85 положение об инклюзивном образовании (2)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЖЕЛЕЗОДОРОЖНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМ.ГРИГОРЕНКО Б.Ф.» БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол № 9 от 22 августа 2025

Ермолина
Наталья
Николаев
на

Утверждено
Директор школы
Подписан цифровой подписью:
Ермолина Наталья Николаевна
DN: C=RU, OU=Директор школы,
O="МБОУ ""
Железнодорожненская СОШ
имени Григоренко Б.Ф.""", CN=
Ермолина Наталья Николаевна,
E=school_bachisaray-rayon22@
crimeaedu.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Расположение:
Дата: 2025.09.16 16:09:47+03'00'
Foxit PDF Reader Версия:
2025.2.0

___________Н.Н.Ермолина
приказ от 22.08.2025 № 265

Согласовано
Управляющим советом
протокол от 22.08.2025 № 4
ПОЛОЖЕНИЕ № 85
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

1. Общие положения
1.1. Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья (далее - Положение) разработано в целях реализации
гарантированного права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(далее - ОВЗ) на получение качественных образовательных услуг, создания
безбарьерной образовательной среды для данной категории в образовательных
учреждениях, коррекции нарушений развития, успешной социальной адаптации.
1.2. Положение разработано в соответствии с:
 Конституцией Российской Федерации.
 Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
 Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
 Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о
правах инвалидов».
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г.
№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования» (с изменениями и дополнениями).
 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014. № 1598 «Об утверждении федерального государственного

2

образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» (с изменениями и дополнениями).
 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
 Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП
2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (с
изменениями).
 Приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
26.11.2014
№ 313 «Об утверждении Порядка организации инклюзивного
обучения в образовательных организациях Республики Крым, реализующих
основные общеобразовательные программы».
1.3 В Положении используются следующие понятия в определении Федерального
Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273ФЗ:
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие
получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2
Федерального закона от 29 декабря2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации");
инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря2012
г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");
адаптированная образовательная программа — образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц (п. 28 ст. 2 Федерального закона
от 29 декабря2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");
доступная образовательная среда (безбарьерная среда) - среда, позволяющая
беспрепятственно
получать
качественное
образование
обучающимся
(воспитанникам) с ОВЗ;
тьютор – специалист, осуществляющий непосредственное сопровождение ребенка
(детей) с ОВЗ в течение учебного дня – на фронтальных и (если есть необходимость)
индивидуальных занятиях во время перемены, выполнение тех или иных режимных
моментов. Основная задача тьютора помощь самому ребенку, его родителям,

3

учителю и другим участникам образовательного процесса в адаптации в новой
среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения;
ассистент (помощник) - лицо, оказывающее обучающимся (воспитанникам)
необходимую техническую помощь (при проведении групповых и индивидуальных
коррекционных занятий), обеспечение
доступа в учреждение осуществляющем образовательную деятельность, и другие
условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ детей с ОВЗ.
1.4. Основная цель инклюзивного обучения – реализация права детей с
ограниченными возможностями здоровья на получение образования в соответствии
с Федеральными государственными образовательными стандартами, с учетом
образовательных потребностей, их социализация, адаптация в обществе, повышение
роли семьи в воспитании и развитии ребенка.
1.5. Задачи инклюзивного образования:
- освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами;
- создание эффективной системы психолого-педагогического и социального
сопровождения обучающихся с ОВЗ с целью создания специальных
образовательных условий, коррекции особенностей их психофизического развития,
эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности,
формирования социальных навыков и компетенций;
- индивидуализация образовательного процесса на основе специальных
педагогических подходов, форм и методов обучения;
- оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей особыми
образовательными
потребностями,
включение
родителей
(законных
представителей) в процесс обучения и воспитания ребёнка, формирование у них
адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных
подходов к проблемам семейного воспитания;
- формирование у всех участников образовательного процесса инклюзивной
культуры и толерантного отношения к проблемам обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
2. Организация инклюзивного обучения
2.1 Необходимыми условиями организации инклюзивного образования являются:
 создание адаптивной образовательной среды, учитывающей особые
образовательные потребности учащихся с ОВЗ;
 создание специальных образовательных условий;
 деятельность
службы
психолого–педагогического
и
социального
сопровождения обучающегося с ОВЗ и его семьи;

4

 осуществление подготовки (переподготовки) кадров для работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья;
2.2. Прием обучающихся с ОВЗ в школу для обучения по адаптированной основной
общеобразовательной программе (АООП) осуществляется только с согласия их
родителей (законных представителей) и на основании заключения Центральной
психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК).
2.3. Инклюзивно могут обучаться дети, получившие коллегиальное заключение
ПМПК с установленным статусом (ребенок с ОВЗ) на любом уровне образования
(начального общего, основного общего и среднего общего образования) по
заявлению родителей (законных представителей).
2.4. Этапы реализации инклюзивного образования в школе:
Предварительный этап:
 предварительная оценка образовательных потребностей ребенка на основе
предоставленных
документов
и
запроса
родителей
(законных
представителей);
 определение класса, в который, зачисляется обучающийся с ОВЗ;
 определение специалистов, для осуществления психолого-педагогического
сопровождения обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых
специалистов - привлечение дополнительных ресурсов в рамках сетевого
взаимодействия);
 разработка адаптированной основной общеобразовательной программы;
 заключение договора с родителями (законными представителями).
Диагностический этап:
 организация диагностической работы учителей и специалистов психологопедагогического сопровождения в режиме взаимодействия, изучение
возможностей и дефицитов обучающегося с ОВЗ при реализации АООП;
 по истечении диагностического периода разработка психологопедагогическим консилиумом рекомендаций о наиболее оптимальных для
ребенка формах и методах инклюзивного образования и ознакомление с
рекомендациями родителей/законных представителей обучающегося с ОВЗ.
Основной этап:
 разработка
индивидуального
учебного
плана,
индивидуального
образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ;
 корректировка адаптированной образовательной программы в соответствии с
выявленными возможностями и дефицитами обучающегося с ОВЗ по итогам
диагностического периода; реализация адаптированной образовательной
программы;
 мониторинг реализации адаптированной образовательной и коррекционноразвивающей программы;

5

 вопрос об уточнении, изменении образовательного маршрута для ребенка с
ОВЗ на данном этапе обучения решается на заседании ППк.
3. Организация образовательной деятельности при инклюзивном образовании
3.1. Общая наполняемость класса и количество обучающихся с ОВЗ в условиях
инклюзии определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ в соответствии с
установленными требованиями СанПиН в отношении предельной наполняемости
классов.
3.2. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся
с ОВЗ определяются адаптированной основной общеобразовательной программой
(АООП), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА).
3.3. Адаптированная основная общеобразовательная программа реализуется с
учетом образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья на основе специально разработанных
учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение
образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
3.4. При реализации адаптированных общеобразовательных программ используются
различные образовательные технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение.
3.5. Адаптированная образовательная программа школы реализуется через
организацию урочной и внеурочной деятельности.
3.6. Обязательным разделом адаптированной образовательной программы является
программа коррекционной работы. Коррекционно-развивающая работа в школе
проводится как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.
3.7. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием
учебных занятий и занятий внеурочной деятельности, которое определяется школой
в соответствии с ФГОС ОВЗ и установленными требованиями СанПиН.
3.8. Адаптированные основные общеобразовательные программы могут
реализовываться школой как самостоятельно, так и посредством сетевой формы их
реализации.
3.9. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, динамическое
наблюдение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
осуществляется психолого-педагогическим консилиумом школы.
3.10. Обеспечивается участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени
выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурнодосуговых, спортивно-оздоровительных и иных мероприятий.

6

3.11. Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в
утвержденный федеральный перечень
учебников и соответствующим
адаптированным программам обучения.
3.12. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся с
ОВЗ осуществляется в соответствии с требованиями действующего
законодательства и Положением об оценивании.
3.13. Государственная итоговая аттестация выпускников, обучающихся с ОВЗ
обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам,
проводится в соответствии с действующим законодательством при создании
специальных условий.
3.14. Лицам с ОВЗ, обучавшимся по адаптированным основным
общеобразовательным программам и успешно прошедшим государственную
итоговую аттестацию, выдается документ об образовании установленного образца.
3.15. Лицам с ОВЗ, не имеющим основного общего образования и обучавшимся по
адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается
свидетельство об обучении специального образца.
4. Порядок принятия и срок действия Положения
4.1. Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом совете
МБОУ «Железнодорожненская СОШ им. Григоренко Б.Ф.» и утверждается
приказом руководителя образовательной организации.
4.2. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения.
4.3. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь
изданными нормативными актами регионального, федерального органов
управления образованием только решением педагогического совета.
4.4. Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом совете
образовательной организации, которое утверждается приказом руководителя
образовательной организации. После принятия новой редакции Положения,
предыдущая редакция утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».