МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГРИГОРЕНКО БОРИСА ФЁДОРОВИЧА»
БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Рассмотрено
на заседании педагогического
совета протокол № 9
от 22 августа 2025 г.
Ермолина
Наталья
Николаевна
Утверждено
Директор школы
Подписан цифровой подписью:
Ермолина Наталья Николаевна
DN: C=RU, OU=Директор школы, O="
МБОУ ""Железнодорожненская СОШ
имени Григоренко Б.Ф.""", CN=Ермолина
Наталья Николаевна, E=
school_bachisaray-rayon22@crimeaedu.ru
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Расположение:
Дата: 2025.09.11 15:59:07+03'00'
Foxit PDF Reader Версия: 2025.2.0
___________Н.Н.Ермолина
Приказ № 265 от 22.08.2025
ПОЛОЖЕНИЕ № 115
о школьном психолого-педагогическом консилиуме
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Положение о психолого-педагогическом консилиуме (далее — Положение)
разработано на основании распоряжения Минпросвещения от 09.09.2019 № Р-93
«Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации», Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
1.2. Школьный психолого-педагогический консилиум (далее — шППк) является одной
из форм
взаимодействия
руководящих
и педагогических
работников
МБОУ
«Железнодорожненская СОШ им. Григоренко Б.Ф.» Бахчисарайского района Республики
Крым (далее — организация) с целью создания оптимальных условий обучения, развития,
социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического
сопровождения.
1.3. Целью шППК является обеспечение коррекционно-диагностического психологомедико-педагогического сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии, исходя
из реальных возможностей МБОУ «Железнодорожненская СОШ имени Григоренко Б.Ф.».
и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и
индивидуальными особенностями, состоянием здоровья детей (обучающихся), в том числе
порядок психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов и детей
с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) в МБОУ
«Железнодорожненская СОШ имени Григоренко Б.Ф.».
1.4. Задачами ППк являются:
1.4.1. Выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей
в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия
решений об организации психолого-педагогического сопровождения.
1.4.2.
Разработка
рекомендаций
по организации
психолого-педагогического
сопровождения обучающихся.
1.4.3. Консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального
психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания
им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения
образования.
1.4.4. Контроль за выполнением рекомендаций ППк.
2
2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ППК
3.1. Психолого-педагогическое сопровождение предполагает следующие виды работ:
профилактика дезадаптивных состояний учащихся, их школьной неуспешности;
диагностика (индивидуальная и групповая);
консультирование педагогов МБОУ «Железнодорожненская СОШ имени
Григоренко Б.Ф.», родителей (законных представителей ребенка);
педагогическое просвещение: формирование психологической культуры, развитие
психолого-педагогической компетентности, педагогов МБОУ «Железнодорожненская
СОШ имени Григоренко Б.Ф.», родителей (законных представителей ребенка);
коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая).
3. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ППК.
4.1. шППК создаётся приказом руководителя – директором МБОУ «Железнодорожненская
СОШ имени Григоренко Б.Ф.» на текущий учебный год.
4.2. Состав шППК может включать в себя постоянных и временных членов.
Постоянные участники:
- руководитель ППК, зам.директора по УВР;
- педагог-психолог;
- учитель-логопед;
- медицинская сестра;
- зам.директора по ДО.
Постоянные участники присутствуют на каждом заседании, участвуют в его подготовке,
последующем контроле за выполнением рекомендаций.
4.3. Временные члены принимают участие в шППК по мере необходимости и привлекаются
к работе шППК по согласованию.
К временным членам шППК относятся:
Директор школы, учителя начальной школы и временные приглашенные специалисты –
учителя, классные руководители, инспектор ПДН, врачи-специалисты и др. в зависимости
от специфики рассматриваемого вопроса.
4.4. Порядок организации психолого-педагогического сопровождения образования
детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБОУ «Железнодорожненская СОШ имени
Григоренко Б.Ф.»:
4.4.1 Основанием для организации психолого-педагогического сопровождения
образования ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ является заявление его родителей
(законных представителей).
4.4.2. При подаче заявления родители (законные представители) предоставляют в МБОУ
«Железнодорожненская СОШ имени Григоренко Б.Ф.» следующие документы:
копия справки (свидетельства) федерального государственного учреждения медикосоциальной экспертизы, подтверждающей наличие у ребенка инвалидности;
копия индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выданной
федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы,
заключение Центральной психолого–медико-педагогической комиссии.
Ответственность за достоверность предоставляемых сведений несет заявитель.
4.4.3 Решение МБОУ «Железнодорожненская СОШ имени Григоренко Б.Ф.» об
организации психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида
(ребенка с ОВЗ) должно быть принято не позднее чем через 10 дней с момента получения
документов, указанных в пункте 4.3.2 настоящего Положения. Данное решение
оформляется в виде приказа МБОУ «Железнодорожненская СОШ имени Григоренко Б.Ф.».
4.4.4 Основанием для отказа родителям (законным представителям) в организации
психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида (ребенка с ОВЗ)
3
является предоставление неполного пакета документов, указанных в пункте 4.3.2
настоящего Положения.
4.4.5. В случае принятия решения об отказе в организации психолого-педагогического
сопровождения образования ребенка-инвалида (ребенка с ОВЗ) МБОУ не позднее чем через
10 дней с момента получения документов письменно извещают об этом заявителя с
указанием причин отказа.
4.4.6.
Родители
(законные
представители)
обязаны
сообщать
в
МБОУ
«Железнодорожненская СОШ имени Григоренко Б.Ф.» об обстоятельствах, влекущих
прекращение организации психолого-педагогического сопровождения образования
ребенка-инвалида (ребенка с ОВЗ), в течение 10 дней с момента их возникновения.
4.4.7. Ответственность за организацию психолого-педагогического сопровождения
образования ребенка-инвалида (ребенка с ОВЗ) в МБОУ «Железнодорожненская СОШ
имени Григоренко Б.Ф.» возлагается на руководителя ОУ.
4.5. Обследование ребенка специалистами шППК осуществляется по инициативе родителей
(законных представителей) или сотрудников МБОУ «Железнодорожненская СОШ имени
Григоренко Б.Ф.» с согласия родителей (законных представителей).
4.6. Обследование ребёнка проводится каждым специалистом индивидуально с учетом
реальной возрастной психофизиологической нагрузки на ребенка.
4.7. При обсуждении на шППК должны быть представлены следующие документы:
педагогическая характеристика, в которой отражены проблемы, возникающие у
педагога, работающего с ребёнком;
медицинское представление,
письменные работы по русскому языку, математике.
4.8. На основании полученных данных и их коллегиального обсуждения и анализа на
заседании шППК, составляются заключение и рекомендации по индивидуальной работе с
ребёнком.
4.9. 1 раз в четверть школьный ППК анализирует результаты коррекционно-развивающего
обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения и принимает решение
о его дальнейшем обучении.
4.10. Школьным ППК МБОУ «Железнодорожненская СОШ имени Григоренко Б.Ф.»
ведётся следующая документация:
годовой план-график плановых заседаний шППК,
журнал предварительной записи детей на шППК,
журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального
заключения и рекомендаций шППК,
протоколы заседаний шППК.
5. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ППК
5.1. Консилиум может проходить в любом помещении МБОУ «Железнодорожненская
СОШ имени Григоренко Б.Ф.».
Заседания шППК подразделяются на плановые и внеплановые.
5.2. Школьный ППК работает по плану, составленному на учебный год. Плановые ППК
проводятся не реже 1 раза в четверть. Основной нормой работы консилиума является обмен
заключениями в форме свободного обсуждения. Отношения участников консилиума
декларируются как партнерские и строятся на строго паритетных началах. Каждый
специалист должен уметь квалифицированно изложить коллегам ту часть психологопедагогической информации, за которую он отвечает.
Деятельность планового консилиума ориентирована на решение следующих задач:
- выработка согласованных решений по созданию оптимальных условий для развития и
обучения детей;
- динамическая оценка состояния ребёнка, класса (группы) и коррекция ранее намеченной
программы.
4
- разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения
образования ребенка-инвалида (ребенка с ОВЗ), при необходимости включающая
разработку индивидуальных учебных планов (определение условий, сроков
предоставления отчетности, изменение способов подачи информации и другое),
- определение адекватных методических приемов в процессе обучения, определение вида и
объема, периодичности получения необходимой коррекционной помощи (образовательной,
медицинской и другое), профилактику физических, интеллектуальных и эмоциональноличностных перегрузок и срывов;
- определение состава педагогических работников, осуществляющих психологопедагогическое сопровождение образования ребенка-инвалида (ребенка с ОВЗ) (например,
учителя начальных классов, учителя-предметники, педагог-психолог);
5.3. Внеплановые заседания шППК собираются по запросам педагогов, работающих с
конкретным ребёнком, а также по запросам родителей (законных представителей)
учащихся.
Поводом для внепланового шППК является отрицательная динамика обучения и развития
ребенка в . МБОУ «Железнодорожненская СОШ имени Григоренко Б.Ф.»
Задачами внепланового шППК являются:
решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по
выявленным обстоятельствам;
изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае ее
неэффективности.
5.4. Итоги работы консилиума оформляются в виде либо индивидуальной программы
сопровождения либо общего заключения по каждому случаю. На основании разработанной
стратегии сопровождения и помощи определяются рекомендации педагогам и родителям,
составляется коррекционно-образовательный маршрут. В случае обнаружения у ребенка
выраженных отклонений (нарушений) в развитии или специальных потребностей, которые
не могут быть удовлетворены в МБОУ «Железнодорожненская СОШ имени Григоренко
Б.Ф.», он направляется на психолого-медико-педагогическую комиссию. В этом случае
деятельность шППК является диспетчерской: информирование родителей и направление
ребенка на территориальную ПМПК г.Бахчисарая.
5.5. Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы, обучающемуся,
решением шППК назначается сопровождающий (как правило, классный руководитель или
иной специалист).
В функциональные обязанности сопровождающего входит контроль за реализацией
мероприятий индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения
образования учащегося, проводится оценка динамики развития учащегося, успешности
освоения образовательной программы, при необходимости вносятся изменения.
5.6. Показатели развития ребенка, выносимые для обсуждения консилиума:
Медиком:
-уровень и гармоничность физического развития, физкультурная группа;
-биологический возраст;
-состояние органов зрения, слуха, опорно-двигательной системы;
-кривая заболеваемости за последний год;
-факторы риска (наличие в прошлом заболеваний или травм, которые могут сказаться на
развитии ребенка; пороки развития; наличие хронических заболеваний в стадии ремиссии,
способных привести к дезадаптации);
педагогом-психологом:
- школьная успешность, включающая в себя учебную мотивацию, учебную самооценку,
удовлетворенность своей учебной деятельностью;
- система эмоциональных отношений ребенка к семье, сверстникам, школе;
- психическое состояние ребенка (работоспособность, эмоциональная стабильность,
самочувствие, адекватный эго-контроль и др.);
5
- социально-психологический статус ребенка в семье, среди сверстников, значимых
взрослых;
- сформированность познавательных процессов и их произвольность;
- наличие выраженных признаков психологической дезадаптации;
учителем-логопедом:
- потребность в помощи со стороны участников педагогического консилиума;
- устная речь (звукопроизношение, состояние словаря, грамматический строй речи, связная
речь);
- письменная речь (состояние чтения и письма);
- речевой окружение ребенка (недостатки речи у членов семьи, двуязычие и др.).
Педагогом-предметником:
- познавательная деятельность учащегося в обучении и воспитании (глубина и прочность
усвоения материала, пробелы в знаниях, адаптивность к различным формам и методам
обучения);
- развитие личности учащегося (уровень воспитанности, взаимоотношения со
сверстниками, взрослыми, статус в детском коллективе, интересы, увлечения);
-педагогический прогноз учебных возможностей;
классным руководителем:
- характеристика форм семейного воспитания;
- психологический климат в семье,
- социальный паспорт семьи.
5.7. Подготовка и проведение шППК МБОУ «Железнодорожненская СОШ имени
Григоренко Б.Ф.»:
5.7.1 шППК проводится под руководством Председателя консилиума, а в его отсутствие –
заместителя Председателя.
5.7.2. Председатель шППК ставит в известность родителей (законных представителей) и
специалистов шППК о необходимости обсуждения проблемы, организует подготовку и
проведение заседания шППК.
5.7.3. На заседании шППК сопровождающий обучающегося представляет результаты
коррекционно-развивающей работы. Заключения участников специалистов, коллегиальное
заключение шППК доводится до сведения родителей (законных представителей) в
доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их
согласия.
5.7.4. Протокол шППК оформляется секретарем консилиума не позднее, чем через 5 дней
после его проведения и подписывается председателем и всеми членами шПМПк.
5.7.5. Председатель и члены шППК несут персональную ответственность за
конфиденциальность информации о ребёнке, полученной в процессе работы шПМПк
МБОУ «Железнодорожненская СОШ имени Григоренко Б.Ф.» .
6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ШКОЛЬНОГО ППК
6.1. Специалисты школьного ППК имеют право:
- самостоятельно выбирать средства, оптимальные формы и методы работы с детьми и
взрослыми, решать вопросы приоритетных направлений своей деятельности;
- обращаться к педагогическим работникам, администрации МБОУ, родителям (законным
представителям) обучающихся для координации коррекционно-развивающей работы с
обучающимися;
-получать от директора МБОУ «Железнодорожненская СОШ имени Григоренко Б.Ф.»
информацию информативно-правового и организационного характера, знакомиться с
соответствующими документами;
- обращаться за консультацией в образовательные, медицинские, специальные
(коррекционные) учреждения;
6
- вести просветительскую деятельность по пропаганде психолого-медико-педагогических
знаний;
- обобщать и распространять опыт своей работы, выпускать буклеты, методические
разработки, рекомендации и т.д.
6.2. Специалисты шППК обязаны:
- рассматривать вопросы и принимать решения строго в рамках своей профессиональной
компетенции;
- при решении вопросов исходить из интересов ребёнка, задач его обучения, воспитания и
развития;
- работать в соответствии с профессионально-этическими нормами, обеспечивая полную
конфиденциальность получаемой информации;
- принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда
здоровью (в том числе психическому), чести и достоинства учащихся, их родителей
(законных представителей), педагогических работников;
- оказывать
помощь
администрации,
педагогическому
коллективу
МБОУ
«Железнодорожненская СОШ имени Григоренко Б.Ф.», всем участникам образовательного
процесса в решении проблем, связанных с обеспечением полноценного психического
развития эмоционально-волевой сферы детей и индивидуального подхода к ребенку;
- содействовать созданию благоприятного психологического климата в МБОУ
«Железнодорожненская СОШ имени Григоренко Б.Ф.», разрабатывать индивидуальные
программы коррекционно-развивающей работы с детьми.
- осуществлять профилактику физических, интеллектуальных и психических нагрузок,
эмоциональных срывов, организовывать лечебно-оздоровительные мероприятия;
- готовить отчеты и заключения о результатах коррекционно-развивающей работы с
обучающимися для предоставления в Центральную психолого-медико-педагогическую
комиссию.
7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ШКОЛЬНОГО ППК
7.1. Специалисты школьного ППК несут ответственность за:
- адекватность используемых диагностических и коррекционных методов работы;
- обоснованность рекомендаций;
- конфиденциальность полученной при обследовании информации;
- соблюдение прав и свобод личности ребенка.