Ермолина
Наталья
Николаев
на
Подписан: Ермолина Наталья
Николаевна
DN: C=RU, OU=Директор, O="
МБОУ ""Железнодорожненское
СОШ""", CN=Ермолина Наталья
Николаевна,
E=Jeldor2012@mail.ru
Основание: мною рассмотрен
этот документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2024.09.06 11:39:00+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область
«Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы
начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по
учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое
значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения
предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут
фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут
востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения
извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной
учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса
обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во
многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной
грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая,
коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных
возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в
различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации
обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует
формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и
других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые
средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов,
мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в
обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует
формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося
непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры,
пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами
являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных
духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства
общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры
человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование,
говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского
языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных
единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в
речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических,
лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,
пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию
с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению
системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал
призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и
пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение
практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков
использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил
речевого этикета в процессе устного и письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с
учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов в неделю в
каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной
культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства
России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение
ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и гласного звука [и], твёрдых
и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные
звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков,
функции букв е, ё, ю, я (повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твёрдости ‑ мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости ‑ глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный ‑ согласный; гласный ударный ‑
безударный; согласный твёрдый ‑ мягкий, парный ‑ непарный; согласный звонкий ‑
глухой, парный ‑ непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине
слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале
слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац
(красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).
Орфоэпия[4]
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного
перечня слов
(орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее
представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение
значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки
однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые
случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью
окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»),
употребление в речи.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и
другие), употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?»,
«какое?», «какие?»), употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в,
на, из, без, над, до, у, о, об и другое.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от
слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое
ударение).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные,
побудительные предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и
невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии
людей, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со
строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн
(повторение правил правописания, изученных в 1 классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование
орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова.
Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
разделительный мягкий знак;
сочетания чт, щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника);
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички
животных, географические названия;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для
эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для
выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и другое). Практическое овладение диалогической формой
речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и
бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного
рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема
текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам.
Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным
порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное
ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе
информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением
правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с опорой на
вопросы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
текстами на уроках русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на
основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе
отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния
и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского
языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся
в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм
речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес
к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с
которыми идёт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению
русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная
принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое);
устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков,
частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм
действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные
операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи
на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;
устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить
по
предложенному
плану
несложное
лингвистическое
миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов
проведённого
наблюдения
за
языковым
материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя
вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование)
в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой
работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования,
проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
осознавать язык как основное средство общения;
характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам:
согласный парный (непарный) по твёрдости (мягкости); согласный парный
(непарный) по звонкости (глухости);
определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том числе слова
со стечением согласных);
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе с
учётом функций букв е, ё, ю, я;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине
слова;
находить однокоренные слова;
выделять в слове корень (простые случаи);
выделять в слове окончание;
выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их
значения и уточнять значение по учебным словарям; выявлять случаи
употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);
распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и
другие;
распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?»,
«какие?»;
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной
окраске;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт;
щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и
глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень
слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах,
отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный
мягкий знак;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения,
тексты объёмом не более 50 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения,
тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4 предложения
на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм,
правильной интонации;
формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и
письменно (1-2 предложения);
составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по
вопросам;
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с
опорой на вопросы;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать
изученные понятия в процессе решения учебных задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Наименование разделов и тем
программы
Общие сведения о языке
Фонетика и графика
Лексика
Состав слова
Морфология
Синтаксис
Орфография и пунктуация
Развитие речи
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Всего
1
6
10
14
19
8
50
30
32
170
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
0
1
2
1
0
0
2
1
1
0
6
0
0
5
1
2
18
14
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8
https://m.edsoo.ru/7f410de8
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Количество часов
№
п/
Тема урока
Всег
Контрольн
п
о
ые работы
1
Язык как явление
национальной культуры.
Многообразие языкового
пространства России и
мира. Наша речь и наш
язык
1
2
Диалогическая форма речи
1
3
Резервный урок по разделу
лексика: о происхождении
слов
1
4
Текст
1
5
Признаки текста:
смысловое единство
предложений в тексте;
последовательность
предложений в тексте;
выражение в тексте
законченной мысли
1
6
Тема текста
1
7
Основная мысль
1
Практическ
ие работы
Дата
изучени
я
план
1
неделя
02.0906.09
Дата
изучени
я
факт
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
2
неделя
09.0913.09
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
8
Заглавие текста
1
9
Подбор заголовков к
предложенным текстам
1
10
11
12
13
14
15
Отработка умения
подбирать заголовки к
предложенным текстам.
Отражение в заголовке
темы или основной мысли
текста
Последовательность частей
текста (абзацев). Абзац.
Красная строка
Корректирование текстов с
нарушенным порядком
предложений. Тренинг
Отработка умения
корректировать тексты с
нарушенным порядком
предложений
Корректирование текстов с
нарушенным порядком
абзацев. Входная
контрольная работа
Отработка умения
корректировать тексты с
нарушенным порядком
абзацев
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
1
1
1
1
1
3
неделя
16.0920.09
Предложение как единица
языка
1
17
Предложение и слово
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
16
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
4
неделя
23.09-
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
18
Связь слов в предложении
1
19
Виды предложений по цели
высказывания
1
20
21
22
23
24
Восклицательные и
невосклицательные
предложения
Повествовательные,
вопросительные,
побудительные
предложения
Наблюдение за выделением
в устной речи одного из
слов предложения
(логическое ударение)
Резервный урок по разделу
синтаксис: наблюдение за
главными и
второстепенными членами
предложения
Резервный урок по разделу
синтаксис: установление
связи слов в предложении
27.09
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
5
неделя
30.0904.10
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
1
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
25
Предложение:
систематизация знаний
1
26
Слово и его значение
1
27
Значение слова в словаре.
Уточняем значение слова
самостоятельно, по тексту
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
6
неделя
07.1011.10
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
или с помощью толкового
словаря
28
Однозначные и
многозначные слова
1
29
Значение слова в словаре и
тексте
1
30
Многозначные слова.
Прямое и переносное
значение слова
1
31
Синонимы
1
32
Синонимы в тексте
1
33
Антонимы
1
34
Наблюдение за
использованием антонимов
1
35
Резервный урок по разделу
лексика: работаем с
толковым словарем
1
36
Обобщение знаний по
разделу «Лексика»
1
37
38
39
Резервный урок по разделу
лексика: проверочная
работа
Однокоренные
(родственные) слова.
Корень слова
Признаки однокоренных
(родственных) слов. Корень
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
7
неделя
14.1018.10
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
8
неделя
21.1025.10
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
1
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
слова
40
Корень как часть слова
1
41
Корень как общая часть
родственных слов
1
42
Корень слова: обобщение
знаний
1
43
Окончание как изменяемая
часть слова
1
44
Изменение формы слова с
помощью окончания
1
45
Различение изменяемых и
неизменяемых слов
1
46
Резервный урок по разделу
состав слова: нулевое
окончание (наблюдение)
1
47
Суффикс как часть слова
1
48
Приставка как часть слова
(наблюдение)
1
49
Роль суффиксов и
приставок
1
50
Состав слова:
систематизация знаний
1
51
Состав слова: обобщение
1
52
Резервный урок по разделу
состав слова: Тренинг.
1
9
неделя
05.1108.11
10
неделя
11.1115.11
1
1
11
неделя
18.1122.11
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
53
Нахождение однокоренных
слов. Выделение корня
Резервный урок по разделу
состав слова: как
образуются слова
(наблюдение)
1
54
Суффикс как часть слова:
наблюдение за значением
1
55
Деление слов на слоги.
Использование знания
алфавита при работе со
словарями
1
56
Перенос слов по слогам
1
57
Перенос слов по слогам:
закрепление
1
58
59
60
61
62
Различение звуков и букв.
Различение ударных и
безударных гласных звуков
Составление устного
рассказа по репродукции
картины З. Серебряковой
"За обедом"
Резервный урок по разделу
фонетика: различаем звуки
и буквы
Подробное изложение
повествовательного текста
объёмом 30—45 слов с
опорой на вопросы
Правописание слов с
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
12
неделя
25.1129.11
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
1
1
1
13
неделя
02.1206.12
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
безударным гласным
звуком в корне
63
64
65
66
67
Единообразное написание
гласных в корне
Способы проверки
написания буквы,
обозначающей безударный
гласный звук в корне слова
Обозначение буквой
безударного гласного звука
в корне слова
Правописание слов с
безударным гласным
звуком в корне:
закрепление
Объяснительный диктант:
учимся обозначать
безударные гласные в корне
слова
e8
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
1
14
неделя
09.1213.12
1
1
68
Непроверяемые гласные в
корне слова
1
69
Правописание слов с
проверяемыми и
непроверяемыми
безударными гласными в
корне слова
1
70
Списывание текста.
Словарный диктант
1
71
Отработка правописания
слов с орфограммами в
значимых частях слов
1
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
15
неделя
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
72
Парные и непарные по
твёрдости - мягкости
согласные звуки.
Согласный звук [й'] и буква
И краткое. Твёрдые и
мягкие согласные звуки и
буквы для их обозначения
1
73
Знакомство с жанром
поздравления
1
74
Функции мягкого знака
1
75
76
77
Резервный урок по разделу
фонетика: учимся
характеризовать звуки
Выбор языковых средств
для ответа на заданный
вопрос при работе в паре
(группе)
Выбор языковых средств
для выражения
собственного мнения при
работе в паре (группе)
16.1220.12
1
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
16
неделя
23.1228.12
1
1
78
Повторение алгоритма
списывания текста
1
79
Диктант на изученные
правила (безударные
гласные в корне слова)
1
80
Работа над ошибками,
допущенными в диктанте
1
81
Резервный урок по разделу
орфография: тренинг
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
17
неделя
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
82
83
84
85
86
"Знаки препинания в конце
предложения" с
использованием
электронных
образовательных ресурсов
Резервный урок по разделу
орфография: тренинг "Слог.
Перенос слов" с
использованием
электронных
образовательных ресурсов
Резервный урок по разделу
орфография: использование
орфографического словаря
учебника для определения
(уточнения) написания
слова
1
Сочетания чк, чн, чт, щн, нч
1
Выбор языковых средств
для ведения разговора:
начать, поддержать,
закончить разговор,
привлечь внимание и т. п.
при работе в паре (группе)
Гласные после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в
положении под ударением)
13.0117.01
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
18
неделя
20.0124.01
1
87
Гласные после шипящих в
сочетаниях ча, ща, чу, щу
1
88
Диктант на изученные
правила (гласные после
1
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
89
90
91
92
шипящих, сочетания чк, чн,
чт)
Резервный урок по разделу
развитие речи: составление
текста по рисунку на тему
"День рождения"
Парные и непарные по
звонкости - глухости
согласные звуки
Правописание слов с
парным по звонкостиглухости согласным в корне
слова
Обозначение парных по
звонкости-глухости
согласных в корне слова
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
1
93
Способы проверки
согласных в корне слова
1
94
Отработка правописания
слов с парным по глухости
звонкости согласным в
корне слова
1
95
Учимся писать буквы
согласных в корне слова
1
96
97
98
Объяснительный диктант:
учимся писать буквы
согласных в корне слова
Учимся писать буквы
гласных и согласных в
корне слова
Различные способы
решения орфографической
19
неделя
27.0131.01
1
1
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
20
неделя
03.0207.02
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
99
задачи в зависимости от
места орфограммы в слове.
Тренинг "Правописание
парных по глухостизвонкости согласны хзвуков
в корне слова" с
использованием
электронных
образовательных ресурсов
Подробное изложение
повествовательного текста
объёмом 30—45 слов с
опорой на вопросы
e8
1
1
1
100
Списывание текста.
Словарный диктант
1
101
Использование на письме
разделительных ъ и ь
1
102
103
104
105
Правописание слов с
разделительным мягким
знаком
Отработка правописания
слов с разделительным
мягким знаком
Отработка правописания
слов с разделительным
мягким знаком и другими
изученными орфограммами
Отработка способов
решения орфографической
задачи в зависимости от
места орфограммы в слове.
Тренинг "Правописание
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
21
неделя
10.0214.02
1
1
1
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
106
слов с разделительным
мягким знаком" с
использованием
электронных
образовательных ресурсов
Повторение правописания
слов с орфограммами в
значимых частях слов
107
Списывание текста.
Словарный диктант
1
108
Имя существительное как
часть речи
1
109
Имя существительное:
употребление в речи
1
110
Имя существительное:
значение
1
111
Имя существительное :
вопросы («кто?», «что?»)
1
112
Употребление прописной и
строчной буквы
1
113
114
115
Составление устного
рассказа по репродукции
картины И. Шишкина
"Утро в сосновом лесу"
Прописная буква в именах
собственных: имена,
фамилии, отчества людей,
клички животных
Прописная буква в именах
собственных:
22
неделя
17.0221.02
1
1
1
1
1
1
23
неделя
25.0228.02
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
116
географические названия
Составление устного
рассказа с опорой на
личные наблюдения и
вопросы: составление
текста о своем любимом
домашнем питомце по
вопросам
1
117
Имя существительное:
изменение по числам
1
118
Число имён
существительных
1
119
120
121
122
123
124
Резервный урок по разделу
морфология: изменение по
числам имен
существительных
Объяснительный диктант
на изученные правила
(орфограммы корня,
прописная буква и др.)
Глагол как часть речи
Глагол: значение. Для чего
нужны глаголы в нашей
речи?
Глагол: вопросы «что
делать?», «что сделать?» и
др.
Единственное и
множественное число
глаголов
24
неделя
03.0307.03
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
1
25
неделя
11.0314.03
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
125
Резервный урок по разделу
развитие речи: Составление
текста на тему пословицы
1
126
Текст-повествование
1
127
Особенности текстовповествований
1
128
Резервный урок по разделу
развитие речи: учимся
сочинять текстповествование.
Составление текстаповествования на тему "Как
приготовить салат"
1
129
Обобщение знаний о
глаголе
1
130
131
Резервный урок по разделу
морфология. Тренинг.
Отработка темы "Глагол"
Диктант на изученные
правила (орфограммы
корня)
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
26
неделя
17.0321.03
1
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
1
132
Работа над ошибками,
допущенными в диктанте
1
133
Имя прилагательное как
часть речи
1
134
Имя прилагательное:
значение
1
135
Обобщение знаний об
имени прилагательном
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
27
неделя
24.0328.03
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
136
137
Резервный урок по разделу
морфология: роль имён
прилагательных в тексте.
Единственное и
множественное число имен
прилагательных
Связь имени
прилагательного с именем
существительным
28
неделя
07.0411.04
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
138
Текст-описание
1
139
Резервный урок по разделу
развитие речи: составление
текста (рассказа или сказки)
на тему "Путешествие
снежинки на землю"
1
140
Особенности текстовописаний
1
141
Резервный урок по разделу
развитие речи: учимся
сочинять текст-описание.
Составление текстаописания натюрморта
1
142
Диктант на изученные
орфограммы в корне слова
1
143
Работа над ошибками,
допущенными в диктанте
1
144
Резервный урок по разделу
развитие речи: Составление
текста о своем любимом
домашнем питомце по
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
29
неделя
14.0418.04
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
145
вопросам
Резервный урок по разделу
развитие речи: составление
текста по рисунку с
включением в него диалога.
Практикум по овладению
диалогической речью
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
146
Текст-рассуждение
1
147
Особенности текстоврассуждений
1
148
Предлог. Отличие
предлогов от приставок
1
149
150
151
Наиболее
распространённые
предлоги: в, на, из, без, над,
до, у, о, об и др.
Раздельное написание
предлогов с именами
существительными
Раздельное написание
предлогов с именами
существительными:
закрепление
1
152
Части речи: обобщение.
Тренинг
1
153
Умение договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности при
проведении парной и
1
30
неделя
22.0425.04
31
неделя
28.0430.04
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
групповой работы
Резервный урок по разделу
морфология: части речи.
Тренинг
Различение текстовописаний и текстовповествований
Резервный урок по разделу
морфология. Тренинг.
Отработка темы "Предлоги"
Части речи: систематизация
знаний
Резервный урок по разделу
морфология: роль имён
существительных в тексте
Резервный урок по разделу
морфология: роль глаголов
в тексте
Правописание слов с
орфограммами в значимых
частях слов:
систематизация
Правописание слов с
орфограммами в значимых
частях слов: обобщение
Резервный урок по разделу
развитие речи: проверочная
работа
Резервный урок по разделу
орфография: отработка
орфограмм, вызывающих
трудности. Тренинг
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
1
1
32
неделя
05.0508.05
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
33
неделя
12.0516.05
1
1
1
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
164
"Правописание имен
собственных" с
использованием
электронных
образовательных ресурсов
Резервный урок по разделу
орфография.Орфографичес
кая зоркость как осознание
места возможного
возникновения
орфографической ошибки:
наблюдение за
правописанием суффиксов
имён существительных;
правописание парных по
глухости-звонкости
согласны звуков в корне
слова (с использованием
электронных
образовательных ресурсов)
165
Контрольный диктант
166
Резервный урок по разделу
орфография.
Орфографическая зоркость
как осознание места
возможного возникновения
орфографической ошибки:
наблюдение за
правописанием приставок;
правописание
буквосочетаний с
шипящими звуками (с
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
1
1
1
34
неделя
19.0526.05
1
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
https://m.edsoo.ru/7f410d
e8
167
168
169
170
использованием
электронных
образовательных ресурсов)
Резервный урок по разделу
орфография: отработка
орфограмм, вызывающих
трудности. Контроль
"Правописание
буквосочетаний с
шипящими звуками" с
использованием
электронных
образовательных ресурсов
Резервный урок по разделу
орфография: проверочная
работа
Резервный урок по разделу
орфография: проверочная
работа
Резервный урок по разделу
орфография.
Орфографическая зоркость
как осознание места
возможного возникновения
орфографической ошибки:
наблюдение за
правописанием суффиксов
имен прилагательных;
правописание слов с
разделительным мягким
знаком (с использованием
электронных
образовательных ресурсов)
https://m.edsoo.ru/7f410de8
1
https://m.edsoo.ru/7f410de8
1
https://m.edsoo.ru/7f410de8
1
https://m.edsoo.ru/7f410de8
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
170
18
14
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Учебное пособие: Русский язык (в 2 частях), 2 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г. и
др., «Издательство «Просвещение», 2024
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
https://infourok.ru/
https://ped-kopilka.ru/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://m.edsoo.ru/7f410de8
Лист корректировки рабочей программы
Предмет________________________________________ класс___________________
Ф.И.О. учителя____________________________________________________________
Четверть*
*
Количество
проведенных
уроков в
соответствии
с КТП
по
по
план факт
у
у
Причина
несоответстви
я
Корректирующи
е мероприятия*
Даты
резервных или
дополнительны
х уроков
Итого
проведен
о
уроков
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Итого за
учебный
год
Выводы о выполнении программы:
Учитель________________________ (__________________________)
подпись
Ф.И.О.
Примечания: за счет интенсификации учебного процесса (сокращения резервных часов
рабочих программ, часов, отведенных на обобщение, повторение и систематизацию учебного
материала, слияния близких по содержанию тем уроков, использование блочно-модульной
системы занятий, самообразования учащихся и т.п.) или проведения дополнительных уроков
(даты этих уроков указываются в соответствующих ячейках справа.