РП окружающий мир, 4 класс

Ермолина
Наталья
Николаев
на

Подписан: Ермолина Наталья
Николаевна
DN: C=RU, OU=Директор, O="
МБОУ ""Железнодорожненское
СОШ""", CN=Ермолина Наталья
Николаевна,
E=Jeldor2012@mail.ru
Основание: мною рассмотрен
этот документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2024.09.06 11:43:07+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область
«Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной
рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и
тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира,
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым
результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного
изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования
составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы
воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам
обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение
следующих целей:
 формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на
основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду
обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственноэтических понятий, представленных в содержании программы по окружающему
миру;
 формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления,
приверженности здоровому образу жизни;
 развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью
(наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием
приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной
деятельности;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской
Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству,
определённому этносу;
 проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской
Федерации;

2



освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в
социуме;
 обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к
социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение
опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с
экологическими нормами поведения;
 становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного
отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и
индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе,
ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих
ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество»,
«Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех
указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся
способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе
следующих ведущих идей:
 раскрытие роли человека в природе и обществе;
 освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и
природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его
самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет в
4 классе – 68 часов(2 часа в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности
гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства.
Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края,
важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и
упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника
Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России,
День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона.

3

Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в
разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская
империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и
культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных
эпох как носители базовых национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за
рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников
истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность
историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их
национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты
по исследованию природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам звезда,
источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной
системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как
причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности
поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток;
использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря,
омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая
характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за
рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на
природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия
человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых,
растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе.
Международная Красная книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах
отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом
дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила
использования самоката и других средств индивидуальной мобильности.

4

Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск
достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и
детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в
информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда универсальных
учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
 устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;


конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в
среде обитания;



моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки,
форма поверхности);



соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной
зоне;



классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;



определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий
способствует формированию умений:
 использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах;
оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного
использования электронных образовательных и информационных ресурсов;


использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире
словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационнокоммуникационную сеть Интернет (в условиях контролируемого выхода);



делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной
информации, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы,
диаграммы.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
 ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг,
соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект
Всемирного природного и культурного наследия;

5



характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных
систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности
организма;



создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия
организма вредных привычек;



описывать ситуации проявления нравственных качеств – отзывчивости, доброты,
справедливости и др.;



составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе
сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);



составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;



создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны
(в рамках изученного).

Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
 самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть
трудности и возможные ошибки;


контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать
учебные действия при необходимости;



адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;



находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.

Совместная деятельность способствует формированию умений:
 выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей –
руководитель, подчинённый, напарник, члена большого коллектива;


ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;



анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда,
использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и
жизни других людей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

6

Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют
готовность
обучающихся
руководствоваться
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта
деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой
роли многонациональной России в современном мире;


осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;



сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края;



проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны,
уважения к своему и другим народам;



первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.

Духовно-нравственного воспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;


принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;



применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:
 понимание особой роли России в развитии общемировой художественной
культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;


использование полученных знаний в продуктивной и
деятельности, в разных видах художественной деятельности.

преобразующей

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей
среде (в том числе информационной);

7



приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки
участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям.
Экологического воспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей
вред.
Ценности научного познания:
 осознание ценности познания
самообразования и саморазвития;


для

развития

человека,

необходимости

проявление
познавательного
интереса,
активности,
инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе
с использованием различных информационных средств.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
 понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной
среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся
действительности;


на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать
связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие;
изменения во времени и в пространстве);



сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;



объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;



определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;



находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;



выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма.

8

2) Базовые исследовательские действия:
 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;


проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;



определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных вопросов;



формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или
сходных ситуациях;



моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе
(живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме
(лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его
результаты и др.);



проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть –
целое, причина – следствие);



формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).

3) Работа с информацией:
 использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник
получения информации с учётом учебной задачи;


находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде,
согласно заданному алгоритму;



распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основе предложенного учителем способа её проверки;



находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;



читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему,
таблицу, иллюстрацию);



соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью
учителя);



анализировать и создавать текстовую, видео,
информацию в соответствии с учебной задачей;

графическую,

звуковую

9



фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;


признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей
правоты;



соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное
отношение к собеседнику;



использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о
природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;



создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);



конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов
наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;



находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных
объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;



готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст,
рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
 планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по
решению учебной задачи;


выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

2) Самоконтроль и самооценка:
 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;


находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;



корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью
учителя);



предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать
способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для
здоровья и жизни.

10



объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с
оценкой учителя;



оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.

Совместная деятельность:
 понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала
по окружающему миру);


коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;



проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;



выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и
оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не
допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия
взрослого;



ответственно выполнять свою часть работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего
народа и других народов, государственным символам России;


соблюдать правила нравственного поведения в социуме;



показывать на физической карте изученные крупные географические объекты
России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);



показывать на исторической карте места изученных исторических событий;



находить место изученных событий на «ленте времени»;



знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;



соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и
периодами истории России;



рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях
истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных
периодов, достопримечательностях столицы России и родного края;

11



описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их
существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего
региона;



проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами
природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и
измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда;



распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их
описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;



группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно
выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;



сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков
и известных характерных свойств;



использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших
явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года,
сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);



называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России
и за рубежом (в пределах изученного);



называть экологические проблемы и определять пути их решения;



создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе
и обществе;



использовать различные источники информации для поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы;



соблюдать правила нравственного поведения на природе;



осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни
человека;



соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов
транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах,
торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях,
библиотеках и т.д.);



соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;



осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной
информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернете;

12


.

соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных
образовательных и информационных ресурсов.

13

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 КЛАСС
Количество часов

№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество
1.1

Наша родина - Российская Федерация

10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

1.2

История Отечества. «Лента времени»
и историческая карта

17

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

1.3

Человек - творец культурных
ценностей. Всемирное культурное
наследие

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа
Методы познания окружающей
2.1
природы. Солнечная система

33

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

2.2

Формы земной поверхности. Водоемы
и их разнообразие

9

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

2.3

Природные зоны России: общее
представление, основные природные
зоны

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

14

2.4

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия. Экологические
проблемы

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

5
24

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Здоровый образ жизни: профилактика
вредных привычек

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

3.2

Безопасность в городе. Безопасность в
сети Интернет

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Итого по разделу

5

Резервное время

6

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

4

0

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/п

1

Тема урока

Как человек изучает окружающую
природу?

Всего

Контроль
ные
работы

Практи
ческие
работы

1

1 неделя
02.0906.09

2

Солнце - звезда

3

Планеты Солнечной системы. Луна –
спутник Земли

1

4

Смена дня и ночи на Земле как результат
вращения планеты вокруг своей оси
(практические работы с моделями и
схемами)

1

1

5

Обращение Земли вокруг Солнца как
причина смены сезонов (практические
работы с моделями и схемами). Общая
характеристика времён года

1

1

6

Историческое время. Что такое «лента
времени»?

1

1

Дата изучения

2 неделя
09.0913.09

3 неделя
16.0920.09

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d
1c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414e
ca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418d
c2

16

7

Экологические проблемы
взаимодействия человека и природы

1

8

Всемирное культурное наследие России

9

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия в России

1

10

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия за рубежом

1

11

Знакомство с Международной Красной
книгой

1

12

Всемирное культурное наследие

1

13

Охрана историко-культурного наследия

14

О вредных для здоровья привычках

15

Правила цифровой грамотности при
использовании Интернет

1

1

1

1

4 неделя
23.0927.09

5 неделя
30.0904.10

6 неделя
07.1011.10

7 неделя
14.1018.10

8 неделя
21.1023.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84151
18
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415b
9a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84158
0c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84156
36
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418d
c2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415d
a2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415f
50

17

16

Планирование маршрутов с учётом
транспортной инфраструктуры
населённого пункта

17

Правила поведения в общественных
местах: зонах отдыха, учреждениях
культуры и торговых центрах

18

Безопасное поведение при езде на
велосипеде и самокате. Дорожные знаки

19

Равнины России: Восточно-Европейская,
Западно-Сибирская (название, общая
характеристика, нахождение на карте)

20

Горные системы России: Урал, Кавказ,
Алтай (краткая характеристика, главные
вершины, место нахождения на карте)

21

Водоёмы Земли, их разнообразие.
Естественные водоёмы: океан, море,
озеро, болото. Примеры водоёмов в
России

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84163
06

1

1

9 неделя
05.1108.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84164
be

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84161
80

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84169
96

1

1

22

Река как водный поток

1

23

Крупнейшие реки России: название,
нахождение на карте

1

10 неделя
11.1115.11

11 неделя
18.11122.11

12 неделя

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416b
58
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416c
fc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416f
ae

18

24

Характеристика природных зон России:
арктическая пустыня. Связи в природной
зоне

25

Характеристика природных зон России:
тундра. Связи в природной зоне

26

Характеристика природных зон России:
тайга. Связи в природной зоне

27

Характеристика природных зон России:
смешанный лес. Связи в природной зоне

28

Характеристика природных зон России:
степь и полупустыня. Связи в природной
зоне

29

Формы земной поверхности (на примере
родного края)

1

30

Водоёмы и реки родного края

1

31

Использование рек и водоёмов человеком
(хозяйственная деятельность, отдых).
Охрана рек и водоёмов

1

32

Защита и охрана природных богатств
(воздуха, воды, полезных ископаемых,
флоры и фауны)

1

1

1

1

1

1

25.1129.11

13 неделя
02.1206.12

14 неделя
09.1213.12

15 неделя
16.1220.12

16 неделя
23.1228.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417b
34
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417d
1e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417f
08
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84181
ce
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84185
ac
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84175
26

19

33

Искусственные водоёмы:
водохранилища, пруды (общая
характеристика)

1

34

Резервный урок. Проверочная работа по
теме "Формы земной поверхности и
водоёмы"

1

1

35

Резервный урок. Проверочная работа по
теме "Природные зоны"

1

1

36

Человек - творец культурных ценностей

1

37

Труд и быт людей в разные исторические
времена

1

38

Резервный урок. Новое время

1

39

Резервный урок. Новейшее время:
история продолжается сегодня

1

40

Государство Русь. Страницы
общественной и культурной жизни

1

41

Города России. Древние города России.
Страницы истории

1

42

Государство Русь. Человек - защитник
своего Отечества

1

43

Московское государство. Страницы
общественной и культурной жизни в
Московском государстве

1

17 неделя
13.0117.01

18 неделя
20.0124.01
19 неделя
27.0131.01

20 неделя
03.0207.02

21 неделя
10.0214.02
22 неделя
17.0221.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c
54

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84198
94

20

44

Образование и культура в Московском
государстве

45

Страницы истории Российской империи.
Пётр I

1

46

Страницы Российской империи.
Преобразования в культуре, науке, быту

1

47

Образование в Российской империи

1

48

Развитие культуры в Российской
империи Российская империя: развитие
культуры XVIII века (архитектура,
живопись, театр)

1

49

«Золотой век» русской культуры.
Великие поэты и писатели, композиторы
и художники XIX века

1

50

Первая Отечественная война: 1812 год.
Защита Родины от французских
завоевателей

1

51

Страницы истории России ХХ века

1

52

Великая Отечественная война 1941-1945
гг: как все начиналось…

1

53

Великая Отечественная война 1941-1945
гг: главные сражения

1

54

Всё для фронта – всё для победы

1

1
Библиотека ЦОК
23 неделя
25.02.28.02

https://m.edsoo.ru/f841b28
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b4aa
24 неделя
03.0307.03

25 неделя
11.0314.03

26 неделя
17.0321.03
27 неделя
24.0328.03

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c56c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c800

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c9f4

21

55

Взятие Берлина. Парад Победы

1

56

Мы живём в Российской Федерации

1

57

Государственное устройство РФ (общее
представление). Конституция РФ.
Президент РФ. Политикоадминистративная карта России

1

58

Родной край. Знаменитые люди родного
края

1

59

Взаимоотношения людей в обществе:
доброта и гуманизм, справедливость и
уважение

1

60

Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Права ребёнка

1

61

Государственные праздники России

1

62

Праздник в жизни общества и человека

1

63

Праздники и памятные даты своего
региона

1

64

Малая Родина гражданина России.
Достопримечательности родного края

1

65

Наша малая Родина: главный город

1

66

Города России. Города-герои. Страницы
истории

1

28 неделя
07.0411.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dac0

Библиотека ЦОК
29 неделя
14.0418.04

https://m.edsoo.ru/f841d18
8

Библиотека ЦОК
30 неделя
22.0425.04

https://m.edsoo.ru/f841d8ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d33
6

31 неделя
28.0430.04
32 неделя
05.0508.05
33 неделя
12 0516.05

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dc50

22

67

Резервный урок. Проверочная работа по
теме "История Отечества"

1

1

68

Резервный урок. Проверочная работа по
итогам обучения в 4 классе

1

1

68

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34 неделя
19.0526.05

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник: Окружающий мир 4 класс.А.А. Плешаков – М.; просвещение, 2023

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебник: Окружающий мир 4 класс.А.А. Плешаков – М.; просвещение, 2023

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru

24

Лист корректировки рабочей программы
Предмет окружающий мир класс 4
Ф.И.О. учителя Драник Алла Алексеевна
Четверть*
*

Количество
проведенных
уроков в
соответствии с
КТП

по
план
у

Причина
несоответстви
я

Корректирующи
е мероприятия*

Даты
резервных или
дополнительны
х уроков

Итого
проведен
о
уроков

по
факт
у

1
четверть
2
четверть
3
четверть
4
четверть
Итого за
учебный
год
Выводы о выполнении программы:
Учитель________________________ (__________________________)
подпись
Ф.И.О.
Примечания: за счет интенсификации учебного процесса (сокращения резервных часов
рабочих программ, часов, отведенных на обобщение, повторение и систематизацию
учебного материала, слияния близких по содержанию тем уроков, использование блочномодульной системы занятий, самообразования учащихся и т.п.) или проведения
дополнительных уроков (даты этих уроков указываются в соответствующих ячейках
справа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».