Ермолина
Наталья
Николаев
на
Подписан: Ермолина Наталья
Николаевна
DN: C=RU, OU=Директор, O="
МБОУ ""
Железнодорожненское
СОШ""", CN=Ермолина
Наталья Николаевна,
E=Jeldor2012@mail.ru
Основание: мною рассмотрен
этот документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2024.09.23 12:33:
45+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по обществознанию на уровне среднего общего образования разработана
на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в ФГОС СОО, в соответствии с Концепцией преподавания учебного
предмета «Обществознание», а также с учётом федеральной рабочей программы
воспитания.
Обществознание выполняет ведущую роль в реализации функции интеграции
молодёжи в современное общество, направляет и обеспечивает условия формирования
российской
гражданской
идентичности,
освоения
традиционных
ценностей
многонационального российского народа, социализации обучающихся, их готовности к
саморазвитию и непрерывному образованию, труду и творческому самовыражению,
правомерному поведению и взаимодействию с другими людьми в процессе решения задач
личной и социальной значимости.
Содержание учебного предмета ориентируется на систему теоретических знаний,
традиционные ценности российского общества, представленные на базовом уровне, и
обеспечивает преемственность по отношению к обществоведческому курсу уровня
основного общего образования путём углублённого изучения ряда социальных процессов
и явлений. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных компонентов содержания,
включающих знания, социальные навыки, нормы и принципы поведения людей в
обществе, правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни.
Сохранение интегративного характера предмета на углублённом уровне
предполагает включение в его содержание тех компонентов, которые создают целостное и
достаточно полное представление обо всех основных сторонах развития общества, о
деятельности человека как субъекта общественных отношений, а также о способах их
регулирования. Каждый из содержательных компонентов, которые представлены и на
базовом уровне, раскрывается в углублённом курсе в более широком многообразии связей
и отношений. Кроме того, содержание предмета дополнено рядом вопросов, связанных с
логикой и методологией познания социума различными социальными науками. Усилено
внимание к характеристике основных социальных институтов. В основу отбора и
построения учебного содержания положен принцип многодисциплинарности
обществоведческого знания. Разделы курса отражают основы различных социальных
наук.
Углубление теоретических представлений сопровождается созданием условий для
развития способности самостоятельного получения знаний на основе освоения различных
видов (способов) познания, их применения при работе как с адаптированными, так и
неадаптированными источниками информации в условиях возрастания роли массовых
коммуникаций.
Содержание учебного предмета ориентировано на познавательную деятельность,
опирающуюся как на традиционные формы коммуникации, так и на цифровую среду,
интерактивные образовательные технологии, визуализированные данные, схемы,
моделирование жизненных ситуаций.
Изучение обществознания на углублённом уровне предполагает получение
обучающимися широкого (развёрнутого) опыта учебно-исследовательской деятельности,
характерной для высшего образования.
С учётом особенностей социального взросления обучающихся, их личного
социального опыта и осваиваемых ими социальных практик, изменения их интересов и
социальных запросов содержание учебного предмета на углублённом уровне
обеспечивает обучающимся активность, позволяющую участвовать в общественно
значимых, в том числе волонтёрских, проектах, расширяющих возможности
профессионального выбора и поступления в образовательные организации, реализующие
программы высшего образования.
Целями изучения учебного предмета «Обществознание» углублённого уровня
являются:
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
патриотизма, правовой культуры и правосознания, уважения к социальным нормам и
моральным ценностям, приверженности правовым принципам, закреплённым в
Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;
развитие духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в период ранней
юности, правового сознания, политической культуры, экономического образа мышления,
функциональной грамотности, способности к предстоящему самоопределению в
различных областях жизни: семейной, трудовой, профессиональной;
освоение системы знаний, опирающейся на системное изучение основ базовых для
предмета социальных наук, изучающих особенности и противоречия современного
общества, его социокультурное многообразие, единство социальных сфер и институтов,
человека как субъекта социальных отношений, многообразие видов деятельности людей и
регулирование общественных отношений;
развитие комплекса умений, направленных на синтезирование информации из
разных источников (в том числе неадаптированных, цифровых и традиционных) для
решения образовательных задач и взаимодействия с социальной средой, выполнения
типичных социальных ролей, выбора стратегий поведения в конкретных ситуациях
осуществления коммуникации, достижения личных финансовых целей, взаимодействия с
государственными органами, финансовыми организациями;
овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения с опорой на инструменты (способы)
социального познания, ценностные ориентиры, элементы научной методологии;
обогащение опыта применения полученных знаний и умений в различных областях
общественной жизни и в сферах межличностных отношений, создание условий для
освоения способов успешного взаимодействия с политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами и решения значимых для личности
задач, реализации личностного потенциала;
расширение палитры способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни общества, профессионального выбора,
поступления в образовательные организации, реализующие программы высшего
образования, в том числе по направлениям социально-гуманитарной подготовки.
На изучение обществознания на углубленном уровне отводится: в 10 классе – 136
часов (4 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 КЛАСС
Социальные науки и их особенности
Общество как предмет изучения. Различные подходы к изучению общества.
Особенности социального познания. Научное и ненаучное социальное познание.
Социальные науки в системе научного знания. Место философии в системе
обществознания. Философия и наука.
Методы изучения социальных явлений. Сходство и различие естествознания и
обществознания. Особенности наук, изучающих общество и человека.
Социальные науки и профессиональное самоопределение молодёжи.
Введение в философию
Социальная философия, её место в системе наук об обществе. Философское
осмысление общества как целостной развивающейся системы. Взаимосвязь природы и
общества. Понятие «социальный институт». Основные институты общества, их функции и
роль в развитии общества.
Типология обществ. Современное общество: ведущие тенденции, особенности
развития. Динамика и многообразие процессов развития общества. Типы социальной
динамики. Эволюция и революция как формы социального изменения. Влияние массовых
коммуникаций на развитие общества и человека.
Понятие общественного прогресса, критерии общественного прогресса.
Противоречия общественного прогресса. Процессы глобализации. Противоречивость
глобализации и её последствий. Глобальные проблемы современности. Общество и
человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Философская антропология о становлении человека и зарождении общества.
Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность
человека как философская проблема. Духовное и материальное в человеке. Способность к
познанию и деятельности – фундаментальные особенности человека.
Сознание. Взаимосвязь сознания и тела. Самосознание и его роль в развитии
личности. Рефлексия. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и
обыденное сознание. Формы общественного сознания: религиозное, нравственное,
политическое и другие. Способы манипуляции общественным мнением. Установки и
стереотипы массового сознания. Воздействие средств массовой информации на массовое
и индивидуальное сознание в условиях цифровой среды. Использование достоверной и
недостоверной информации.
Философия о деятельности как способе существования людей, самореализации
личности. Мотивация деятельности. Потребности и интересы. Многообразие видов
деятельности. Свобода и необходимость в деятельности.
Гносеология в структуре философского знания. Проблема познаваемости мира.
Познание как деятельность. Знание, его виды. Истина и её критерии. Абсолютная истина.
Относительность истины. Истина и заблуждение. Формы чувственного познания, его
специфика и роль. Формы рационального познания. Мышление и язык. Смысл и значение
языковых выражений. Рассуждения и умозаключения. Дедукция и индукция.
Доказательство, наблюдение, эксперимент, практика. Объяснение и понимание. Виды
объяснений. Распространённые ошибки в рассуждениях. Парадоксы, спор, дискуссия,
полемика. Основания, допустимые приёмы рационального спора. Научное знание, его
характерные признаки: системность, объективность, доказательность, проверяемость.
Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Способы и методы научного
познания. Дифференциация и интеграция научного знания. Междисциплинарные научные
исследования.
Духовная жизнь человека и общества. Человек как духовное существо. Человек как
творец и творение культуры. Мировоззрение: картина мира, идеалы, ценности и цели.
Понятие культуры. Институты культуры. Диалог культур. Богатство культурного
наследия России. Вклад российской культуры в мировую культуру. Массовая и элитарная
культура. Народная культура. Творческая элита. Религия, её культурологическое
понимание. Влияние религии на развитие культуры.
Искусство, его виды и формы. Социальные функции искусства. Современное
искусство. Художественная культура.
Наука как область духовной культуры. Роль науки в современном обществе.
Социальные последствия научных открытий и ответственность учёного. Авторитет науки.
Достижения российской науки на современном этапе.
Образование как институт сохранения и передачи культурного наследия.
Этика, мораль, нравственность. Основные категории этики. Свобода воли и
нравственная оценка. Нравственность как область индивидуально ответственного
поведения.
Этические нормы как регулятор деятельности социальных институтов и
нравственного поведения людей.
Особенности профессиональной деятельности по направлениям, связанным с
философией.
Введение в социальную психологию
Социальная психология в системе социально-гуманитарного знания. Этапы и
основные направления развития социальной психологии. Междисциплинарный характер
социальной психологии.
Теории социальных отношений. Основные типы социальных отношений.
Личность как объект исследования социальной психологии. Социальная установка.
Личность в группе. Понятие «Я-концепция». Самопознание и самооценка. Самоконтроль.
Социальная идентичность. Ролевое поведение. Межличностное взаимодействие как
объект социальной психологии.
Группа как объект исследования социальной психологии. Классификация групп в
социальной психологии. Большие социальные группы. Стихийные группы и массовые
движения. Способы психологического воздействия в больших социальных группах.
Феномен психологии масс, «эффект толпы».
Малые группы. Динамические процессы в малой группе.
Условные группы. Референтная группа. Интеграция в группах разного уровня
развития.
Влияние группы на индивидуальное поведение. Групповая сплочённость.
Конформизм и нонконформизм. Причины конформного поведения. Психологическое
манипулирование и способы противодействия ему. Межличностные отношения в группах.
Межличностная совместимость. Дружеские отношения. Групповая дифференциация.
Психологические проблемы лидерства. Формы и стиль лидерства. Взаимоотношения в
ученических группах.
Антисоциальные группы. Опасность криминальных групп. Агрессивное поведение.
Общение как объект социально-психологических исследований. Функции общения.
Общение как обмен информацией. Общение как взаимодействие. Особенности общения в
информационном обществе. Институты коммуникации. Роль социальных сетей в
общении. Риски социальных сетей и сетевого общения. Информационная безопасность.
Теории конфликта. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Особенности
профессиональной
деятельности
социального
психолога.
Психологическое образование.
Введение в экономическую науку
Экономика как наука, этапы и основные направления её развития. Микроэкономика,
макроэкономика, мировая экономика. Место экономической науки среди наук об
обществе. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов.
Экономический выбор. Экономическая эффективность.
Экономические институты и их роль в развитии общества. Собственность.
Экономическое содержание собственности. Главные вопросы экономики. Производство.
Факторы производства и факторные доходы. Кривая производственных возможностей.
Типы экономических систем.
Экономическая деятельность и её субъекты. Домашние хозяйства, предприятия,
государство. Потребление, сбережения, инвестиции. Экономические отношения и
экономические интересы. Рациональное поведение людей в экономике. Экономическая
свобода и социальная ответственность субъектов экономики.
Институт рынка. Рыночные механизмы: цена и конкуренция. Рыночное
ценообразование. Рыночный спрос, величина и факторы спроса. Рыночное предложение,
величина и факторы предложения. Закон спроса. Закон предложения. Эластичность
спроса и эластичность предложения. Нормальные блага, товары первой необходимости и
товары роскоши. Товары Гиффена и эффект Веблена. Рыночное равновесие, равновесная
цена.
Конкуренция как основа функционирования рынка. Типы рыночных структур.
Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция.
Олигополия. Монополия, виды монополий. Монопсония. Государственная политика
Российской Федерации по поддержке и защите конкуренции. Методы антимонопольного
регулирования экономики.
Рынок ресурсов. Рынок земли. Природные ресурсы и экономическая рента. Рынок
капитала. Спрос и предложение на инвестиционные ресурсы. Дисконтирование.
Определение рыночно справедливой цены актива. Рынок труда. Занятость и безработица.
Государственная политика регулирования рынка труда в Российской Федерации.
Минимальная оплата труда. Роль профсоюзов. Потребности современного рынка труда в
Российской Федерации.
Информация как ресурс экономики. Асимметрия информации. Способы решения
проблемы асимметрии информации. Государственная политика цифровизации экономики
в Российской Федерации.
Институт предпринимательства и его роль в экономике. Виды и мотивы
предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предприятий.
Малый бизнес. Франчайзинг. Этика предпринимательства. Развитие и поддержка малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Экономические цели фирмы. Показатели деятельности фирмы. Выручка и прибыль.
Издержки и их виды (необратимые издержки, постоянные и переменные издержки,
средние и предельные издержки). Предельные издержки и предельная выручка фирмы.
Эффект масштаба производства. Амортизационные отчисления. Альтернативная
стоимость и способы финансирования предприятия. Основные принципы менеджмента.
Основные элементы маркетинга. Влияние конкуренции на деятельность фирмы. Политика
импортозамещения в Российской Федерации.
Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк Российской
Федерации. Финансовые услуги. Вклады и кредиты. Денежная масса и денежная база.
Денежные агрегаты. Денежный мультипликатор. Финансовые рынки, их виды и функции.
Денежный рынок. Фондовый рынок. Современные финансовые технологии. Финансовая
безопасность. Цифровые финансовые активы. Монетарная политика. Денежнокредитная
политика Банка России. Инфляция: причины, виды, социально-экономические
последствия. Антиинфляционная политика в Российской Федерации.
Государство в экономике. Экономические функции государства. Общественные
блага (блага общего доступа, чисто общественные блага, чисто частные блага).
Исключаемость и конкурентность в потреблении. Способы предоставления общественных
благ. Несовершенства рыночной организации хозяйства. Государственное регулирование
рынков. Внешние эффекты. Положительные и отрицательные внешние эффекты.
Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета. Государственный долг.
Распределение доходов. Регулирование степени экономического неравенства.
Мультипликаторы бюджетной политики. Налоги. Виды налогов. Принципы
налогообложения в Российской Федерации. Налогообложение и субсидирование.
Фискальная политика государства.
Экономический
рост.
Измерение
экономического
роста.
Основные
макроэкономические показатели: валовой национальный продукт (ВНП), валовый
внутренний продукт (ВВП). Индексы цен. Связь между показателями ВВП и ВНП.
Реальный и номинальный валовый внутренний продукт. Факторы долгосрочного
экономического роста. Рынок благ. Совокупный спрос и совокупное предложение.
Экономические циклы. Фазы экономического цикла. Причины циклического развития
экономики. Значение совокупного спроса и совокупного предложения для циклических
колебаний и долгосрочного экономического роста.
Мировая экономика. Международное разделение труда. Внешняя торговля.
Сравнительные преимущества
в
международной
торговле.
Государственное
регулирование внешней торговли. Экспорт и импорт товаров и услуг. Квотирование.
Международные расчёты. Платёжный баланс. Валютный рынок.
Возможности применения экономических знаний. Особенности профессиональной
деятельности в экономической сфере.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты программы по обществознанию на уровне среднего
общего образования отражают готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций,
позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям
российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности.
В результате изучения обществознания на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей, уважение ценностей иных культур, конфессий;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность
за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь
на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов
России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление проявлять качества творческой личности;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью, потребность в физическом совершенствовании;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому
и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной социально направленной деятельности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учёту
общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества, активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира;
языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социальноэкономической и политической коммуникации;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей
жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
программы среднего общего образования у обучающихся совершенствуется
эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе
в межличностном взаимодействии и при принятии решений;
саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным
изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать
типичные социальные роли;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему,
рассматривать её разносторонне;
устанавливать существенные признаки или основания для сравнения,
классификации и обобщения социальных объектов, явлений и процессов, определять
критерии типологизации;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения,
выявлять связь мотивов, интересов и целей деятельности;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях
и процессах, прогнозировать возможные пути разрешения противоречий;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся ресурсов и
возможных рисков;
вносить коррективы в деятельность, отбирать способы деятельности, отвечающие её
целям, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий
деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении учебно-познавательных, жизненных
проблем, при выполнении социальных проектов.
Базовые исследовательские действия:
развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки
разрешения проблем; проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания, включая
специфические методы социального познания;
осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, применять научную терминологию,
ключевые понятия и методы;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и процессов и
актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить
аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных
объектов, в социальных отношениях; оценивать приобретённый опыт;
уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в
познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей, комплекса социальных
наук, учебных и внеучебных источников информации;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить
проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
владеть навыками получения социальной информации, в том числе об основах
общественных наук и обществе как системе социальных институтов, факторах социальной
динамики из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации, включая
статистические данные, графики, таблицы;
оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм
представления, в том числе полученной из интернет-источников, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести
диалог, учитывать разные точки зрения;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых
средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в
жизненных ситуациях, включая область профессионального самоопределения;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической
деятельности, в межличностных отношениях;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений, проявлять
интерес к социальной проблематике;
делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив,
аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат
по разработанным критериям;
предлагать новые учебноисследовательские и социальные проекты, оценивать идеи
с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии
для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
учитывать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу 10 класса обучающийся будет:
владеть знаниями основ философии, социальной психологии, экономической науки,
включая знания о предмете и методах исследования, этапах и основных направлениях
развития, месте и роли в социальном познании, в постижении и преобразовании
социальной действительности; объяснять взаимосвязь общественных наук, необходимость
комплексного подхода к изучению социальных явлений и процессов, знать ключевые
темы, исследуемые этими науками, в том числе таких вопросов, как системность
общества, разнообразие его связей с природой, единство и многообразие в общественном
развитии, факторы и механизмы социальной динамики, роль человека как субъекта
общественных отношений, виды и формы познавательной деятельности; общественная
природа личности, роль общения и средств коммуникации формировании социальнопсихологических качеств личности; природа межличностных конфликтов и пути их
разрешения; экономика как объект изучения экономической теорией, факторы
производства и субъекты экономики, экономическая эффективность, типы экономических
систем, экономические функции государства, факторы и показатели экономического
роста, экономические циклы, рыночное ценообразование, экономическое содержание
собственности, финансовая система и финансовая политика государства;
владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о ценностнонормативной основе их деятельности, основных функциях, многообразии социальных
институтов, их взаимосвязи и взаимовлиянии, изменении их состава и функций в процессе
общественного развития, политике Российской Федерации, направленной на укрепление и
развитие социальных институтов российского общества, в том числе поддержку
конкуренции, развитие малого и среднего предпринимательства, внешней торговли,
налоговой системы, финансовых рынков;
владеть элементами методологии социального познания, включая возможности
цифровой среды; применять методы научного познания социальных процессов и явлений,
включая типологизацию, социологические опросы, социальное прогнозирование,
доказательство, наблюдение, эксперимент, практику как методы обоснования истины;
методы социальной психологии, включая анкетирование, интервью, метод экспертных
оценок, анализ документов для принятия обоснованных решений, планирования и
достижения познавательных и практических целей, включая решения о создании и
использовании сбережений, инвестиций, способах безопасного использования
финансовых услуг, выборе будущей профессиональнотрудовой сферы, о возможностях
применения знаний основ социальных наук в различных областях жизнедеятельности;
уметь классифицировать и типологизировать: социальные институты, типы
обществ, формы общественного сознания, виды деятельности, виды потребностей, формы
познания, уровни и методы научного знания, формы культуры, типы мировоззрения; типы
социальных отношений, виды социальных групп, разновидности социальных конфликтов
и способы их разрешения, типы рыночных структур, современные финансовые
технологии,
методы
антимонопольного
регулирования
экономики,
виды
предпринимательской деятельности, показатели деятельности фирмы, финансовые
институты, факторы производства и факторные доходы;
уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать
их на теоретическом и фактическоэмпирическом уровнях при анализе социальных
явлений, вести дискуссию, в том числе при рассмотрении ведущих тенденций развития
российского общества, проявлений общественного прогресса, противоречивости
глобализации, относительности истины, характера воздействия средств массовой
информации на сознание в условиях цифровизации, формирования установок и
стереотипов массового сознания, распределения ролей в малых группах, влияния групп на
поведение людей, особенностей общения в информационном обществе, причин
возникновения межличностных конфликтов, экономической свободы и социальной
ответственности субъектов экономики, эффективности мер поддержки малого и среднего
бизнеса, причинах несовершенства рыночной экономики, путей достижения социальной
справедливости в условиях рыночной экономики;
уметь проводить целенаправленный поиск социальной информации, используя
источники научного и научнопублицистического характера, ранжировать источники
социальной информации по целям распространения, жанрам с позиций достоверности
сведений, проводить с опорой на полученные из различных источников знания
учебноисследовательскую и проектную работу по философской, социальнопсихологической и экономической проблематике: определять тематику учебных
исследований и проектов, осуществлять поиск оптимальных путей их реализации,
обеспечивать теоретическую и прикладную составляющие работ; владеть навыками
презентации результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности на
публичных мероприятиях; уметь анализировать и оценивать собственный социальный
опыт, включая опыт самопознания, самооценки, самоконтроля, межличностного
взаимодействия, использовать его при решении познавательных задач и разрешении
жизненных проблем, конкретизировать примерами из личного социального опыта,
фактами социальной действительности, модельными ситуациями, теоретическими
положениями разделов «Основы философии», «Основы социальной психологии»,
«Основы экономической науки», включая положения о влиянии массовых коммуникаций
на развитие человека и общества, способах манипуляции общественным мнением,
распространённых ошибках в рассуждениях при ведении дискуссии, различении
достоверных и недостоверных сведений при работе с социальной информацией,
возможностях оценки поведения с использованием нравственных категорий, выборе
рациональных способов поведения людей в экономике в условиях ограниченных
ресурсов, особенностях профессиональной деятельности в экономической сфере, практике
поведения на основе этики предпринимательства, о способах защиты своих
экономических прав и интересов, соблюдении правил грамотного и безопасного
поведения при пользовании финансовыми услугами и современными финансовыми
технологиями, особенностях труда молодёжи в условиях конкуренции на рынке труда;
уметь проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с общественными
институтами на основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека и
гражданина в Российской Федерации и установленных правил, уметь самостоятельно
заполнять формы, составлять документы, необходимые в социальной практике,
рассматриваемой на примерах материала разделов «Основы философии», «Основы
социальной психологии», «Основы экономической науки»;
проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования по
направлениям социально-гуманитарной подготовки, включая умение самостоятельно
овладевать новыми способами познавательной деятельности, выдвигать гипотезы,
соотносить информацию, полученную из разных источников, эффективно
взаимодействовать в исследовательских группах, способность ориентироваться в
направлениях профессиональной деятельности, связанных с философией, социальной
психологией и экономической наукой.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Раздел 1. Социальные науки и их особенности
Социальные науки в системе научного
1.1
знания. Особенности социального
познания
Итого по разделу
Всего
4
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dca2e93b
4
Раздел 2. Введение в философию
2.1
Общество как система. Динамика и
многообразие процессов развития
общества
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dca2e93b
2.2
Общественный прогресс. Процессы
глобализации
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dca2e93b
2.3
Сущность человека. Духовное и
материальное в человеке
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dca2e93b
2.4
Сознание. Массовое сознание и его
особенности
3
2.5
Деятельность как способ существования
людей
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dca2e93b
2.6
Теория познания. Истина и её критерии
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dca2e93b
2.7
Научное знание и его характерные черты
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dca2e93b
2.8
Духовная жизнь человека и общества
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dca2e93b
2.9
Направления духовной деятельности.
Формы духовной культуры
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dca2e93b
2.10
Этика и этические нормы
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dca2e93b
2.11
Представление результатов проектноисследовательской деятельности
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dca2e93b
2.12
Повторительно-обобщающие уроки по
разделу «Введение в философию»
2
Итого по разделу
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dca2e93b
39
Раздел 3. Введение в социальную психологию
3.1
Социальная психология как наука
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dca2e93b
3.2
Общество и личность в социальной
психологии
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dca2e93b
3.3
Социальная психология групп
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dca2e93b
3.4
Общение и социальное взаимодействие
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dca2e93b
3.5
Психологическое образование и
профессиональная деятельность
социального психолога
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dca2e93b
3.6
Представление результатов проектноисследовательской деятельности
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dca2e93b
3.7
Повторительно-обобщающие уроки по
2
1
Библиотека ЦОК
разделу «Введение в социальную
психологию»
Итого по разделу
Раздел 4. Введение в экономическую науку
Экономика как наука и сфера
4.1
деятельности человека
https://m.edsoo.ru/dca2e93b
26
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dca2e93b
4.2
Экономическая деятельность и её
субъекты
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dca2e93b
4.3
Институт рынка
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dca2e93b
4.4
Рынки и ресурсы
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dca2e93b
4.5
Институт предпринимательства
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dca2e93b
4.6
Фирмы в экономике
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dca2e93b
4.7
Финансовые институты
8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dca2e93b
4.8
Государство в экономике
9
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dca2e93b
4.9
Основные макроэкономические
показатели
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dca2e93b
4.10
Международная экономика
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dca2e93b
4.11
Представление результатов проектноисследовательской деятельности
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dca2e93b
4.12
Повторительно-обобщающие уроки по
2
Библиотека ЦОК
разделу «Введение в экономическую
науку»
https://m.edsoo.ru/dca2e93b
Итого по разделу
62
Итоговое повторение
5
1
136
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dca2e93b
0
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
1
Общество как предмет
изучения. Подходы к
изучению общества
2
Всего
Контрольные
работы
Практи
ческие
работы
Дата
изучени
я по
плану
Дата
изучения
по факту
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
1
02.0906.09
Социальные науки в системе
научного знания
02.0906.09
Библиотека ЦОК
1
Изучение социальных
явлений
1
02.0906.09
Библиотека ЦОК
3
1
02.0906.09
Библиотека ЦОК
4
Социальные науки и
профессиональное
самоопределение молодежи
1
09.0913.09
Библиотека ЦОК
5
Социальная философия в
системе наук об обществе
Взаимосвязь природы и
общества
1
09.0913.09
Библиотека ЦОК
6
7
Динамика и многообразие
процессов развития общества
1
09.0913.09
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3f12d62
8
https://m.edsoo.ru/0d777d
77
https://m.edsoo.ru/3e740ef
9
https://m.edsoo.ru/6f99ea5
a
https://m.edsoo.ru/ed72dec
4
https://m.edsoo.ru/1bd06b
2d
https://m.edsoo.ru/99c9fa4
5
8
Типы социальной динамики
9
Общественный прогресс
10
Критерии общественного
прогресса
Библиотека ЦОК
1
09.0913.09
Библиотека ЦОК
1
16.0920.09
Библиотека ЦОК
1
16.0920.09
Библиотека ЦОК
1
16.0920.09
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c335d3
04
https://m.edsoo.ru/522161
6
https://m.edsoo.ru/dbeeaae
e
11
Процессы глобализации
12
Глобальные проблемы
современности
1
16.0920.09
Сущность человека как
проблема философии
1
23.0927.09
Библиотека ЦОК
13
23.0927.09
Библиотека ЦОК
23.0927.09
Библиотека ЦОК
23.0927.09
Библиотека ЦОК
14
Становление человека
1
15
Сознание
1
16
Общественное и
индивидуальное сознание
1
https://m.edsoo.ru/19552e
d4
https://m.edsoo.ru/a090e3c
2
https://m.edsoo.ru/409b42f
8
https://m.edsoo.ru/4890aae
6
https://m.edsoo.ru/12bada6
7
https://m.edsoo.ru/3bd3fc2
9
Библиотека ЦОК
1
30.0904.10
Библиотека ЦОК
17
Массовое сознание и его
особенности
18
Деятельность как способ
существования людей
1
30.0904.10
Свобода и необходимость в
деятельности
1
30.0904.10
Библиотека ЦОК
19
Теория познания
1
30.0904.10
Библиотека ЦОК
20
Истина и её критерии
1
07.1011.10
Библиотека ЦОК
21
Библиотека ЦОК
1
07.1011.10
Библиотека ЦОК
1
07.1011.10
Библиотека ЦОК
1
07.1011.10
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
22
Формы познания
23
Мышление и язык
24
Научное знание и его
характерные черты
25
Способы и методы научного
познания
1
14.1018.10
26
Духовная жизнь человека и
общества
1
14.1018.10
https://m.edsoo.ru/b9bf948
0
https://m.edsoo.ru/4e49bd
45
https://m.edsoo.ru/43eea24
4
https://m.edsoo.ru/02c623
91
https://m.edsoo.ru/d5d9a7
57
https://m.edsoo.ru/95e585
14
https://m.edsoo.ru/10e95df
8
https://m.edsoo.ru/009025
6c
https://m.edsoo.ru/9ac55f8
f
https://m.edsoo.ru/a9ee198
6
27
Человек как творец культуры
Библиотека ЦОК
1
14.1018.10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e02528
22
28
Мировоззрение
1
14.1018.10
Культура. Институты
культуры
1
21.1025.10
Библиотека ЦОК
29
Диалог культур
1
21.1025.10
Библиотека ЦОК
30
Вклад российской культуры в
мировую культуру
1
21.1025.10
Библиотека ЦОК
31
1
21.1025.10
Библиотека ЦОК
32
Религия. Влияние религии на
развитие культуры
Библиотека ЦОК
1
05.1108.11
Библиотека ЦОК
1
05.1108.11
Библиотека ЦОК
1
05.1108.11
Библиотека ЦОК
1
05.1108.11
33
Искусство, его виды и формы
34
Роль науки в современном
обществе
35
Образование как институт
сохранения и передачи
культурного наследия
36
Этика, мораль,
нравственность
https://m.edsoo.ru/37e558
0b
https://m.edsoo.ru/d6614ca
e
https://m.edsoo.ru/04a328
3c
https://m.edsoo.ru/bc8dc2b
8
https://m.edsoo.ru/b408f54
b
https://m.edsoo.ru/b39dda
37
https://m.edsoo.ru/e5fe930
5
https://m.edsoo.ru/26b4eb
d0
https://m.edsoo.ru/a631b8a
d
37
Категории этики
Библиотека ЦОК
1
11.1115.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3aed2f2
5
38
Нравственность
1
11.1115.11
Этические нормы
1
11.1115.11
Библиотека ЦОК
39
1
11.1115.11
Библиотека ЦОК
40
Представление результатов
проектно-исследовательской
деятельности
1
18.1122.11
Библиотека ЦОК
41
Представление результатов
проектно-исследовательской
деятельности
1
18.1122.11
Библиотека ЦОК
42
Обобщающее повторение по
разделу "Введение в
философию"
43
Контрольная работа.
Обобщающее повторение,
тестирование по разделу
"Введение в философию"
44
Социальная психология в
системе социальногуманитарного знания
1
1
18.1122.11
https://m.edsoo.ru/05bb6f7
1
https://m.edsoo.ru/caeee31
8
https://m.edsoo.ru/f7d1169
8
https://m.edsoo.ru/0f3305a
e
https://m.edsoo.ru/690d69
92
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/9fa44b8
9
Библиотека ЦОК
1
18.1122.11
1
25.1129.11
Библиотека ЦОК
45
Этапы и основные
направления развития
социально психологии
46
Теории социальных
1
25.11-
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/24c253e
6
https://m.edsoo.ru/5f7a1a6
3
отношений
29.11
https://m.edsoo.ru/a67e436
7
Библиотека ЦОК
47
Типы социальных отношений
1
25.1129.11
Личность в социальной
психологии
1
25.1129.11
Библиотека ЦОК
48
Личность в группе
1
02.1206.12
Библиотека ЦОК
49
Социальная идентичность
1
02.1206.12
Библиотека ЦОК
50
1
02.1206.12
Библиотека ЦОК
51
Межличностное
взаимодействие как объект
социальной псхологии
1
02.1206.12
Библиотека ЦОК
52
Группа - объект исследования
социальной психологии
Большие социальные группы
1
09.1213.12
Библиотека ЦОК
53
Социальная психология
малых групп
1
09.1213.12
Библиотека ЦОК
54
Влияние группы на
индивидуальное поведение
1
09.1213.12
Библиотека ЦОК
55
56
Межличностные отношения в
1
09.12-
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1e8d3c9
1
https://m.edsoo.ru/9b6683
0a
https://m.edsoo.ru/f2f74d9
2
https://m.edsoo.ru/645589
3c
https://m.edsoo.ru/e55e77b
a
https://m.edsoo.ru/f2f7355
e
https://m.edsoo.ru/c5e5d19
3
https://m.edsoo.ru/5e8a63d
f
https://m.edsoo.ru/1333f46
0
группах
13.12
https://m.edsoo.ru/0ec9168
9
1
16.1220.12
Библиотека ЦОК
57
Антисоциальные,
криминальные группы
1
16.1220.12
Библиотека ЦОК
58
Общение как объект
социально-психологических
исследований
Библиотека ЦОК
1
16.1220.12
Библиотека ЦОК
1
16.1220.12
Библиотека ЦОК
1
23.1228.12
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
59
Функции общения
60
Общение как взаимодействие
61
Особенности общения в
информационном обществе
62
Институты коммуникации
1
23.1228.12
63
Конфликт
1
23.1228.12
64
Психологическое образование
и профессиональная
деятельность социального
психолога
65
Психологическое образование
и профессиональная
1
1
23.1228.12
13.0117.01
https://m.edsoo.ru/d6a54c2
d
https://m.edsoo.ru/f947e5f
3
https://m.edsoo.ru/445b31
35
https://m.edsoo.ru/6d47f54
9
https://m.edsoo.ru/a45b1bc
2
https://m.edsoo.ru/fcf7340
4
https://m.edsoo.ru/45c357
73
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/9c7928
6b
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b035ad
3e
деятельность социального
психолога
66
Представление результатов
проектно-исследовательской
деятельности
67
Представление результатов
проектно-исследовательской
деятельности
68
Обобщающее повторение по
разделу "Введение в
социальную психологию"
69
Контрольная работа.
Обобщающее повторение,
тестирование по разделу
"Введение в социальную
психологию"
1
Экономика как наука
1
20.0124.01
Библиотека ЦОК
70
1
20.0124.01
Библиотека ЦОК
71
Предмет и методы
экономической науки
1
20.0124.01
Библиотека ЦОК
72
Экономические институты.
Собственность
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
1
13.0117.01
Библиотека ЦОК
1
13.0117.01
Библиотека ЦОК
1
13.0117.01
20.0124.01
1
https://m.edsoo.ru/4d2ff12
8
https://m.edsoo.ru/c86fd1a
0
https://m.edsoo.ru/c6eefd9
b
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8893cd
d4
73
Типы экономических систем
1
27.0131.01
74
Экономическая деятельность
1
27.01-
https://m.edsoo.ru/41aa7df
4
https://m.edsoo.ru/e41e154
e
https://m.edsoo.ru/6998e7
9e
https://m.edsoo.ru/9e17f67
7
и её субъекты
31.01
https://m.edsoo.ru/11bccdf
1
Библиотека ЦОК
75
Экономические отношения
1
27.0131.01
1
27.0131.01
Библиотека ЦОК
76
Экономические интересы
субъектов экономической
деятельности
Библиотека ЦОК
1
03.0207.02
Библиотека ЦОК
1
03.0207.02
Библиотека ЦОК
1
03.0207.02
Библиотека ЦОК
77
Производство
78
Факторы производства и
факторные доходы
79
Институт рынка. Рыночные
механизмы
https://m.edsoo.ru/04f63fa
1
https://m.edsoo.ru/acdc6ba
5
https://m.edsoo.ru/4f38f1d
3
https://m.edsoo.ru/df17667
9
https://m.edsoo.ru/b9fd6ac
6
80
Рыночный спрос
1
03.0207.02
Рыночное предложение
1
10.0214.02
Библиотека ЦОК
81
Рыночное равновесие
1
10.0214.02
Библиотека ЦОК
82
Конкуренция. Рыночные
структуры
1
10.0214.02
Библиотека ЦОК
83
84
Государственная политика
1
10.02-
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7701a4a
a
https://m.edsoo.ru/c38751
61
https://m.edsoo.ru/d4082b
4d
https://m.edsoo.ru/36c70c0
6
Россиской Федерации по
защите конкуренции
85
86
87
Рынок ресурсов
Рынок земли
Рынок капитала
88
Рынок труда
89
Информация как ресурс
экономики
90
Государственая политика
цифровизации экономики в
Российской Федерации
91
Роль предпринимательства в
экономике
92
Предпринимательская
деятельность - виды и мотивы
93
Форганизационно-правовые
формы предприятий
14.02
https://m.edsoo.ru/09c013
99
17.0221.02
Библиотека ЦОК
1
Библиотека ЦОК
1
17.0221.02
Библиотека ЦОК
1
17.0221.02
Библиотека ЦОК
1
17.0221.02
Библиотека ЦОК
1
25.0228.02
Библиотека ЦОК
1
25.0228.02
Библиотека ЦОК
1
25.0228.02
Библиотека ЦОК
1
25.0228.02
Библиотека ЦОК
1
03.0307.03
https://m.edsoo.ru/97869d
c1
https://m.edsoo.ru/96d75b
68
https://m.edsoo.ru/8804ed
79
https://m.edsoo.ru/706d65
2e
https://m.edsoo.ru/23a742
bf
https://m.edsoo.ru/964ab7
90
https://m.edsoo.ru/290f94d
5
https://m.edsoo.ru/9b10c6
34
https://m.edsoo.ru/b3b3f09
9
94
Малое и среднее
предпринимательство
Библиотека ЦОК
1
03.0307.03
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ce078ba
0
95
Экономические цели фирмы
1
03.0307.03
Показатели деятельности
фирмы. Выручка и прибыль
1
03.0307.03
Библиотека ЦОК
96
Показатели деятельности
фирмы. Издержки
1
11.0314.03
Библиотека ЦОК
97
Основные принципы
менеджмента. Маркетинг
1
11.0314.03
Библиотека ЦОК
98
Библиотека ЦОК
1
11.0314.03
Библиотека ЦОК
1
11.0314.03
Библиотека ЦОК
1
17.0321.03
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
99
Банки. Банковская система
100
Финансовые услуги
101
Денежная масса и денежная
база
102
Финансовые рынки
1
17.0321.03
103
Современные финансовые
технологии
1
17.0321.03
https://m.edsoo.ru/ecc0c2f
2
https://m.edsoo.ru/7cd482
44
https://m.edsoo.ru/532b6c
05
https://m.edsoo.ru/6c297c5
c
https://m.edsoo.ru/6ffabb1
1
https://m.edsoo.ru/ca80205
2
https://m.edsoo.ru/9,1958E
+46
https://m.edsoo.ru/e0bd9b
15
https://m.edsoo.ru/4d0b07
b8
Библиотека ЦОК
1
17.0321.03
Библиотека ЦОК
104
Финансовая безопасность
105
Монетарная и денежнокредитная политика Банка
России
1
24.0328.03
Инфляция
1
24.0328.03
Библиотека ЦОК
106
Библиотека ЦОК
1
24.0328.03
Библиотека ЦОК
1
24.0328.03
107
Роль государства в экономике
108
Экономические функции
государства
1
07.0411.04
1
07.0411.04
111
Государственное
регулирование рынков
1
07.0411.04
112
Государственный бюджет
1
07.0411.04
113
Распределение доходов
1
14.0418.04
109
Общественные блага
110
Несовершенства рыночной
организации хозяйства
https://m.edsoo.ru/bcb75e6
1
https://m.edsoo.ru/94e920
74
https://m.edsoo.ru/8db91a
5d
https://m.edsoo.ru/f8c1274
3
https://m.edsoo.ru/2d1467
46
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2bad8ae
c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f0f5fe0
b
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3e62d4
84
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c5834d
63
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/514f333
6
114
Бюджетная политика
государства
1
14.0418.04
115
Налоговая политика
государства
1
14.0418.04
116
Экономический рост
1
14.0418.04
117
Основные
макроэкономические
показатели
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b72838
ca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/afbaada
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/11bcdba
b
Библиотека ЦОК
1
22.0425.04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a82efa3
a
118
ВВП
1
22.0425.04
Факторы долгосрочного
экономического роста
1
22.0425.04
Библиотека ЦОК
119
Библиотека ЦОК
1
22.0425.04
Библиотека ЦОК
1
28.0430.05
28.0430.05
Библиотека ЦОК
28.0430.05
Библиотека ЦОК
120
Экономические циклы
121
Циклическое развитие
экономики
122
Мировая экономика
1
123
Международное разделение
труда
1
https://m.edsoo.ru/724734
35
https://m.edsoo.ru/941fc12
6
https://m.edsoo.ru/650dae7
2
https://m.edsoo.ru/32144a
1d
https://m.edsoo.ru/00c949
50
https://m.edsoo.ru/ff39a41
0
Библиотека ЦОК
1
28.0430.05
125
Государственное
регулирование внешней
торговли
1
05.0508.05
Международные расчеты
1
05.0508.05
Библиотека ЦОК
126
1
05.0508.05
Библиотека ЦОК
127
Профессиональная
деятельность в экономической
сфере
1
05.0508.05
Библиотека ЦОК
128
Представление результатов
проектно-исследовательской
деятельности
1
12.0516.05
Библиотека ЦОК
129
Представление результатов
проектно-исследовательской
деятельности
130
Обобщающее повторение по
разделу "Введение в
экономическую науку"
124
Международная торговля
1
12.0516.05
131
Контрольная работа.
Обобщающее повторение и
итоговое тестирование по
разделу "Введение к
экономическую науку"
1
12.0516.05
132
Итоговое повторение ,
тестирование по разделу
1
1
12.0516.05
https://m.edsoo.ru/3ee2ae3
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/443f63b
4
https://m.edsoo.ru/a41920
41
https://m.edsoo.ru/8eb8df4
1
https://m.edsoo.ru/9359ed
35
https://m.edsoo.ru/09590b
50
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c11452
50
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b66893
54
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3af3bf3
"Социальные науки"
133
Итоговое повторение и
итоговое тестирование по
разделу "Введение в
философию"
134
Итоговое повторение и
итоговое тестирование по
разделу "Введение в
социальную психологию"
135
Итоговое повторение по
разделу "Введение в
экономическую науку"
136
Итоговое повторение и
итоговое тестирование по
разделу "Введение в
экономическую науку"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
d
1
1
Библиотека ЦОК
19.0526.05
Библиотека ЦОК
19.0526.05
1
19.0526.05
1
136
19.0526.05
3
0
https://m.edsoo.ru/967da4
65
https://m.edsoo.ru/0d77a3c
b
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/9fba53e
9
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e48d4c4
f
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Боголюбов Л.Н., Лазебни кова А.Ю., Матвеев А.И. и
другие; под редакцией
Боголюбова Л.Н., Лазе
бниковой А.Ю
Обществознание. – АО «Издательство
«Просвещение
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ