Рабочая программа Мирный Е. В. Функциональная граммотность 6 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Функциональная грамотность» для 6 класса
создана в основании:
- Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями 2016-2017 года;
- приказа Министерство образования и науки Российской Федерации от 31
декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный
приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897»;
-на основе учебного плана
- на основе программы курса «Развитие функциональной грамотности
Программа
включает
4
модуля
(читательская,
естественнонаучная,
математическая и финансовая грамотность).
Модуль «Финансовая грамотность»
Модуль «Читательская грамотность»
Модуль «Математическая грамотность
Модуль «Естественно-научная грамотность»
Актуальность
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце
60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход
исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия
исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей:
компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная
грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать
компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ
социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую
очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным
ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие
обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для
полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения
широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений?»1, - является PISA (Programme for International
Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания
и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в
современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида
грамотности:
читательскую,
математическую,
естественнонаучную
и
финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России
актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. №
204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо
обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования,

вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству
общего образования»2.
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и
умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в
современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для
повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения
Правительством РФ поставленных перед ним Президентом за-дач, но и для
развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной
грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию
в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане,
способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в
трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу
обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность
проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне
общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг.
странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки
функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным
индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их
благосостояния3. Любой школьник хочет быть социально успешным, его
родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во
взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности
обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в
высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему
способствует их функциональная грамотность.
Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности
учащихся 8 классов как индикатора качества и эффективности образования,
равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику
в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические
рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и
инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает
людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская
грамотность);
способности
человека
осваивать
и
использовать
естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения
новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования
основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной
проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что
естественные науки и технология оказывают влияние на материальную,

интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную
гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием
(естественнонаучная грамотность);
способности человека принимать эффективные решения в разнообразных
финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия
личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные и предметные
.

Читательская
8 класс
Уровень
оценки
(рефлексии)
в рамках
предметног
о
содержания

8 класс

оценивает форму и
содержание текста в
рамках предметного
содержания

Читательская
оценивает
содержание
прочитанного с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей;
формулирует
собственную
позицию по
отношению к
прочитанному

Грамотность
Математическ Естественно-научная
ая
интерпретируе интерпретирует и
т и оценивает
оценивает личные,
математически местные, национальные,
е данные в
глобальные
контексте
естественнонаучные
лично
проблемы в различном
значимой
контексте в рамках
ситуации
предметного содержания

Финансовая
оценивает
финансовые
проблемы в
различном
контексте

Грамотность
Математическая
Естественно-научная Финансовая
объясняет
объясняет
объясняет
объясняет
оценивает
оценивает
гражданскую
гражданскую
гражданскую
гражданскую финансовые
финансовые
позицию
позицию
вв
позицию
позицию
в в
действиядействия
в
в
конкретных
конкретных
конкретных
конкретных
конкретных
конкретных
ситуациях
ситуациях
ситуациях
ситуациях
ситуациях
ситуациях
с
с
общественной
общественной
жизни общественной
общественной жизни
позициипозиции
норм норм
нажизни
основена основе жизни
на основе
на основе морали иморали и
математических
математических естественнонауч
естественнонауч-ных
общечеловеобщечеловезнаний
знаний
с позиции
с
-ных
знаний
знаний
с позиции
с
ческих ческих
норм
позиции
морали
норм
и
позиции
норм морали
норм и ценностей,
ценностей,
прав
прав и
общечеловечес-ких
морали и
морали
общечеловечес-ких
и
и обязанностей
обязанностей
ценностей
общечеловечесобщечеловечесценностей
гражданина
гражданина
ких ценностей
ких ценностей
страны страны

Количество часов на изучение программы курса
34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).
Характеристика образовательного процесса
Программа включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая
и финансовая грамотность).

8 часов на модули «читательская грамотность», «математическая грамотность»,
«финансовая грамотность»;
- 8 часов для модуля естественнонаучной грамотности;
- 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы
1 раздел – модуль «читательская грамотность».
2 раздел – модуль «математическая грамотность»,
3 раздел – модуль «естественнонаучная грамотность»,
4 раздел – модуль «финансовая грамотность
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих
основу функциональной грамотности.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные
поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы,
моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
Модуль «Основы читательской грамотности»
№ Тема занятия

1.

2.

3.
4.

5.
6.
7.
8.

Всег
о
часо
в

Определение основной темы и
идеи в драматическом
произведении. Учебный текст
как источник информации.
Работа с текстом: как применять
информацию из текста в изменённой
ситуации?
Поиск ошибок в предложенном тексте.

1

Типы задач на грамотность.
Информационные задачи.
Работа с несплошным текстом: формы,
анкеты, договоры.
Работа с несплошным текстом: формы,
анкеты, договоры.
Практическое занятие
Практическое занятие
Итого

Теор
ия

Пр Формы
ак деятельности
ти
ка
0/0,5
1
Беседа, конкурс.
1/1,5

1

1

Беседа, круглый
стол.

1

1

Квест, круглый
стол

1

1

1

1

Квест, круглый
стол
Деловая игра.

1

1

Деловая игра.

1
1
8

1
1
8

Тестирование.
Тестирование.

Модуль «Основы математической грамотности»
Всего Тео
№ Тема занятия
часов рия
Работа с информацией,
1
1. представленной в форме таблиц,

Прак Формы деятельности
тика
1
Практикум

2.

3.
4.

диаграмм столбчатой или круговой,
схем.
Вычисление расстояний на
1
местности в стандартных
ситуациях и применение формул в
повседневной жизни.
Математическое описание
1
зависимости между переменными в
различных процессах.
Интерпретация трёхмерных
1
изображений, построение фигур

0,5

1

Беседа. Исследование

0,5

Обсуждение. Урок
практикум.

1

Моделирование.
Выполнение рисунка.
Практикум.
Урок-исследование.

Определение ошибки измерения,
1
1
5. определение шансов наступления
того или иного события.
6. Решение типичных математических 1
1
задач, требующих прохождения
этапа моделирования
7. Практическое занятие
1
1
8. Практическое занятие
1
1
Итого 8
1
7,5
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Всего
часов

Урок-практикум.
Тестирование.
Тестирование.

Тео Прак Формы деятельности
рия тика
Структура и свойства вещества (электрические явления)
1. Занимательное электричество
1
0,5 0,5
Беседа.
2. Занимательное электричество
1
1
Демонстрация моделей.
Электромагнитные явления. Производство электроэнергии
3. Магнетизм и электромагнетизм.
1
0,5 0,5
Беседа. Демонстрация
моделей. Презентация.
Биология человека (здоровье, гигиена, питание)
4. Внутренняя среда организма.
1
1
Моделирование.
Кровь. Иммунитет.
Виртуальное
Наследственность.
моделирование
5. Системы жизнедеятельности
1
1
Моделирование.
человека
Виртуальное
моделирование.
6. Системы жизнедеятельности
1
1
Моделирование.
человека
Виртуальное
моделирование.
7. Практическое занятие
1
1
Тестирование.
8. Практическое занятие
1
1
Тестирование.
Итого 8
1
7
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
Всего Тео Прак Формы деятельности
№ Тема занятия
№ Тема занятия

часов

1.
2.

3.
4.

5.
6.

7.
8.

Потребление или инвестиции?
Активы в трех измерениях.
Потребление или инвестиции?
Активы в трех измерениях.
Как сберечь личный капитал?
Модель трех капиталов.
Как сберечь личный капитал?
Модель трех капиталов.
Бизнес и его формы. Риски
предпринимательства.

1

Кредит и депозит. Расчетнокассовые операции и риски
связанные с ними.
Проект
Проект

1

рия
1

тика

1

Беседы, диалоги,
дискуссии.
Беседы, диалоги,
дискуссии.
Круглый стол

1

1,5

Игра.

1

1

Викторина, круглый
стол, дискуссии.

0,5

0,5

Проект, игра.
Тестирование.
Тестирование.

2

1
1
6

1
1

1
1
Итого 8

0,5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№
урока
п/п

1

Название
раздела/
количество
часов
Читательская
грамотность -8 ч

№
урока
в
разде
ле
1

Учебная
неделя

Тема урока

Определение основной темы
и идеи в драматическом
произведении. Учебный текст
как источник информации.

0/0,5

01.09.1/1,5
09.09

Б
е
с
е
д
а
,

к
о
н
к
у
р
с
.
Работа с текстом: как применять информацию из
текста в изменённой ситуации?
Поиск ошибок в предложенном тексте.

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

Типы задач на грамотность. Информационные
задачи.
Работа с не сплошным текстом: формы, анкеты,
договоры.
Работа с не сплошным текстом: формы, анкеты,
договоры .
Практическое занятие

8

8

Практическое занятие

1

10

2

11

3

12

4

13

5

14

6

15

7

Работа с информацией, представленной в форме
таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.
Вычисление расстояний на местности в
стандартных ситуациях и применение формул в
повседневной жизни.
Математическое описание зависимости между
переменными в различных процессах.
Интерпретация трёхмерных изображений,
построение фигур
Определение ошибки измерения, определение
шансов наступления того или иного события.
Решение типичных математических задач,
требующих прохождения этапа моделирования
Практическое занятие

16

8

Практическое занятие

9

Математическая
грамотность-8 ч.

12.0916.09
19.0923.09
26.0930.09
03.1007.10
10.1014.10
17.1021.10
24.1028.10
07.1111.11
14.1118.11
21.1125.11
28.1102.12
05.1209.12
12.1216.12
19.1223.12
26.1230.12

1

Занимательное электричество

2

Занимательное электричество

19

3

Магнетизм и электромагнетизм

20

4

21

5

Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет.
Наследственность.
Системы жизнедеятельности человека

22

6

23

7

Системы жизнедеятельности человека
Практическое занятие
Практическое занятие

24

8

Практическое занятие

1

Потребление или инвестиции? Активы в трех
измерениях.
Потребление или инвестиции? Активы в трех
измерениях.
Как сберечь личный капитал? Модель трех
капиталов.
Как сберечь личный капитал? Модель трех
капиталов.
Бизнес и его формы. Риски предпринимательства.

17
18

25
26

Основы
естественнонаучн
ой грамотности -8
ч.

Основы
финансовой
грамотности -8 ч.

2

27

3

28

4

29

5

30

6

31

7

Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и
риски связанные с ними.
Практическое занятие

32

8

Практическое занятие

33

1

Проект

34

2

Проект

09.0113.01
16.0120.01
23.0127.01
30.0103.02
06.0210.02
13.0217.02
20.0224.02
27.0203.03
06.0310.03
13.0317.03
27.0331.03
03.0407.04
10.0414.04
17.0421.04
24.0428.04
01.0505.05
08.0919.05
22.0526.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».