МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЖЕЛЕЗОДОРОЖНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМ.ГРИГОРЕНКО Б.Ф.» БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол № 9 от 22 августа 2025
Ермолина
Наталья
Николаев
на
Утверждено
Директор школы
Подписан цифровой подписью:
Ермолина Наталья Николаевна
DN: C=RU, OU=Директор школы,
O="МБОУ ""
Железнодорожненская СОШ
имени Григоренко Б.Ф.""", CN=
Ермолина Наталья Николаевна,
E=school_bachisaray-rayon22@
crimeaedu.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Расположение:
Дата: 2025.09.16 16:09:47+03'00'
Foxit PDF Reader Версия:
2025.2.0
___________Н.Н.Ермолина
приказ от 22.08.2025 № 265
Согласовано
Управляющим советом
протокол от 22.08.2025 № 4
ПОЛОЖЕНИЕ № 85
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1. Общие положения
1.1. Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья (далее - Положение) разработано в целях реализации
гарантированного права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(далее - ОВЗ) на получение качественных образовательных услуг, создания
безбарьерной образовательной среды для данной категории в образовательных
учреждениях, коррекции нарушений развития, успешной социальной адаптации.
1.2. Положение разработано в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о
правах инвалидов».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г.
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования» (с изменениями и дополнениями).
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014. № 1598 «Об утверждении федерального государственного
2
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» (с изменениями и дополнениями).
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП
2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (с
изменениями).
Приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
26.11.2014
№ 313 «Об утверждении Порядка организации инклюзивного
обучения в образовательных организациях Республики Крым, реализующих
основные общеобразовательные программы».
1.3 В Положении используются следующие понятия в определении Федерального
Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273ФЗ:
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие
получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2
Федерального закона от 29 декабря2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации");
инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря2012
г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");
адаптированная образовательная программа — образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц (п. 28 ст. 2 Федерального закона
от 29 декабря2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");
доступная образовательная среда (безбарьерная среда) - среда, позволяющая
беспрепятственно
получать
качественное
образование
обучающимся
(воспитанникам) с ОВЗ;
тьютор – специалист, осуществляющий непосредственное сопровождение ребенка
(детей) с ОВЗ в течение учебного дня – на фронтальных и (если есть необходимость)
индивидуальных занятиях во время перемены, выполнение тех или иных режимных
моментов. Основная задача тьютора помощь самому ребенку, его родителям,
3
учителю и другим участникам образовательного процесса в адаптации в новой
среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения;
ассистент (помощник) - лицо, оказывающее обучающимся (воспитанникам)
необходимую техническую помощь (при проведении групповых и индивидуальных
коррекционных занятий), обеспечение
доступа в учреждение осуществляющем образовательную деятельность, и другие
условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ детей с ОВЗ.
1.4. Основная цель инклюзивного обучения – реализация права детей с
ограниченными возможностями здоровья на получение образования в соответствии
с Федеральными государственными образовательными стандартами, с учетом
образовательных потребностей, их социализация, адаптация в обществе, повышение
роли семьи в воспитании и развитии ребенка.
1.5. Задачи инклюзивного образования:
- освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами;
- создание эффективной системы психолого-педагогического и социального
сопровождения обучающихся с ОВЗ с целью создания специальных
образовательных условий, коррекции особенностей их психофизического развития,
эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности,
формирования социальных навыков и компетенций;
- индивидуализация образовательного процесса на основе специальных
педагогических подходов, форм и методов обучения;
- оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей особыми
образовательными
потребностями,
включение
родителей
(законных
представителей) в процесс обучения и воспитания ребёнка, формирование у них
адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных
подходов к проблемам семейного воспитания;
- формирование у всех участников образовательного процесса инклюзивной
культуры и толерантного отношения к проблемам обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
2. Организация инклюзивного обучения
2.1 Необходимыми условиями организации инклюзивного образования являются:
создание адаптивной образовательной среды, учитывающей особые
образовательные потребности учащихся с ОВЗ;
создание специальных образовательных условий;
деятельность
службы
психолого–педагогического
и
социального
сопровождения обучающегося с ОВЗ и его семьи;
4
осуществление подготовки (переподготовки) кадров для работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья;
2.2. Прием обучающихся с ОВЗ в школу для обучения по адаптированной основной
общеобразовательной программе (АООП) осуществляется только с согласия их
родителей (законных представителей) и на основании заключения Центральной
психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК).
2.3. Инклюзивно могут обучаться дети, получившие коллегиальное заключение
ПМПК с установленным статусом (ребенок с ОВЗ) на любом уровне образования
(начального общего, основного общего и среднего общего образования) по
заявлению родителей (законных представителей).
2.4. Этапы реализации инклюзивного образования в школе:
Предварительный этап:
предварительная оценка образовательных потребностей ребенка на основе
предоставленных
документов
и
запроса
родителей
(законных
представителей);
определение класса, в который, зачисляется обучающийся с ОВЗ;
определение специалистов, для осуществления психолого-педагогического
сопровождения обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых
специалистов - привлечение дополнительных ресурсов в рамках сетевого
взаимодействия);
разработка адаптированной основной общеобразовательной программы;
заключение договора с родителями (законными представителями).
Диагностический этап:
организация диагностической работы учителей и специалистов психологопедагогического сопровождения в режиме взаимодействия, изучение
возможностей и дефицитов обучающегося с ОВЗ при реализации АООП;
по истечении диагностического периода разработка психологопедагогическим консилиумом рекомендаций о наиболее оптимальных для
ребенка формах и методах инклюзивного образования и ознакомление с
рекомендациями родителей/законных представителей обучающегося с ОВЗ.
Основной этап:
разработка
индивидуального
учебного
плана,
индивидуального
образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ;
корректировка адаптированной образовательной программы в соответствии с
выявленными возможностями и дефицитами обучающегося с ОВЗ по итогам
диагностического периода; реализация адаптированной образовательной
программы;
мониторинг реализации адаптированной образовательной и коррекционноразвивающей программы;
5
вопрос об уточнении, изменении образовательного маршрута для ребенка с
ОВЗ на данном этапе обучения решается на заседании ППк.
3. Организация образовательной деятельности при инклюзивном образовании
3.1. Общая наполняемость класса и количество обучающихся с ОВЗ в условиях
инклюзии определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ в соответствии с
установленными требованиями СанПиН в отношении предельной наполняемости
классов.
3.2. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся
с ОВЗ определяются адаптированной основной общеобразовательной программой
(АООП), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА).
3.3. Адаптированная основная общеобразовательная программа реализуется с
учетом образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья на основе специально разработанных
учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение
образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
3.4. При реализации адаптированных общеобразовательных программ используются
различные образовательные технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение.
3.5. Адаптированная образовательная программа школы реализуется через
организацию урочной и внеурочной деятельности.
3.6. Обязательным разделом адаптированной образовательной программы является
программа коррекционной работы. Коррекционно-развивающая работа в школе
проводится как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.
3.7. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием
учебных занятий и занятий внеурочной деятельности, которое определяется школой
в соответствии с ФГОС ОВЗ и установленными требованиями СанПиН.
3.8. Адаптированные основные общеобразовательные программы могут
реализовываться школой как самостоятельно, так и посредством сетевой формы их
реализации.
3.9. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, динамическое
наблюдение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
осуществляется психолого-педагогическим консилиумом школы.
3.10. Обеспечивается участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени
выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурнодосуговых, спортивно-оздоровительных и иных мероприятий.
6
3.11. Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в
утвержденный федеральный перечень
учебников и соответствующим
адаптированным программам обучения.
3.12. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся с
ОВЗ осуществляется в соответствии с требованиями действующего
законодательства и Положением об оценивании.
3.13. Государственная итоговая аттестация выпускников, обучающихся с ОВЗ
обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам,
проводится в соответствии с действующим законодательством при создании
специальных условий.
3.14. Лицам с ОВЗ, обучавшимся по адаптированным основным
общеобразовательным программам и успешно прошедшим государственную
итоговую аттестацию, выдается документ об образовании установленного образца.
3.15. Лицам с ОВЗ, не имеющим основного общего образования и обучавшимся по
адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается
свидетельство об обучении специального образца.
4. Порядок принятия и срок действия Положения
4.1. Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом совете
МБОУ «Железнодорожненская СОШ им. Григоренко Б.Ф.» и утверждается
приказом руководителя образовательной организации.
4.2. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения.
4.3. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь
изданными нормативными актами регионального, федерального органов
управления образованием только решением педагогического совета.
4.4. Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом совете
образовательной организации, которое утверждается приказом руководителя
образовательной организации. После принятия новой редакции Положения,
предыдущая редакция утрачивает силу.