Ермолина
Наталья
Николаев
на
Подписан: Ермолина Наталья
Николаевна
DN: C=RU, OU=Директор, O="
МБОУ ""
Железнодорожненское
СОШ""", CN=Ермолина
Наталья Николаевна,
E=Jeldor2012@mail.ru
Основание: мною рассмотрен
этот документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2024.09.23 12:31:
24+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его
познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом
в становление личности молодого человека. История представляет собирательную
картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта.
Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает
возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и
будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие
личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных
ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и
человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и
предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает
формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории,
понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа,
его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной
позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачами изучения истории являются:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем
мире;
овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при
особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству –
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями
взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе
демократических ценностей современного общества;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,
рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике,
взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной
и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «История» в 6 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение истории в 6 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
2
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной
общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся
следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров
гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие
действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовнонравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы
современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания
о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте
предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого
с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной
составляющей современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей
страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и
средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и
других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности
жизни и необходимости ее сохранения (в том числе – на основе примеров из истории);
представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в
исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения
трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества;
представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы
профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов;
3
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта
взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера
экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию
в практической деятельности экологической направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды:
представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте
адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для
конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в
следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать
исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки
исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать
события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать
выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную
задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала,
объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять
реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся
знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять
результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация,
реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической
информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература,
интернет-ресурсы и др.) – извлекать информацию из источника; различать виды
источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и
значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических
обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей
прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и
аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и
применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических
примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения
поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные
учебные проекты по истории, в том числе – на региональном материале; определять свое
4
участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы
(выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение
способа решения);
владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии и
самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с
учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между
людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в
исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других
участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
6 КЛАСС
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
называть даты важнейших событий Средневековья, определять их
принадлежность к веку, историческому периоду;
называть этапы отечественной и всеобщей истории Средних веков, их
хронологические рамки (периоды Средневековья, этапы становления и развития
Русского государства);
устанавливать длительность и синхронность событий истории Руси и всеобщей
истории.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
событий отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку (составление
систематических таблиц).
3. Работа с исторической картой:
находить и показывать на карте исторические объекты, используя легенду карты;
давать словесное описание их местоположения;
извлекать из карты информацию о территории, экономических и культурных
центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших
передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций, о ключевых событиях
средневековой истории.
4. Работа с историческими источниками:
5
различать основные виды письменных источников Средневековья (летописи,
хроники, законодательные акты, духовная литература, источники личного
происхождения);
характеризовать авторство, время, место создания источника;
выделять в тексте письменного источника исторические описания (хода
событий, действий людей) и объяснения (причин, сущности, последствий
исторических событий);
находить в визуальном источнике и вещественном памятнике ключевые
символы, образы;
характеризовать позицию автора письменного и визуального исторического
источника.
5. Историческое описание (реконструкция):
рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории в эпоху
Средневековья, их участниках;
составлять краткую характеристику (исторический портрет) известных деятелей
отечественной и всеобщей истории средневековой эпохи (известные
биографические сведения, личные качества, основные деяния);
рассказывать об образе жизни различных групп населения в средневековых
обществах на Руси и в других странах;
представлять описание памятников материальной и художественной культуры
изучаемой эпохи.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) экономических и социальных отношений и
политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей,
господствовавших в средневековых обществах, представлений средневекового
человека о мире;
объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной
и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий,
ситуаций;
объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей
истории эпохи Средневековья: а) находить в учебнике и излагать суждения о
причинах и следствиях исторических событий; б) соотносить объяснение причин
и следствий событий, представленное в нескольких текстах;
проводить синхронизацию и сопоставление однотипных событий и процессов
отечественной и всеобщей истории (по предложенному плану), выделять черты
сходства и различия.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к
наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки событий и личностей эпохи Средневековья, приводимые в
учебной и научно-популярной литературе, объяснять, на каких фактах они
основаны;
высказывать отношение к поступкам и качествам людей средневековой эпохи с
учетом исторического контекста и восприятия современного человека.
6
8. Применение исторических знаний:
объяснять значение памятников истории и культуры Руси и других стран эпохи
Средневековья, необходимость сохранения их в современном мире;
выполнять учебные проекты по истории Средних веков (в том числе на
региональном материале).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
:6 КЛАСС
:ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Введение
Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация Средневековья.
Народы Европы в раннее Средневековье
Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств.
Завоевание франками Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Салическая правда.
Принятие франками христианства.
Франкское государство в VIII–IX вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и
его военная реформа. Завоевания Карла Великого. Управление империей. «Каролингское
возрождение». Верденский раздел, его причины и значение.
Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская
империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй,
завоевания. Ранние славянские государства. Возникновение Венгерского королевства.
Христианизация Европы. Светские правители и папы.
Византийская империя в VI–ХI вв.
Территория, население империи ромеев. Византийские императоры; Юстиниан.
Кодификация законов. Внешняя политика Византии. Византия и славяне. Власть
императора и церковь. Церковные соборы. Культура Византии. Образование и книжное
дело. Художественная культура (архитектура, мозаика, фреска, иконопись).
Арабы в VI–ХI вв.
Природные условия Аравийского полуострова. Основные занятия арабов.
Традиционные верования. Пророк Мухаммад и возникновение ислама. Хиджра. Победа
новой веры. Коран. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Культура
исламского мира. Образование и наука. Роль арабского языка. Расцвет литературы и
искусства. Архитектура.
Средневековое европейское общество
Аграрное производство. Натуральное хозяйство. Феодальное землевладение. Знать и
рыцарство: социальный статус, образ жизни. Замок сеньора. Куртуазная культура.
Крестьянство: зависимость от сеньора, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города – центры ремесла, торговли, культуры. Население городов. Цехи и гильдии.
Городское управление. Борьба городов за самоуправление. Средневековые городареспублики. Развитие торговли. Ярмарки. Торговые пути в Средиземноморье и на
Балтике. Ганза. Облик средневековых городов. Образ жизни и быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие.
Борьба пап за независимость церкви от светской власти. Крестовые походы: цели,
7
участники, итоги. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и
распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в ХII–ХV вв.
Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословнопредставительная монархия. Образование централизованных государств в Англии,
Франции. Столетняя война; Ж. Д’Арк. Священная Римская империя в ХII–ХV вв.
Польско-литовское государство в XIV–XV вв. Реконкиста и образование
централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские государства в
XII–XV вв. Развитие экономики в европейских странах в период зрелого Средневековья.
Обострение социальных противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера).
Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в ХII–ХV вв. Экспансия турокосманов. Османские завоевания на Балканах. Падение Константинополя.
Культура средневековой Европы
Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и
общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры.
Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор.
Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и
человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. Изобретение
европейского книгопечатания; И.Гутенберг.
Страны Востока в Средние века
Османская империя: завоевания турок-османов (Балканы, падение Византии),
управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава:
общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков,
управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные,
борьба против завоевателей. Япония в Средние века: образование государства, власть
императоров и управление сегунов. Индия: раздробленность индийских княжеств,
вторжение мусульман, Делийский султанат.
Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и
ремесла.
Государства доколумбовой Америки в Средние века
Цивилизации майя, ацтеков и инков: общественный строй, религиозные верования,
культура. Появление европейских завоевателей.
Обобщение
Историческое и культурное наследие Средних веков.
ИСТОРИЯ РОССИИ. ОТ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
Введение
Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской
истории. Источники по истории России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности. Восточная
Европа в середине I тыс. н. э.
8
Заселение территории нашей страны человеком. Палеолитическое искусство.
Петроглифы Беломорья и Онежского озера. Особенности перехода от присваивающего
хозяйства к производящему. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление
металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей
металлургии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном
веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Появление первого в
мире колесного транспорта.
Народы, проживавшие на этой территории до середины I тыс. до н. э. Скифы и
скифская культура. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское
царство. Пантикапей. Античный Херсонес. Скифское царство в Крыму. Дербент.
Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о
славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три
ветви – восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их
соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и
политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования.
Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский
каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.
Русь в IX – начале XII в.
Образование государства Русь. Исторические условия складывания русской
государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в
конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.
Первые известия о Руси. Проблема образования государства Русь. Скандинавы на
Руси. Начало династии Рюриковичей.
Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские
князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и
Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле.
Путь «из варяг в греки». Волжский торговый путь. Языческий пантеон.
Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
Русь в конце X – начале XII в. Территория и население государства Русь/Русская
земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы,
колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси, волости.
Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за
власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах.
Владимир Мономах. Русская церковь.
Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина.
Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения.
Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.
Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и
международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак),
странами Центральной, Западной и Северной Европы. Херсонес в культурных контактах
Руси и Византии.
Культурное пространство. Русь в общеевропейском культурном контексте.
Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт.
Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.
9
Культура Руси. Формирование единого культурного пространства. Кирилломефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности,
берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление
древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного
жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира
Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства:
Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура.
Ремесло. Военное дело и оружие.
Русь в середине XII – начале XIII в.
Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли,
управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская,
Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и
Новгородская. Эволюция общественного строя и права; внешняя политика русских
земель.
Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники
литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку
Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире,
церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.
Русские земли и их соседи в середине XIII – XIV в.
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков.
Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских
земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от
ордынских ханов (так называемое ордынское иго).
Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и
включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и
Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород и
немецкая Ганза.
Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси.
Александр Невский. Взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси.
Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление
Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление
первенствующего положения московских князей.
Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский
период русской истории. Святитель Алексий Московский и преподобный Сергий
Радонежский.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII–XV вв.
Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые
степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие
Тимура.
Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское
ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. Касимовское
ханство. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа,
Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом
и Востоком.
10
Культурное пространство. Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в
связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций.
Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской
культуры и культур народов Евразии). Летописание. Литературные памятники
Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Каменные соборы
Кремля. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Формирование единого Русского государства в XV в.
Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами.
Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском
княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.:
политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим
княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в
православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и
Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей
Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата
управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая
государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное
строительство. Московский Кремль.
Культурное
пространство.
Изменения восприятия мира.
Сакрализация
великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской
церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели). Ереси. Геннадиевская
Библия. Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и
региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина.
Архитектура. Русская икона как феномен мирового искусства. Повседневная жизнь
горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.
Наш край с древнейших времен до конца XV в. (Материал по истории своего края
привлекается при рассмотрении ключевых событий и процессов отечественной истории).
Обобщение
11
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Всеобщая история. История Средних веков
1.1
Введение
1
1.2
Народы Европы в раннее
Средневековье
4
1.3
Византийская империя в VI—XI вв.
2
1.4
Арабы в VI—ХI вв.
2
1.5
Средневековое европейское общество
3
1.6
Государства Европы в XII—XV вв.
4
1.7
Культура средневековой Европы
2
1.8
Страны Востока в Средние века
3
1.9
Государства доколумбовой Америки в
Средние века
1
1.10
Обобщение
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414c04
12
Итого по разделу
23
Раздел 2. История России. От Руси к Российскому государству
2.1
Введение
1
2.2
Народы и государства на территории
нашей страны в древности. Восточная
Европа в середине I тыс. н. э.
5
2.3
Русь в IX — начале XII в.
13
2.4
Русь в середине XII — начале XIII в.
6
2.5
Русские земли и их соседи в середине
XIII — XIV в.
10
2.6
Формирование единого Русского
государства в XV в.
8
2.7
Наш край с древнейших времен до
конца XV в.
1
2.8
Обобщение
1
Итого по разделу
45
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414a6a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414a6a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414a6a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414a6a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414a6a
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/7f414a6a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f414a6a
2
0
13
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
1
Средние века: понятие,
хронологические рамки и
периодизация
Средневековья
2
Падение Западной
Римской империи и
возникновение
варварских королевств
3
Франкское государство в
VIII—IX вв.
4
Государства Западной
Европы, Британия и
Ирландия в раннее
Средневековье
1
5
Ранние славянские
государства
1
6
Византия в VI-XI вв.
1
Контрольные
работы
Практическ
ие работы
Дата
изучения
по плану
02.09-06.09
1
Дата
изучения
по факту
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
47fa4
02.09-06.09
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
480bc
09.09-13.09
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
481d4
09.09-13.09
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
482ec
Словарный
диктант
16.09-20.09
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
4840e
16.09-20.09
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
485bc
14
23.09-27.09
7
Культура Византии
8
Аравийский полуостров:
природные условия,
основные занятия
жителей, верования.
Арабский халифат: его
расцвет и распад
9
Культура исламского
мира
10
Феодалы и крестьянство
в средние века
11
Средневековые города —
центры ремесла,
торговли, культуры
12
Церковь и духовенство в
средневековом обществе
13
Усиление королевской
власти в странах
Западной Европы
14
Реконкиста и
образование
централизованных
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
486e8
23.09-27.09
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/886
4880a
30.09-04.10
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
4892c
30.09-04.10
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
48a44
Библиотека ЦОК
1
07.1011.10
Библиотека ЦОК
1
07.1011.10
14.10-18.10
1
https://m.edsoo.ru/886
48c7e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
48e36
14.10-18.10
1
https://m.edsoo.ru/886
48b5c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
48f62
15
государств на
Пиренейском
полуострове
15
Обострение социальных
противоречий в ХIV в.
(Жакерия, восстание
Уота Тайлера). Гуситское
движение в Чехии
16
Византийская империя и
славянские государства в
XII—XV вв.
1
17
Религия и культура
средневековой Европы
18
Гуманизм. Раннее
Возрождение
19
Османская империя и
Монгольская держава в
Средние века
20
Китай и Япония в
Средние века
21.1025.10
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
49070
21.1025.10
Библиотека ЦОК
05.1108.11
Библиотека ЦОК
1
05.1108.11
Библиотека ЦОК
1
Библиотека ЦОК
1
11.1115.11
Библиотека ЦОК
1
11.1115.11
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Проверочная
работа
21
Индия в Средние века
1
18.1122.11
22
Цивилизации майя,
1
18.11-
https://m.edsoo.ru/886
4919c
https://m.edsoo.ru/886
492be
https://m.edsoo.ru/886
493d6
https://m.edsoo.ru/886
494f8
https://m.edsoo.ru/886
49872
https://m.edsoo.ru/886
49a5c
16
ацтеков и инков
22.11
23
Контрольная работа.
Историческое и
культурное наследие
Средних веков
25.1129.11
24
Роль и место России в
мировой истории
25
Заселение территории
нашей страны человеком
26
Народы и государства на
территории нашей
страны в древности
27
Великое переселение
народов
28
Хозяйство, быт и
верования восточных
славян
29
Страны и народы
Восточной Европы,
Сибири и Дальнего
Востока
1
30
Образование государства
Русь. Исторические
1
1
1
https://m.edsoo.ru/886
49b92
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
49cd2
Библиотека ЦОК
1
25.1129.11
Библиотека ЦОК
1
02.1206.12
Библиотека ЦОК
1
02.1206.12
Библиотека ЦОК
1
09.1213.12
Библиотека ЦОК
1
09.1213.12
16.1220.12
16.1220.12
https://m.edsoo.ru/8a1
7efa2
https://m.edsoo.ru/8a1
7f31c
https://m.edsoo.ru/8a1
7f448
https://m.edsoo.ru/8a1
7f560
https://m.edsoo.ru/8a1
7f66e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
7f790
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
17
условия складывания
русской
государственности
7f916
Библиотека ЦОК
1
23.1228.12
Библиотека ЦОК
1
23.1228.12
Библиотека ЦОК
1
13.0117.01
Библиотека ЦОК
1
13.0117.01
Библиотека ЦОК
1
20.0124.01
31
Формирование
государства Русь
32
Внешняя политика Руси в
IX-XI вв.
33
Принятие христианства и
его значение
34
Русь в конце X — начале
XII в.
35
Территориальнополитическая структура
Руси
36
Внутренняя и внешняя
политика русских князей
в конце X — первой
трети XII в.
1
37
Русская церковь в Xначале XII в.
1
38
Древнерусское право:
Русская Правда,
1
20.0124.01
https://m.edsoo.ru/8a1
7fad8
https://m.edsoo.ru/8a1
7ff2e
https://m.edsoo.ru/8a1
80140
https://m.edsoo.ru/8a1
8030c
https://m.edsoo.ru/8a1
804f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
806a4
27.0131.01
Библиотека ЦОК
27.0131.01
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
80848
https://m.edsoo.ru/8a1
18
церковные уставы
80c26
39
Внешняя политика и
международные связи
Руси
40
Культурное
пространство:
повседневная жизнь,
сельский и городской быт
41
Формирование единого
культурного
пространства.
42
Художественная
культура и ремесло Руси
43
Формирование системы
земель —
самостоятельных
государств
44
Важнейшие земли,
управляемые ветвями
княжеского рода
Рюриковичей:
Черниговская,
Смоленская, Галицкая,
Волынская, Суздальская
1
45
Земли, имевшие особый
статус: Киевская и
1
1
1
03.0207.02
03.0207.02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
80e06
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
80fd2
Библиотека ЦОК
1
10.0214.02
Библиотека ЦОК
1
10.0214.02
1
17.0221.02
https://m.edsoo.ru/8a1
81194
https://m.edsoo.ru/8a1
8134c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
81518
17.0221.02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
816e4
25.0228.02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
19
Новгородская
81d1a
46
Эволюция
общественного строя и
права; внешняя политика
русских земель
47
Формирование
региональных центров
культуры
48
Белокаменные храмы
Северо-Восточной Руси
49
Возникновение
Монгольской империи и
ее завоевательные
походы
1
50
Борьба Руси против
монгольского нашествия.
1
51
Южные и западные
русские земли
52
Северо-западные земли:
Новгородская и
Псковская
53
Ордена крестоносцев и
борьба с их экспансией
на западных границах
25.0228.02
1
1
1
Письменная
работа
термины и
даты.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
821b6
03.0307.03
Библиотека ЦОК
03.0307.03
Библиотека ЦОК
11.0314.03
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
8230a
https://m.edsoo.ru/8a1
82436
https://m.edsoo.ru/8a1
82562
11.0314.03
Библиотека ЦОК
1
17.0321.03
Библиотека ЦОК
1
17.0321.03
1
24.0328.03
https://m.edsoo.ru/8a1
82954
https://m.edsoo.ru/8a1
82c92
20
Руси
Библиотека ЦОК
1
24.0328.03
Библиотека ЦОК
1
07.0411.04
Библиотека ЦОК
1
07.0411.04
54
Княжества СевероВосточной Руси.
55
Дмитрий Донской.
Куликовская битва
56
Роль Православной
церкви в ордынский
период русской истории
57
Народы и государства
степной зоны Восточной
Европы и Сибири в XIII–
XV веках
1
Культурное пространство
Руси в XIII-XIV вв.
1
14.0418.04
Библиотека ЦОК
58
Объединение русских
земель вокруг Москвы
1
22.0425.04
Библиотека ЦОК
59
60
Новгород и Псков в XV в
: политический строй,
отношения с Москвой,
Ливонским орденом,
Ганзой, Великим
княжеством Литовским
1
61
Падение Византии и рост
1
14.0418.04
22.0425.04
https://m.edsoo.ru/8a1
82e5e
https://m.edsoo.ru/8a1
83002
https://m.edsoo.ru/8a1
831d8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
835b6
https://m.edsoo.ru/8a1
837d2
https://m.edsoo.ru/8a1
83994
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
83e76
28.04-
Библиотека ЦОК
21
церковно-политической
роли Москвы в
православном Мире
30.05
62
Присоединение
Новгорода и Твери.
Ликвидация зависимости
от Орды
28.0430.05
63
Формирование системы
управления единого
государства при Иване III
64
Культурное пространство
Русского государства в
XV веке
65
Контрольная работа.
Развитие культуры
единого Русского
государства: летописание
и житийная литература
66
Искусство и
повседневная жизнь
населения Руси
67
68
1
https://m.edsoo.ru/8a1
8402e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
841c8
Библиотека ЦОК
1
05.0508.05
Библиотека ЦОК
1
05.0508.05
12.0516.05
1
1
https://m.edsoo.ru/8a1
84358
https://m.edsoo.ru/8a1
844de
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1
8466e
Библиотека ЦОК
1
12.0516.05
Наш край с древнейших
времен до конца XV в.
19.0526.05
Библиотека ЦОК
1
Обобщение по теме "От
Руси к Российскому
государству"
1
19.0526.05
https://m.edsoo.ru/8a1
84dda
https://m.edsoo.ru/8a1
85154
22
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
68
2
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебное пособие: История России 6 класс. Учебник Комплект из 2-х частей. УМК "История России
Торкунова А.В. (6-11)" М.: Просвещение, 2017
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
УМК к учебной линии 5-9 класс Торкунов А.В.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Ресурсы ЦОК
ttp://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
https://interneturok.ru/
https://datalesson.ru/