Ермолина
Наталья
Николаев
на
Подписан: Ермолина Наталья
Николаевна
DN: C=RU, OU=Директор, O="
МБОУ ""Железнодорожненское
СОШ""", CN=Ермолина Наталья
Николаевна,
E=Jeldor2012@mail.ru
Основание: мною рассмотрен
этот документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2024.09.06 10:17:07+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область
«Обществознание и естествознание») соответствует Федеральной рабочей программе по
учебному предмету «окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета,
характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками;
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым
результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного
изучения в каждом классе начальной школы. Содержание обучения в каждом классе
завершается перечнем универсальных учебных действий (УУД) – познавательных,
коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного
предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников.
В первом и втором классах предлагается пропедевтический уровень формирования УУД,
поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только
начинается.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за
период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения
на уровне начального общего образования.
Программа по предмету «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования и федеральной рабочей программе воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям
и интересам обучающихся и направлено на достижение следующих целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания);
освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий,
представленных в содержании данного учебного предмета;
формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления приверженности
здоровому образу жизни;
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью
(наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием
приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание
своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ;
освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих
ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;
2
7. обогащение духовного богатства обучающихся, развитие способности ребёнка к
социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта
эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими
нормами поведения;
8. становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного
отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и
индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с
правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей
взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и
другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем
является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся
навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности
предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания
курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
раскрытие роли человека в природе и обществе;
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и
познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе
составляет 68 часов (два часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют
готовность
обучающихся
руководствоваться
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального
опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
3
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в
разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том
числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных
видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и
саморазвития;
проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и
самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных
информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени
и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
4
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и
неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени;
поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина –
следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник
получения информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде,
согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
5
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы
их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по
окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать
работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать
конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг);
проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и
других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
приводить
примеры
памятников
природы,
культурных
объектов
и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и
6
культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и
уважение к истории и культуре народов России;
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
различать расходы и доходы семейного бюджета;
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям,
различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными
объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных
приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую
классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы,
выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения
простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной
деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе,
человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и
авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной
активности и принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и
связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина –
Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края.
Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого
кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы
семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к
людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно
7
значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их
профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых
они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль,
сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические
работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха.
Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния
воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной
жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве
человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые
родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и
хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов.
Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания
растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и
краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери).
Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни
животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края,
их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе:
растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян
растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного
края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в
природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы
органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная,
органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела
человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические
паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности
окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри
двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых,
тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого
дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира
железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на
вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки
8
безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование
в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила
коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого
доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных
учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных)
по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов
совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и
условиями жизни животного;
определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и
отношения между объектами и явлениями;
моделировать цепи питания в природном сообществе;
различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое
событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий
способствует формированию умений:
понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и
интересную информацию о природе нашей планеты;
находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте
нашу страну, столицу, свой регион;
читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;
находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах,
схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях
контролируемого входа);
соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой
характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный
бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель
Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки
дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).
описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов
природы;
приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;
называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;
9
описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах
изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при
небольшой помощи учителя);
устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои
действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера),
подчинённого;
оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и
замечания в свой адрес;
выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь
собственное суждение, мнение;
самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.
10
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Контрольные
работы
Всего
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек и общество
1.1
Наша родина - Российская Федерация
14
1.2
Семья - коллектив близких. Родных
людей.
2
1.3
Страны и народы мира.
4
Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа
Методы изучения природы.
2.1
Разнообразие веществ в окружающем
мире.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
20
11
2.2
Бактерии, грибы и их разнообразие
2
2.3
Разнообразие растений
7
2.4
Разнообразие животных
7
2.5
Природные сообщества
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
11
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
2.6
Человек - часть природы
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
5
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
35
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни
2
3.2
Правила безопасного поведения
пассажира. Безопасность в сети
Интернет
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Итого по разделу
7
Резервное время
6
4
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
4
2
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
Контрол Практич
Всего
ьные
еские
работы
работы
№
п/п
Тема урока
1
Что такое общество?
1
2
Наша Родина - Российская Федерация
Государственная символика РФ.
Уважение к государственным символам
России
1
3
Родной край – малая родина
1
4
5
6
7
8
9
Уникальные памятники культуры России:
Красная площадь, Кремль
Уникальные памятники культуры России:
исторический центр Санкт-Петербурга
Уникальные памятники культуры России:
Кижи, памятники Великого Новгорода
Достопримечательности родного края:
памятники природы и культуры региона
Города Золотого кольца России.
Кремлевские города: Ростов Великий,
Переславль-Залесский
Города Золотого кольца России.
Кремлевские города: Суздаль, Сергиев
1
1
1
1
1
1
Дата
изучения
(план)
1 неделя
02.0906.09
Дата
изучения
(факт)
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841330e
https://m.edsoo.ru/f841254e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84123aa
2 неделя
09.0913.09
3 неделя
16.0920.09
4 неделя
23.0927.09
5 неделя.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412d5a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84140ba
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841427c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84134bc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841380e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8413e30
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841367e
13
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Посад, Ярославль
Трудолюбие как общественно значимая
ценность в культуре народов России.
Традиции воспитания трудолюбия у
детей разных народов нашей страны
Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом на производстве, в
сельском хозяйстве
Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом в учреждениях
образования и культуры.
Культура, традиции народов России.
Уважение к культуре, традициям, истории
разных народов и своего народа
Нужны ли обществу правила поведения?
Правила поведения в социуме
Семья – первый и главный коллектив в
жизни человека Повседневные заботы
семьи
Совместный труд. Семейный бюджет,
доходы и расходы семьи
Памятники природы и культуры стран
Европы (по выбору)
Памятники природы и культуры
Белоруссии (по выбору)
Памятники природы и культуры стран
Азии (по выбору)
Памятники природы и культуры Китая
(по выбору)
Резервный урок. Семья: традиции,
30.0904.10
1
1
6 неделя
07.1011.10
1
1
7 неделя
14.1018.10
1
1
8 неделя
21.1025.10
1
1
1
9 неделя
05.1108.11
1
10 неделя
11.1115.11
1
11 неделя
1
14
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
праздники
Резервный урок. Проверочная работа по
теме "Наша Родина - Российская
Федерация"
Методы изучения природы: наблюдения,
сравнения, измерения, опыты и
эксперименты. Материки и океаны, части
света: картины природы
Разнообразие веществ в природе.
Примеры веществ (соль, сахар, вода,
природный газ): узнавание, называние,
краткая характеристика
Твердые вещества, жидкости, газы.
Определение свойств твердых веществ,
жидкостей и газов
Вода как вещество. Определение свойств
воды в ходе практической работы
Распространение воды в природе:
водоемы, реки. Круговорот воды в
природе
Значение воды для жизни живых
организмов и хозяйственной
деятельности людей. Охрана воды
Воздух как смесь газов. Значение воздуха
для жизни флоры, фауны, человека.
Охрана воздуха
Горная порода как соединение разных
минералов. Примеры минералов
Полезные ископаемые – богатство
земных недр
18.1122.11
1
1
12 неделя
25.1129.11
1
1
13 неделя
02.1206.12
1
1
1
1
14 неделя
09.1213.12
1
1
15 неделя
16.1220.12
1
1
16 неделя
15
32
Полезные ископаемые родного края:
характеристика, использование в
хозяйственной деятельности региона
1
23.1228.12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412896
33
Почва, её состав
1
17 неделя
13.0117.01
34
Бактерии – мельчайшие одноклеточные
живые существа
1
35
Разнообразие грибов: узнавание,
называние, описание
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840dd78
https://m.edsoo.ru/f840dbde
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f9fc
https://m.edsoo.ru/f840df26
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f240
https://m.edsoo.ru/f840e0de
36
37
38
Разнообразие растений: зависимость
внешнего вида от условий и места
обитания
Растения родного края: названия и
краткая характеристика (на основе
наблюдения)
Растения, используемые людьми в
хозяйственной деятельности
1
1
40
Как растения размножаются?
1
42
19 неделя
27.0131.01
1
Растение как живой организм
Развитие растения от семени до семени
(по результатам практических работ)
Условия роста и развития растения (по
результатам наблюдений)
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e282
1
39
41
18 неделя
20.0124.01
1
1
43
Жизнь животных в разные времена года
1
44
Животные родного края: узнавание,
1
1
20 неделя
03.0207.02
21 неделя
10.0214.02
22 неделя
17.02-
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e41c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e6a6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840fde4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412a1c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e85e
Библиотека ЦОК
16
называние, краткая характеристика
45
Бережное отношение к животным –
нравственная ценность людей. Охрана
животного мира в России
1
46
Как животные питаются?
1
47
48
49
50
51
52
53
54
Особенности дыхания животных разных
классов (звери –легкие; рыбы - жабры;
насекомые – трахеи)
Размножение и развитие рыб, птиц,
земноводных
Условия, необходимые для жизни
животных: воздух, вода, тепло, пища
(среда обитания) – обобщение на основе
результатов наблюдений и работы с
информацией
Естественные природные сообщества:
лес, луг, водоем, степь
Искусственные природные сообщества,
созданные человеком - пруд, поле, парк,
огород
Природные сообщества родного края –
два-три примера на основе наблюдения
Общее представление о строении
организма человека. Температура тела,
частота пульса как показатели здоровья
человека
Опорно-двигательная система и ее роль в
жизни человека
1
21.02
23 неделя
25.0228.02
24 неделя
03.0207.03
1
1
25 неделя
11.0314.03
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ed90
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ef2a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f0b0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412b98
26 неделя
17.0321.03
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410122
27 неделя
24.0328.03
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410654
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ebe2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841030c
https://m.edsoo.ru/f840ff74
1
1
https://m.edsoo.ru/f840ea16
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84104ba
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84116c6
17
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
Дыхательная система и ее роль в жизни
человека
Пищеварительная система и ее роль в
жизни человека
Кровеносная и нервная система и ее роль
в жизни человека
Резервный урок. Органы чувств их роль в
жизни человека
Резервный урок. Проверочная работа по
теме "Многообразие растений и
животных"
Резервный урок. Проверочная работа по
теме "Человек - часть природы. Строение
тела человека "
Роль двигательной активности: утренней
гимнастики, динамических пауз
Профилактика заболеваний. Роль
закаливания для здоровья растущего
организма
Соблюдение правил перемещения внутри
двора и пересечения дворовой проезжей
части
Знаки безопасности во дворе жилого дома
Безопасное поведение пассажира
железнодорожного транспорта. Знаки
безопасности
Безопасное поведение пассажира авиа и
водного транспорта
28 неделя
07.0411.04
1
1
29 неделя
14.0418.04
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410aa0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410dd4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411108
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841146e
https://m.edsoo.ru/f8410f78
30 неделя
22.0425.04
31 неделя
28.0430.04
32 неделя
05.0508.05
33 неделя
12.0516.05
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410c3a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84118a6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411a5e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410910
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411c0c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411dd8
18
67
Безопасная информационная среда
Резервный урок. Проверочная работа по
итогам обучения в 3 классе
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
68
34 неделя
19.0526.05
1
1
1
68
4
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411f90
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник: Окружающий мир 3 класс.А.А. Плешаков – М.; просвещение, 2024
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебник: Окружающий мир 3 класс.А.А. Плешаков – М.; просвещение, 2024
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru
20
Лист корректировки рабочей программы
Предмет окружающий мир класс 3
Ф.И.О. учителя Барабаш Ирина Игорневна
Четверть**
Количество
проведенных
уроков в
соответствии с
КТП
по
плану
Причина
несоответствия
Корректирующие
мероприятия*
Даты
резервных или
дополнительных
уроков
Итого
проведено
уроков
по
факту
1
четверть
2
четверть
3
четверть
4
четверть
Итого за
учебный
год
Выводы о выполнении программы:
Учитель________________________ (__________________________)
подпись
Ф.И.О.
Примечания: за счет интенсификации учебного процесса (сокращения резервных часов
рабочих программ, часов, отведенных на обобщение, повторение и систематизацию
учебного материала, слияния близких по содержанию тем уроков, использование блочномодульной системы занятий, самообразования учащихся и т.п.) или проведения
дополнительных уроков (даты этих уроков указываются в соответствующих ячейках
справа