Ермолина
Наталья
Николаев
на
Подписан: Ермолина Наталья
Николаевна
DN: C=RU, OU=Директор, O="
МБОУ ""Железнодорожненское
СОШ""", CN=Ермолина Наталья
Николаевна,
E=Jeldor2012@mail.ru
Основание: мною рассмотрен
этот документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2024.09.06 11:43:07+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область
«Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной
рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и
тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира,
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым
результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного
изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования
составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы
воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам
обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение
следующих целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на
основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду
обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственноэтических понятий, представленных в содержании программы по окружающему
миру;
формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления,
приверженности здоровому образу жизни;
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью
(наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием
приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной
деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской
Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству,
определённому этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской
Федерации;
2
освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в
социуме;
обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к
социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение
опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с
экологическими нормами поведения;
становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного
отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и
индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе,
ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих
ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество»,
«Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех
указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся
способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе
следующих ведущих идей:
раскрытие роли человека в природе и обществе;
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и
природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его
самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет в
4 классе – 68 часов(2 часа в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности
гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства.
Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края,
важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и
упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника
Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России,
День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона.
3
Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в
разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская
империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и
культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных
эпох как носители базовых национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за
рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников
истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность
историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их
национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты
по исследованию природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам звезда,
источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной
системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как
причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности
поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток;
использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря,
омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая
характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за
рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на
природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия
человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых,
растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе.
Международная Красная книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах
отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом
дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила
использования самоката и других средств индивидуальной мобильности.
4
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск
достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и
детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в
информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда универсальных
учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в
среде обитания;
моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки,
форма поверхности);
соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной
зоне;
классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий
способствует формированию умений:
использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах;
оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного
использования электронных образовательных и информационных ресурсов;
использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире
словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационнокоммуникационную сеть Интернет (в условиях контролируемого выхода);
делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной
информации, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы,
диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг,
соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект
Всемирного природного и культурного наследия;
5
характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных
систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности
организма;
создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия
организма вредных привычек;
описывать ситуации проявления нравственных качеств – отзывчивости, доброты,
справедливости и др.;
составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе
сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);
составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;
создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны
(в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть
трудности и возможные ошибки;
контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать
учебные действия при необходимости;
адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;
находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей –
руководитель, подчинённый, напарник, члена большого коллектива;
ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;
анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда,
использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и
жизни других людей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
6
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют
готовность
обучающихся
руководствоваться
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта
деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой
роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны,
уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной
культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
преобразующей
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей
среде (в том числе информационной);
7
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки
участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей
вред.
Ценности научного познания:
осознание ценности познания
самообразования и саморазвития;
для
развития
человека,
необходимости
проявление
познавательного
интереса,
активности,
инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе
с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной
среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся
действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать
связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие;
изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма.
8
2) Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или
сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе
(живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме
(лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его
результаты и др.);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть –
целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник
получения информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде,
согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основе предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему,
таблицу, иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью
учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео,
информацию в соответствии с учебной задачей;
графическую,
звуковую
9
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей
правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное
отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о
природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов
наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных
объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст,
рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по
решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью
учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать
способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для
здоровья и жизни.
10
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с
оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала
по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и
оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не
допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия
взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего
народа и других народов, государственным символам России;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
показывать на физической карте изученные крупные географические объекты
России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
находить место изученных событий на «ленте времени»;
знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и
периодами истории России;
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях
истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных
периодов, достопримечательностях столицы России и родного края;
11
описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их
существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего
региона;
проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами
природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и
измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их
описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно
выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков
и известных характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших
явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года,
сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России
и за рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе
и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни
человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов
транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах,
торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях,
библиотеках и т.д.);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной
информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернете;
12
.
соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных
образовательных и информационных ресурсов.
13
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек и общество
1.1
Наша родина - Российская Федерация
10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
1.2
История Отечества. «Лента времени»
и историческая карта
17
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
1.3
Человек - творец культурных
ценностей. Всемирное культурное
наследие
6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа
Методы познания окружающей
2.1
природы. Солнечная система
33
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
2.2
Формы земной поверхности. Водоемы
и их разнообразие
9
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
2.3
Природные зоны России: общее
представление, основные природные
зоны
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
14
2.4
Природные и культурные объекты
Всемирного наследия. Экологические
проблемы
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
5
24
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни: профилактика
вредных привычек
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
3.2
Безопасность в городе. Безопасность в
сети Интернет
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Итого по разделу
5
Резервное время
6
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
68
4
0
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/п
1
Тема урока
Как человек изучает окружающую
природу?
Всего
Контроль
ные
работы
Практи
ческие
работы
1
1 неделя
02.0906.09
2
Солнце - звезда
3
Планеты Солнечной системы. Луна –
спутник Земли
1
4
Смена дня и ночи на Земле как результат
вращения планеты вокруг своей оси
(практические работы с моделями и
схемами)
1
1
5
Обращение Земли вокруг Солнца как
причина смены сезонов (практические
работы с моделями и схемами). Общая
характеристика времён года
1
1
6
Историческое время. Что такое «лента
времени»?
1
1
Дата изучения
2 неделя
09.0913.09
3 неделя
16.0920.09
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d
1c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414e
ca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418d
c2
16
7
Экологические проблемы
взаимодействия человека и природы
1
8
Всемирное культурное наследие России
9
Природные и культурные объекты
Всемирного наследия в России
1
10
Природные и культурные объекты
Всемирного наследия за рубежом
1
11
Знакомство с Международной Красной
книгой
1
12
Всемирное культурное наследие
1
13
Охрана историко-культурного наследия
14
О вредных для здоровья привычках
15
Правила цифровой грамотности при
использовании Интернет
1
1
1
1
4 неделя
23.0927.09
5 неделя
30.0904.10
6 неделя
07.1011.10
7 неделя
14.1018.10
8 неделя
21.1023.10
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84151
18
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415b
9a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84158
0c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84156
36
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418d
c2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415d
a2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415f
50
17
16
Планирование маршрутов с учётом
транспортной инфраструктуры
населённого пункта
17
Правила поведения в общественных
местах: зонах отдыха, учреждениях
культуры и торговых центрах
18
Безопасное поведение при езде на
велосипеде и самокате. Дорожные знаки
19
Равнины России: Восточно-Европейская,
Западно-Сибирская (название, общая
характеристика, нахождение на карте)
20
Горные системы России: Урал, Кавказ,
Алтай (краткая характеристика, главные
вершины, место нахождения на карте)
21
Водоёмы Земли, их разнообразие.
Естественные водоёмы: океан, море,
озеро, болото. Примеры водоёмов в
России
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84163
06
1
1
9 неделя
05.1108.11
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84164
be
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84161
80
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84169
96
1
1
22
Река как водный поток
1
23
Крупнейшие реки России: название,
нахождение на карте
1
10 неделя
11.1115.11
11 неделя
18.11122.11
12 неделя
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416b
58
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416c
fc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416f
ae
18
24
Характеристика природных зон России:
арктическая пустыня. Связи в природной
зоне
25
Характеристика природных зон России:
тундра. Связи в природной зоне
26
Характеристика природных зон России:
тайга. Связи в природной зоне
27
Характеристика природных зон России:
смешанный лес. Связи в природной зоне
28
Характеристика природных зон России:
степь и полупустыня. Связи в природной
зоне
29
Формы земной поверхности (на примере
родного края)
1
30
Водоёмы и реки родного края
1
31
Использование рек и водоёмов человеком
(хозяйственная деятельность, отдых).
Охрана рек и водоёмов
1
32
Защита и охрана природных богатств
(воздуха, воды, полезных ископаемых,
флоры и фауны)
1
1
1
1
1
1
25.1129.11
13 неделя
02.1206.12
14 неделя
09.1213.12
15 неделя
16.1220.12
16 неделя
23.1228.12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417b
34
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417d
1e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417f
08
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84181
ce
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84185
ac
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84175
26
19
33
Искусственные водоёмы:
водохранилища, пруды (общая
характеристика)
1
34
Резервный урок. Проверочная работа по
теме "Формы земной поверхности и
водоёмы"
1
1
35
Резервный урок. Проверочная работа по
теме "Природные зоны"
1
1
36
Человек - творец культурных ценностей
1
37
Труд и быт людей в разные исторические
времена
1
38
Резервный урок. Новое время
1
39
Резервный урок. Новейшее время:
история продолжается сегодня
1
40
Государство Русь. Страницы
общественной и культурной жизни
1
41
Города России. Древние города России.
Страницы истории
1
42
Государство Русь. Человек - защитник
своего Отечества
1
43
Московское государство. Страницы
общественной и культурной жизни в
Московском государстве
1
17 неделя
13.0117.01
18 неделя
20.0124.01
19 неделя
27.0131.01
20 неделя
03.0207.02
21 неделя
10.0214.02
22 неделя
17.0221.02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c
54
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84198
94
20
44
Образование и культура в Московском
государстве
45
Страницы истории Российской империи.
Пётр I
1
46
Страницы Российской империи.
Преобразования в культуре, науке, быту
1
47
Образование в Российской империи
1
48
Развитие культуры в Российской
империи Российская империя: развитие
культуры XVIII века (архитектура,
живопись, театр)
1
49
«Золотой век» русской культуры.
Великие поэты и писатели, композиторы
и художники XIX века
1
50
Первая Отечественная война: 1812 год.
Защита Родины от французских
завоевателей
1
51
Страницы истории России ХХ века
1
52
Великая Отечественная война 1941-1945
гг: как все начиналось…
1
53
Великая Отечественная война 1941-1945
гг: главные сражения
1
54
Всё для фронта – всё для победы
1
1
Библиотека ЦОК
23 неделя
25.02.28.02
https://m.edsoo.ru/f841b28
4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b4aa
24 неделя
03.0307.03
25 неделя
11.0314.03
26 неделя
17.0321.03
27 неделя
24.0328.03
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c56c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c800
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c9f4
21
55
Взятие Берлина. Парад Победы
1
56
Мы живём в Российской Федерации
1
57
Государственное устройство РФ (общее
представление). Конституция РФ.
Президент РФ. Политикоадминистративная карта России
1
58
Родной край. Знаменитые люди родного
края
1
59
Взаимоотношения людей в обществе:
доброта и гуманизм, справедливость и
уважение
1
60
Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Права ребёнка
1
61
Государственные праздники России
1
62
Праздник в жизни общества и человека
1
63
Праздники и памятные даты своего
региона
1
64
Малая Родина гражданина России.
Достопримечательности родного края
1
65
Наша малая Родина: главный город
1
66
Города России. Города-герои. Страницы
истории
1
28 неделя
07.0411.04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dac0
Библиотека ЦОК
29 неделя
14.0418.04
https://m.edsoo.ru/f841d18
8
Библиотека ЦОК
30 неделя
22.0425.04
https://m.edsoo.ru/f841d8ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d33
6
31 неделя
28.0430.04
32 неделя
05.0508.05
33 неделя
12 0516.05
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dc50
22
67
Резервный урок. Проверочная работа по
теме "История Отечества"
1
1
68
Резервный урок. Проверочная работа по
итогам обучения в 4 классе
1
1
68
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34 неделя
19.0526.05
2
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник: Окружающий мир 4 класс.А.А. Плешаков – М.; просвещение, 2023
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебник: Окружающий мир 4 класс.А.А. Плешаков – М.; просвещение, 2023
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru
24
Лист корректировки рабочей программы
Предмет окружающий мир класс 4
Ф.И.О. учителя Драник Алла Алексеевна
Четверть*
*
Количество
проведенных
уроков в
соответствии с
КТП
по
план
у
Причина
несоответстви
я
Корректирующи
е мероприятия*
Даты
резервных или
дополнительны
х уроков
Итого
проведен
о
уроков
по
факт
у
1
четверть
2
четверть
3
четверть
4
четверть
Итого за
учебный
год
Выводы о выполнении программы:
Учитель________________________ (__________________________)
подпись
Ф.И.О.
Примечания: за счет интенсификации учебного процесса (сокращения резервных часов
рабочих программ, часов, отведенных на обобщение, повторение и систематизацию
учебного материала, слияния близких по содержанию тем уроков, использование блочномодульной системы занятий, самообразования учащихся и т.п.) или проведения
дополнительных уроков (даты этих уроков указываются в соответствующих ячейках
справа