ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Функциональная грамотность» для 6 класса
создана в основании:
- Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями 2016-2017 года;
- приказа Министерство образования и науки Российской Федерации от 31
декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный
приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897»;
-на основе учебного плана
- на основе программы курса «Развитие функциональной грамотности
Программа
включает
4
модуля
(читательская,
естественнонаучная,
математическая и финансовая грамотность).
Модуль «Финансовая грамотность»
Модуль «Читательская грамотность»
Модуль «Математическая грамотность
Модуль «Естественно-научная грамотность»
Актуальность
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце
60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход
исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия
исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей:
компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная
грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать
компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ
социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую
очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным
ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие
обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для
полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения
широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений?»1, - является PISA (Programme for International
Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания
и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в
современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида
грамотности:
читательскую,
математическую,
естественнонаучную
и
финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России
актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. №
204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо
обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования,
вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству
общего образования»2.
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и
умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в
современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для
повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения
Правительством РФ поставленных перед ним Президентом за-дач, но и для
развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной
грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию
в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане,
способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в
трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу
обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность
проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне
общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг.
странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки
функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным
индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их
благосостояния3. Любой школьник хочет быть социально успешным, его
родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во
взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности
обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в
высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему
способствует их функциональная грамотность.
Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности
учащихся 8 классов как индикатора качества и эффективности образования,
равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику
в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические
рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и
инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает
людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская
грамотность);
способности
человека
осваивать
и
использовать
естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения
новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования
основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной
проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что
естественные науки и технология оказывают влияние на материальную,
интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную
гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием
(естественнонаучная грамотность);
способности человека принимать эффективные решения в разнообразных
финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия
личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные и предметные
.
Читательская
8 класс
Уровень
оценки
(рефлексии)
в рамках
предметног
о
содержания
8 класс
оценивает форму и
содержание текста в
рамках предметного
содержания
Читательская
оценивает
содержание
прочитанного с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей;
формулирует
собственную
позицию по
отношению к
прочитанному
Грамотность
Математическ Естественно-научная
ая
интерпретируе интерпретирует и
т и оценивает
оценивает личные,
математически местные, национальные,
е данные в
глобальные
контексте
естественнонаучные
лично
проблемы в различном
значимой
контексте в рамках
ситуации
предметного содержания
Финансовая
оценивает
финансовые
проблемы в
различном
контексте
Грамотность
Математическая
Естественно-научная Финансовая
объясняет
объясняет
объясняет
объясняет
оценивает
оценивает
гражданскую
гражданскую
гражданскую
гражданскую финансовые
финансовые
позицию
позицию
вв
позицию
позицию
в в
действиядействия
в
в
конкретных
конкретных
конкретных
конкретных
конкретных
конкретных
ситуациях
ситуациях
ситуациях
ситуациях
ситуациях
ситуациях
с
с
общественной
общественной
жизни общественной
общественной жизни
позициипозиции
норм норм
нажизни
основена основе жизни
на основе
на основе морали иморали и
математических
математических естественнонауч
естественнонауч-ных
общечеловеобщечеловезнаний
знаний
с позиции
с
-ных
знаний
знаний
с позиции
с
ческих ческих
норм
позиции
морали
норм
и
позиции
норм морали
норм и ценностей,
ценностей,
прав
прав и
общечеловечес-ких
морали и
морали
общечеловечес-ких
и
и обязанностей
обязанностей
ценностей
общечеловечесобщечеловечесценностей
гражданина
гражданина
ких ценностей
ких ценностей
страны страны
Количество часов на изучение программы курса
34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).
Характеристика образовательного процесса
Программа включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая
и финансовая грамотность).
8 часов на модули «читательская грамотность», «математическая грамотность»,
«финансовая грамотность»;
- 8 часов для модуля естественнонаучной грамотности;
- 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы
1 раздел – модуль «читательская грамотность».
2 раздел – модуль «математическая грамотность»,
3 раздел – модуль «естественнонаучная грамотность»,
4 раздел – модуль «финансовая грамотность
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих
основу функциональной грамотности.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные
поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы,
моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
Модуль «Основы читательской грамотности»
№ Тема занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Всег
о
часо
в
Определение основной темы и
идеи в драматическом
произведении. Учебный текст
как источник информации.
Работа с текстом: как применять
информацию из текста в изменённой
ситуации?
Поиск ошибок в предложенном тексте.
1
Типы задач на грамотность.
Информационные задачи.
Работа с несплошным текстом: формы,
анкеты, договоры.
Работа с несплошным текстом: формы,
анкеты, договоры.
Практическое занятие
Практическое занятие
Итого
Теор
ия
Пр Формы
ак деятельности
ти
ка
0/0,5
1
Беседа, конкурс.
1/1,5
1
1
Беседа, круглый
стол.
1
1
Квест, круглый
стол
1
1
1
1
Квест, круглый
стол
Деловая игра.
1
1
Деловая игра.
1
1
8
1
1
8
Тестирование.
Тестирование.
Модуль «Основы математической грамотности»
Всего Тео
№ Тема занятия
часов рия
Работа с информацией,
1
1. представленной в форме таблиц,
Прак Формы деятельности
тика
1
Практикум
2.
3.
4.
диаграмм столбчатой или круговой,
схем.
Вычисление расстояний на
1
местности в стандартных
ситуациях и применение формул в
повседневной жизни.
Математическое описание
1
зависимости между переменными в
различных процессах.
Интерпретация трёхмерных
1
изображений, построение фигур
0,5
1
Беседа. Исследование
0,5
Обсуждение. Урок
практикум.
1
Моделирование.
Выполнение рисунка.
Практикум.
Урок-исследование.
Определение ошибки измерения,
1
1
5. определение шансов наступления
того или иного события.
6. Решение типичных математических 1
1
задач, требующих прохождения
этапа моделирования
7. Практическое занятие
1
1
8. Практическое занятие
1
1
Итого 8
1
7,5
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Всего
часов
Урок-практикум.
Тестирование.
Тестирование.
Тео Прак Формы деятельности
рия тика
Структура и свойства вещества (электрические явления)
1. Занимательное электричество
1
0,5 0,5
Беседа.
2. Занимательное электричество
1
1
Демонстрация моделей.
Электромагнитные явления. Производство электроэнергии
3. Магнетизм и электромагнетизм.
1
0,5 0,5
Беседа. Демонстрация
моделей. Презентация.
Биология человека (здоровье, гигиена, питание)
4. Внутренняя среда организма.
1
1
Моделирование.
Кровь. Иммунитет.
Виртуальное
Наследственность.
моделирование
5. Системы жизнедеятельности
1
1
Моделирование.
человека
Виртуальное
моделирование.
6. Системы жизнедеятельности
1
1
Моделирование.
человека
Виртуальное
моделирование.
7. Практическое занятие
1
1
Тестирование.
8. Практическое занятие
1
1
Тестирование.
Итого 8
1
7
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
Всего Тео Прак Формы деятельности
№ Тема занятия
№ Тема занятия
часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Потребление или инвестиции?
Активы в трех измерениях.
Потребление или инвестиции?
Активы в трех измерениях.
Как сберечь личный капитал?
Модель трех капиталов.
Как сберечь личный капитал?
Модель трех капиталов.
Бизнес и его формы. Риски
предпринимательства.
1
Кредит и депозит. Расчетнокассовые операции и риски
связанные с ними.
Проект
Проект
1
рия
1
тика
1
Беседы, диалоги,
дискуссии.
Беседы, диалоги,
дискуссии.
Круглый стол
1
1,5
Игра.
1
1
Викторина, круглый
стол, дискуссии.
0,5
0,5
Проект, игра.
Тестирование.
Тестирование.
2
1
1
6
1
1
1
1
Итого 8
0,5
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№
урока
п/п
1
Название
раздела/
количество
часов
Читательская
грамотность -8 ч
№
урока
в
разде
ле
1
Учебная
неделя
Тема урока
Определение основной темы
и идеи в драматическом
произведении. Учебный текст
как источник информации.
0/0,5
01.09.1/1,5
09.09
Б
е
с
е
д
а
,
к
о
н
к
у
р
с
.
Работа с текстом: как применять информацию из
текста в изменённой ситуации?
Поиск ошибок в предложенном тексте.
2
2
3
3
4
4
5
5
6
6
7
7
Типы задач на грамотность. Информационные
задачи.
Работа с не сплошным текстом: формы, анкеты,
договоры.
Работа с не сплошным текстом: формы, анкеты,
договоры .
Практическое занятие
8
8
Практическое занятие
1
10
2
11
3
12
4
13
5
14
6
15
7
Работа с информацией, представленной в форме
таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.
Вычисление расстояний на местности в
стандартных ситуациях и применение формул в
повседневной жизни.
Математическое описание зависимости между
переменными в различных процессах.
Интерпретация трёхмерных изображений,
построение фигур
Определение ошибки измерения, определение
шансов наступления того или иного события.
Решение типичных математических задач,
требующих прохождения этапа моделирования
Практическое занятие
16
8
Практическое занятие
9
Математическая
грамотность-8 ч.
12.0916.09
19.0923.09
26.0930.09
03.1007.10
10.1014.10
17.1021.10
24.1028.10
07.1111.11
14.1118.11
21.1125.11
28.1102.12
05.1209.12
12.1216.12
19.1223.12
26.1230.12
1
Занимательное электричество
2
Занимательное электричество
19
3
Магнетизм и электромагнетизм
20
4
21
5
Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет.
Наследственность.
Системы жизнедеятельности человека
22
6
23
7
Системы жизнедеятельности человека
Практическое занятие
Практическое занятие
24
8
Практическое занятие
1
Потребление или инвестиции? Активы в трех
измерениях.
Потребление или инвестиции? Активы в трех
измерениях.
Как сберечь личный капитал? Модель трех
капиталов.
Как сберечь личный капитал? Модель трех
капиталов.
Бизнес и его формы. Риски предпринимательства.
17
18
25
26
Основы
естественнонаучн
ой грамотности -8
ч.
Основы
финансовой
грамотности -8 ч.
2
27
3
28
4
29
5
30
6
31
7
Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и
риски связанные с ними.
Практическое занятие
32
8
Практическое занятие
33
1
Проект
34
2
Проект
09.0113.01
16.0120.01
23.0127.01
30.0103.02
06.0210.02
13.0217.02
20.0224.02
27.0203.03
06.0310.03
13.0317.03
27.0331.03
03.0407.04
10.0414.04
17.0421.04
24.0428.04
01.0505.05
08.0919.05
22.0526.05