РП родная литература (русская), 9 класс

Ермолина
Наталья
Николаев
на

Подписан: Ермолина Наталья
Николаевна
DN: C=RU, OU=Директор, O="
МБОУ ""Железнодорожненское
СОШ""", CN=Ермолина
Наталья Николаевна,
E=Jeldor2012@mail.ru
Основание: мною рассмотрен
этот документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2024.09.23 12:37:
11+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи:

приобщение учащихся к искусству слова, богатству родной (русской) литературы;

чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими
сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания
включенных в программу произведений;

развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды
ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, личностное
саморазвитие, ценностные ориентации;

понимание авторской позиции;

развитие устной и письменной речи обучающихся;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений
с
привлечением базовых литературоведческих понятий;

грамотное использование литературного языка при создании собственных устных
и письменных высказываний;

формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения.
Электронные ресурсы:
http://www.bibliogid.ru - BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской
библиотеки.
http://www.wikipedia.ru - Универсальная энциклопедия «Википедия».
http://www.krugosvet.ru - Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rubricon.ru - Энциклопеция «Рубрикон».
http://www.feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература
и
фольклор».
http://litera.edu.ru - Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского
общеобразовательного портала.
http://metlit.nm.ru - Методика преподавания литературы.
http://rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё
по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.
Данная рабочая программа предусматривает изучение родной (русской) литературы
в 9 классе в объёме 17 ч. (0.5 ч. в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать родную (русскую) литературу как одну из национально-культурных ценностей
русского народа.
- Уважительно относиться к родной (русской) литературе, испытывать гордость за неё.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной (русской) литературы в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить
свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не
знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль
(«как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников,
поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к
общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами; строить сообщение в устной форме;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков
(в
коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом литературном
факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю,
современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;
выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано
формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера

в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного
текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.
Метапредметные результаты обучения:
 работа с различными видами информации;
 формирование понятийного аппарата в различных областях знаний;
 общение с другими людьми в рамках толерантных отношений;
 умение выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях,
формулировать выводы;
 быть способным к индивидуальной учебной работе, а также к сотрудничеству в парах или
группах;
 быть способным организовать, провести (хотя бы частично) обсуждение проблемы,
полемику, диалог.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
«ПРЕДАНИЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ» (2 часа)
Гроза двенадцатого года «Как не две тученьки не две грозыя..». Русская народная песня
В.А. Жуковский. Певец во стане русских воинов
ГОРОДА ЗЕМЛИ РУССКОЙ (3 часа)
«Люблю тебя, Петра творенье!»
А.С. Пушкин «Город пышный, город бедный»
О.Э. Мандельштам
Петербургские строфы
А.А. Ахматова. Стихи о Петербурге
РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ (3 часа)
Степь раздольная
И.З. Суриков «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская..». Русская народная песня
В степи
П.А. Вяземский. Степь
А.П. Чехов. Степь
РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (3 часа)
ПРАЗДНИКИ РУССКОГО МИРА
Августовские спасы
К.Д. Бальмонт. Первый спас
Е.А. Евтушенко «Само упало яблоко с небес»
Б.А. Ахмадулина. Ночь упаданья яблок
ТЕПЛО РОДНОГО ДОМА(1 час)
Родительский дом
В.П. Астафьев. Далекая и близкая сказка

РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (4 час)
Великая Отечественная война. Н.П. Майоров. Мы
М.В. Кульчицкий «Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!»
Прощание с детством. Ю.И. Коваль. От красный дорог
И.А. Бродский. Мой народ
ПОВТОРЕНИЕ (1 час).
Обобщение изученного материала. Задания для летнего чтения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Итого:

Наименование темы
Преданья старины глубокой
Города земли русской
Родные просторы
Праздники русского мира
Тепло родного дома
Русский характер – русская душа
Повторение.

Количество часов
2
3
3
3
1
4
1
17

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока

Дата проведения

Тема урока

КР, ЛР,
ПР

план

1.

факт
ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ (2 часа)
1 неделя
Гроза двенадцатого года «Как не
02.09две тученьки не две грозыя..».
06.09
Русская народная песня

2.

2 неделя
09.0913.09

3.

3 неделя
16.0920.09
4 неделя
23.0927.09
5 неделя
30.0904.10

4.

5.

Образ Певца и Воинов в
стихотворении В. А. Жуковского
«Певец во стане русских воинов»
(в сокращении)
ГОРОДА ЗЕМЛИ РУССКОЙ (3 часа)
И. И. Лажечников. «Новобранец
1812 года» (фрагмент).
О.Э. Мандельштам
Петербургские строфы
А.А.
Ахматова.
Петербурге

Стихи

о

6.

6 неделя
07.1011.10

РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ (3 часа)
13 неделя И.З. Суриков «Уж ты, степь ли
моя, степь Моздокская..». Русская
06.12народная песня
10.12
В степи

7.

7 неделя
14.1018.10

14 неделя П.А. Вяземский. Степь
13.1217.12

8.

8 неделя
21.1025.10

15 неделя А.П. Чехов. Степь
20.1224.12

9.

9 неделя
05.1108.11
10
неделя
11.1115.11
11
неделя

10.

11.

ПРАЗДНИКИ РУССКОГО МИРА (3 часа)
К.Д. Бальмонт. Первый спас

Е.А. Евтушенко
яблоко с небес»

«Само

упало

Б.А. Ахмадулина. Ночь упаданья
яблок

Примечание

18.1122.11
12.

12
неделя
25.1129.11

ТЕПЛО РОДНОГО ДОМА (1 час)
Родительский дом
В.П. Астафьев. Далекая и близкая
сказка

РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (4 часа)
13.

13
неделя
02.1206.12

Великая Отечественная
Н.П. Майоров. Мы

война.

14.

14
неделя
09.1213.12

М.В. Кульчицкий «Мечтатель,
фантазер, лентяй-завистник!»

15.

15
неделя
16.1220.12

Прощание с детством.
Коваль. От красных ворот

16.

16
неделя
23.1228.12

И.А. Бродский. Мой народ

17.

17
неделя
23.1228.12

Итоговая проверочная работа

Ю.И.

1

ПР

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
1. Учебник: Александрова, Аристова, Беляева: Родная русская литература. 8 класс.
Учебное пособие. –М. : Просвещение, 2021.
2. Интернет-источники: http://lib.pushkinskijdom.ru / Библиотека Института
русской литературы (Пушкинского дома) РАН. На сайте размещены электронные
версии изданий Пушкинского дома, а именно: Словарь книжников и книжности
Древней Руси, Библиотека литературы Древней Руси, Труды Отдела древнерусской
литературы; Русская литература. Век XVIII. Лирика, Русская литература. Век
XVIII. Трагедия, Петр I в русской литературе XVIII века: Тексты и комментарии,
Словарь русских писателей XVIII века, XVIII век. Сб. 1–24. 1935–2004; Материалы к
Пушкинской энциклопедии, Грибоедов. Энциклопедия. Еще один очень интересный для
любого филолога раздел сайта: «Пушкин. Прижизненные публикации». Приводятся
репринты прижизненных публикаций поэта в формате PDF.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».