению достигается за счет обеспечения
обучающимся с ЗПР необходимой им ситуации успешности. В пояснительных записках
приведены конкретные рекомендации по работе с обучающимися с ЗПР, реализующие
пошаговый и наглядно-действенный характер обучения, облегчающие перенос получаемых
знаний в другой контекст.
Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития
предполагается на основе формирования универсальных учебных действий. Выделяются
соответствующие учебным предметам критерии оценки проявлений сформированности
коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий, а
также конкретизированы личностные результаты образования, что в полной мере
соотносится с формированием жизненных компетенций.
Основные ценности содержания образования, формируемые на ступени
начального общего образования.
Ценность мира — 1) как общего дома для всех жителей Земли;
2) как мирового сообщества, представленного разными национальностями;
3) как принципа жизни на Земле.
Ценность человеческой жизни — как возможность проявлять, реализовывать
человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.
Дар слова — как возможность получать знания, общаться.
Ценность природы — осознание себя частью природного мира. Бережное
отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для
переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.
Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются
язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и
взаимоподдержка.
Ценность добра — как проявление высших человеческих способностей — любви,
сострадания и милосердия.
Ценность познания мира — ценность научного знания, разума, осуществление
стремления человека к постижению истины.
Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с
идеалом, стремление к нему — «красота спасёт мир».
Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности,
нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.
Ценность свободы выбора — как возможность совершать суждения и поступки в
рамках норм, правил, законов общества.
Ценность любви к Родине, народу — как проявление духовной зрелости
человека, выражающееся в осознанном желании служить Отечеству.
Современный выпускник начальной школы — это человек:

любознательный, активно познающий мир;

владеющий основами умения учиться;

любящий родной край и свою страну;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед
семьей и школой;

3


доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий
высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и
окружающих.
Основными задачами предмета и курса коррекционно-развивающей
области являются:
 активизация познавательной деятельности обучающихся с ЗПР;
 повышение уровня их умственного развития;
 нормализация учебной деятельности;
 коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального
развития;
 социально-трудовая адаптация.
У обучающихся с задержкой психического развития, как правило, в процессе
обучения выявляются следующие проблемы и трудности:
Особенности использования педагогических технологий
Психологические особенности обучающихся с задержкой психического развития:

замедленный темп формирования обобщённых знаний,

интеллектуальная пассивность детей,

повышенная утомляемость в процессе интеллектуальной деятельности.
С учётом этих особенностей педагогам рекомендуется:

обучение в несколько замедленном темпе (особенно на начальном этапе
изучения нового материала),

обучение с более широкой наглядной и словесной конкретизацией общих
положений,

обучение с большим количеством упражнений, выполнение которых
опирается на прямой показ приёмов решения постепенное сокращение помощи со стороны,

постепенное повышение трудности заданий,

постоянно уделять внимания мотивационно-занимательной стороне
обучения, стимулирующей развитие познавательных интересов.
При определении методик обучения особое внимание уделяется повышению
уровня интеллектуального развития обучающихся с ЗПР. Характерной особенностью
учебно-воспитательного процесса в этих классах является не пассивное приспособление к
слабым сторонам психики обучающегося с ЗПР, а принцип активного воздействия на их
умственное развитие в целях максимального использования потенциальных возможностей
каждого.
В целях успешного решения задач обучения в этих классах активно используются
организационно-педагогические технологии:
1) сочетание индивидуальной и дифференцированной работы с обучающимися с
ЗПР на уроке и коррекционном занятии, с целью устранения причин, вызывающих
трудность в обучении, оказание индивидуальной помощи обучающимся с ЗПР;
2) информационно - коммуникационная технология в целях развития
коммуникативной культуры, развития речи, памяти и т.д.
3) из предметных технологий используются игровая технология, метод проектов
и т.д. для развития познавательных интересов обучающихся с ЗПР в соответствии с
возрастными особенностями.
Формы контроля:

текущее оценивание;

тематическое оценивание;

4

индивидуальные задания;
учет личных достижений обучающихся с ЗПР.
С целью достижения планируемых результатов освоения АООП НОО
обучающихся с ЗПР используются:

формы организации учебного процесса: работа в группах и в парах,
проектная работа, дидактические игры, дифференциация процесса.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительнорепродуктивный, проблемно-ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др.

Формы определения уровня развития УУД обучающихся с ЗПР: рефлексия
работы, самооценка, проекты, тесты, и др.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»



Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного
изучения в каждом классе начальной школы. Содержание обучения в каждом классе
завершается перечнем универсальных учебных действий (УУД) – познавательных,
коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного
предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников. В
первом и втором классах предлагается пропедевтический уровень формирования УУД,
поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только
начинается.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за
период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения
на уровне начального общего образования.
Программа по предмету «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования
и федеральной рабочей программе воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

1.

2.
3.

4.
5.

Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и
интересам обучающихся и направлено на достижение следующих целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания);
освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий,
представленных в содержании данного учебного предмета;
формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления приверженности
здоровому образу жизни;
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной
практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения,
опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний
в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание
своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ;

5

6. освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих
ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;
7. обогащение духовного богатства обучающихся, развитие способности ребёнка к
социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта
эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими
нормами поведения;
8. становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения
к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с
правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей
взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является
содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков
здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть
результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса
«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
 раскрытие роли человека в природе и обществе;
 освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и
познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе
составляет 68 часов (два часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.






ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют
готовность
обучающихся
руководствоваться
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта
деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам;

6





















первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в
разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных
видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и
саморазвития;
проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и
самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных
информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени
и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;

7
























объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и
неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени;
поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина –
следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно
заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;

8


























использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы
их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по
окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать
работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов,
при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг);
проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей
родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских

9






















центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и
культуре народов России;
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
различать расходы и доходы семейного бюджета;
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям,
различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными
объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных
приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую
классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя
их существенные признаки и характерные свойства;
использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения
простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной
деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке
и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и
авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной
активности и принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны
друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина – Российская
Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная
символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России.
Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы
семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к
людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая

10

ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их
профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых
они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар,
вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с
веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение
воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её
распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни
человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве
человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые
родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и
хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов.
Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания
растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и
краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности
питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух,
вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая
характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе:
растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян
растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного
края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных
сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы
органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная,
органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела
человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические
паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности
окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри
двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых,
тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого
дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира
железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах
и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки

11



















безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование
в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила
коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого
доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных
учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных)
по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов
совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями
жизни животного;
определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и
отношения между объектами и явлениями;
моделировать цепи питания в природном сообществе;
различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое
событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий
способствует формированию умений:
понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную
информацию о природе нашей планеты;
находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте
нашу страну, столицу, свой регион;
читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;
находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах,
схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях
контролируемого входа);
соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный
бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель
Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного
движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).
описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов
природы;
приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;
называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;

12










описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах
изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при
небольшой помощи учителя);
устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои
действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера),
подчинённого;
оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и
замечания в свой адрес;
выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь
собственное суждение, мнение;
самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.

13

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество
1.1

Наша родина - Российская Федерация

14

1.2

Семья - коллектив близких. Родных
людей.

2

1.3

Страны и народы мира.

4

Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа
Методы изучения природы.
2.1
Разнообразие веществ в окружающем
мире.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

20

11

2.2

Бактерии, грибы и их разнообразие

2

2.3

Разнообразие растений

7

2.4

Разнообразие животных

7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

14

2.5

Природные сообщества

3

2.6

Человек - часть природы

5

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

35

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Здоровый образ жизни

2

3.2

Правила безопасного поведения
пассажира. Безопасность в сети
Интернет

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Итого по разделу

7

Резервное время

6

4

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

4

2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
Контрол Практич
Всего
ьные
еские
работы
работы

№
п/п

Тема урока

1

Что такое общество?

1

2

Наша Родина - Российская Федерация
Государственная символика РФ.
Уважение к государственным символам
России

1

3

Родной край – малая родина

1

4
5
6
7
8
9

Уникальные памятники культуры России:
Красная площадь, Кремль
Уникальные памятники культуры России:
исторический центр Санкт-Петербурга
Уникальные памятники культуры России:
Кижи, памятники Великого Новгорода
Достопримечательности родного края:
памятники природы и культуры региона
Города Золотого кольца России.
Кремлевские города: Ростов Великий,
Переславль-Залесский
Города Золотого кольца России.
Кремлевские города: Суздаль, Сергиев

1
1
1
1
1
1

Дата
изучения
(план)

1 неделя
02.0906.09

Дата
изучения
(факт)

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841330e
https://m.edsoo.ru/f841254e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84123aa

2 неделя
09.0913.09
3 неделя
16.0920.09
4 неделя
23.0927.09
5 неделя.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412d5a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84140ba
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841427c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84134bc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841380e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413e30
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841367e

16

10

11

12

13
14
15
16
17
18
19
20
21

Посад, Ярославль
Трудолюбие как общественно значимая
ценность в культуре народов России.
Традиции воспитания трудолюбия у
детей разных народов нашей страны
Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом на производстве, в
сельском хозяйстве
Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом в учреждениях
образования и культуры.
Культура, традиции народов России.
Уважение к культуре, традициям, истории
разных народов и своего народа
Нужны ли обществу правила поведения?
Правила поведения в социуме
Семья – первый и главный коллектив в
жизни человека Повседневные заботы
семьи
Совместный труд. Семейный бюджет,
доходы и расходы семьи
Памятники природы и культуры стран
Европы (по выбору)
Памятники природы и культуры
Белоруссии (по выбору)
Памятники природы и культуры стран
Азии (по выбору)
Памятники природы и культуры Китая
(по выбору)
Резервный урок. Семья: традиции,

30.0904.10
1

1

6 неделя
07.1011.10

1

1

7 неделя
14.1018.10

1
1

8 неделя
21.1025.10

1
1
1
1
1
1

9 неделя
05.1108.11
10 неделя
11.1115.11

17

22

23

24

25
26
27

28

29
30
31

праздники
Резервный урок. Проверочная работа по
теме "Наша Родина - Российская
Федерация"
Методы изучения природы: наблюдения,
сравнения, измерения, опыты и
эксперименты. Материки и океаны, части
света: картины природы
Разнообразие веществ в природе.
Примеры веществ (соль, сахар, вода,
природный газ): узнавание, называние,
краткая характеристика
Твердые вещества, жидкости, газы.
Определение свойств твердых веществ,
жидкостей и газов
Вода как вещество. Определение свойств
воды в ходе практической работы
Распространение воды в природе:
водоемы, реки. Круговорот воды в
природе
Значение воды для жизни живых
организмов и хозяйственной
деятельности людей. Охрана воды
Воздух как смесь газов. Значение воздуха
для жизни флоры, фауны, человека.
Охрана воздуха
Горная порода как соединение разных
минералов. Примеры минералов
Полезные ископаемые – богатство
земных недр

1

11 неделя
18.1122.11

1

12 неделя
25.1129.11

1

1

13 неделя
02.1206.12

1
1
1

1

14 неделя
09.1213.12

1

1

15 неделя
16.1220.12

1
1

16 неделя

18

32

Полезные ископаемые родного края:
характеристика, использование в
хозяйственной деятельности региона

1

23.1228.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412896

33

Почва, её состав

1

17 неделя
13.0117.01

34

Бактерии – мельчайшие одноклеточные
живые существа

1

35

Разнообразие грибов: узнавание,
называние, описание

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840dd78
https://m.edsoo.ru/f840dbde
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f9fc
https://m.edsoo.ru/f840df26
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f240
https://m.edsoo.ru/f840e0de

36

37
38

Разнообразие растений: зависимость
внешнего вида от условий и места
обитания
Растения родного края: названия и
краткая характеристика (на основе
наблюдения)
Растения, используемые людьми в
хозяйственной деятельности

1
1

40

Как растения размножаются?

1

42

19 неделя
27.0131.01

1

Растение как живой организм

Развитие растения от семени до семени
(по результатам практических работ)
Условия роста и развития растения (по
результатам наблюдений)

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e282

1

39

41

18 неделя
20.0124.01

1
1

43

Жизнь животных в разные времена года

1

44

Животные родного края: узнавание,

1

1

20 неделя
03.0207.02
21 неделя
10.0214.02
22 неделя
17.02-

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e41c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e6a6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840fde4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412a1c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e85e
Библиотека ЦОК

19

называние, краткая характеристика
45

Бережное отношение к животным –
нравственная ценность людей. Охрана
животного мира в России

1

46

Как животные питаются?

1

47
48

49

50

51
52

53

54

Особенности дыхания животных разных
классов (звери –легкие; рыбы - жабры;
насекомые – трахеи)
Размножение и развитие рыб, птиц,
земноводных
Условия, необходимые для жизни
животных: воздух, вода, тепло, пища
(среда обитания) – обобщение на основе
результатов наблюдений и работы с
информацией
Естественные природные сообщества:
лес, луг, водоем, степь
Искусственные природные сообщества,
созданные человеком - пруд, поле, парк,
огород
Природные сообщества родного края –
два-три примера на основе наблюдения
Общее представление о строении
организма человека. Температура тела,
частота пульса как показатели здоровья
человека
Опорно-двигательная система и ее роль в
жизни человека

1

21.02
23 неделя
25.0228.02
24 неделя
03.0207.03

1

1

25 неделя
11.0314.03

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ed90
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ef2a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f0b0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412b98

26 неделя
17.0321.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410122

27 неделя
24.0328.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410654

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ebe2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841030c
https://m.edsoo.ru/f840ff74

1

1

https://m.edsoo.ru/f840ea16

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84104ba

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84116c6

20

55
56
57
58

59

60
61
62

63
64
65
66

Дыхательная система и ее роль в жизни
человека
Пищеварительная система и ее роль в
жизни человека
Кровеносная и нервная система и ее роль
в жизни человека
Резервный урок. Органы чувств их роль в
жизни человека
Резервный урок. Проверочная работа по
теме "Многообразие растений и
животных"
Резервный урок. Проверочная работа по
теме "Человек - часть природы. Строение
тела человека "
Роль двигательной активности: утренней
гимнастики, динамических пауз
Профилактика заболеваний. Роль
закаливания для здоровья растущего
организма
Соблюдение правил перемещения внутри
двора и пересечения дворовой проезжей
части
Знаки безопасности во дворе жилого дома
Безопасное поведение пассажира
железнодорожного транспорта. Знаки
безопасности
Безопасное поведение пассажира авиа и
водного транспорта

28 неделя
07.0411.04

1
1

29 неделя
14.0418.04

1
1

1

1

1

1

1
1

1
1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410aa0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410dd4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411108
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841146e
https://m.edsoo.ru/f8410f78

30 неделя
22.0425.04

31 неделя
28.0430.04

32 неделя
05.0508.05
33 неделя
12.0516.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410c3a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84118a6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411a5e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410910
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411c0c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411dd8

21

67

Безопасная информационная среда

Резервный урок. Проверочная работа по
итогам обучения в 3 классе
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
68

34 неделя
19.0526.05

1
1

1

68

4

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411f90

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник: Окружающий мир 3 класс.А.А. Плешаков – М.; просвещение, 2024

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебник: Окружающий мир 3 класс.А.А. Плешаков – М.; просвещение, 2024

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru

23

Лист корректировки рабочей программы
Предмет окружающий мир класс 3
Ф.И.О. учителя Барабаш Ирина Игорневна
Четверть*
*

Количество
проведенных
уроков в
соответствии с
КТП

по
план
у

Причина
несоответстви
я

Корректирующи
е мероприятия*

Даты
резервных или
дополнительны
х уроков

Итого
проведен
о
уроков

по
факт
у

1
четверть
2
четверть
3
четверть
4
четверть
Итого за
учебный
год
Выводы о выполнении программы:
Учитель________________________ (__________________________)
подпись
Ф.И.О.
Примечания: за счет интенсификации учебного процесса (сокращения резервных часов
рабочих программ, часов, отведенных на обобщение, повторение и систематизацию
учебного материала, слияния близких по содержанию тем уроков, использование блочномодульной системы занятий, самообразования учащихся и т.п.) или проведения
дополнительных уроков (даты этих уроков указываются в соответствующих ячейках
справа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».