МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЕНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Железнодорожненская Принята на заседании педагогического совета Протокол № 10 СОШ» От «26» августа 2021 Ермолина Наталья Николаевн а Подписан: Ермолина Наталья Николаевна DN: C=RU, OU=Директор, O=" МБОУ ""Железнодорожненское СОШ""", CN=Ермолина Наталья Николаевна, E=Jeldor2012@mail.ru Основание: мною рассмотрен этот документ Местоположение: место подписания Дата: 2022.06.02 15:52:15+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 ___________ Н.Н. Ермолина приказ от 26 августа 2021 № 262 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ На 2021-2026 учебный год МБОУ(ДО) с. Железнодорожное 2021 Содержание Программы развития МБОУ(ДО) «Железнодорожненская СОШ» на 2021-2026 годы: Содержание 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Пояснительная записка Паспорт Программы развития на 2021-2026 учебные годы Информационная справка об учреждении Концепция и стратегия развития МБОУ(ДО) Содержание и направления по реализации программы развития Прогнозируемый результат реализации Программы развития Оценка результативности инновационной деятельности Список литературы Страница 3 4 7 8 10 14 15 18 1. Пояснительная записка Программа развития МБОУ «Железнодорожненска СОШ» (далее – МБОУ(ДО)) – локальный акт образовательной организации, определяющий стратегические направления развития образовательной организации на среднесрочную перспективу. Программа как управленческий документ развития образовательной организации определяет ценностносмысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития, задает основные направления эффективной реализации муниципального задания. Основными приоритетами развития образования в национальной образовательной инициативе названы: 1. Внедрение профессиональных стандартов. 2. Система поддержки талантливых детей и организации совместного образования детей инвалидов и здоровых детей (инклюзивное образование) в общеразвивающих группах МБОУ(ДО). 3. Развитие воспитательского потенциала. 4. Здоровье дошкольников. 5. Устройство территории (оснащение оборудованием, озеленением) Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования МБОУ(ДО) представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Особую значимость, в связи с этим, приобретает планирование работы образовательного учреждения. Необходимость корректировки и введение данной программы, также обусловлена пересмотром содержания образования в МБОУ(ДО), внедрением профессиональных стандартов, разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий. Мониторинг запросов родителей в сфере образования и воспитания показал, что родители недостаточно информированы о формах взаимодействия МБОУ(ДО) и семьи и по мере возможности принимают участие в совместных мероприятиях. Причём степень их участи прямо пропорциональна степени их информированности и заинтересованности. Анализ проводимых опросов и анкетирования определяет динамику социального заказа, предъявляемого родительской общественностью, и нацеливают на адресную работу с семьями, которая позволит удовлетворить индивидуальные запросы родителей. Оптимизация модели взаимодействия МБОУ(ДО) и семьи связана как с желанием родителей поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе, так и с изменениями в системе образования. Разрабатывая пути обновления педагогического процесса, будем учитывать тенденции социальных преобразований в городе, запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов. Программа как проект перспективного развития МБОУ(ДО) призвана: - обеспечить качественную реализацию муниципального задания и всесторонне удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательного процесса; - объединить усилия всех заинтересованных субъектов образовательного процесса и социального окружения МБОУ(ДО) для достижения цели Программы. Выполнение муниципального задания происходит в рамках направлений, представляющих комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на обеспечение доступности качественного образования в соответствии с показателями эффективности работы образовательного учреждения. Результатом работы МБОУ(ДО) по направлениям является повышение эффективности работы образовательной организации, результатом реализации инициативных проектов – высокий уровень удовлетворенности общества качеством дошкольного образования. В целом она носит инновационный характер и направлена на развитие, а не только функционирование образовательного учреждения. Отношение результатов деятельности образования к потребностям ребенка, общества, позволяет судить о востребованности образовательной деятельности как показателей ее эффективности. 2. Паспорт Программы развития на 2021-2026 учебные годы. Наименование программы Основания для разработки программы, нормативные документы Разработчики программы Назначение программы Цель Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Железнодорожненская СОШ» на 2021-2016гг. Закон "Об образовании в Российской Федерации" 29.12.2012 N 273-ФЗ Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20 июня 2020 г. № 16); Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО) Устав учреждения Основная образовательная программа МБОУ(ДО) «Железнодорожненская СОШ» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Железнодорожненская СОШ» Бахчисарайского района Директор, заместитель директора по ДО, педагогический совет Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения на основе анализа работы за предыдущий период. В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации образовательного процесса, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов. Создание условий для повышения качества образования в МБОУ(ДО) через систему интеграции, реализующей право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе. Задачи Основные функции Программы Принципы образовательной деятельности ДОУ в рамках программы Развития на 2021-2026 гг. Сроки выполнения и этапы реализации программы 1. Создание условий для получения качественного дошкольного образования и обеспечение социализации каждого ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения, в соответствии с ФГОС ДО, через разностороннее, полноценное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей ( в том числе одарённых детей, детей с ОВЗ и инвалидов) 2. Создание материально-технических, психологопедагогических и кадровых условий в рамках организации внутренней системы качественного образования в учреждении. 3. Использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе в рамках экспериментальной и инновационной деятельности. 4. Создание условий для повышения мотивации профессиональной деятельности педагогов МБОУ(ДО), через формирование компетенций в соответствии с требованиями Профессионального стандарта. 5. Развитие системы управления учреждения на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом. -определяет стратегию развития детского сада; -выделяет приоритетные направления работы; -ориентирует всю деятельность на конечный результат. Принцип системности – целостный подход, взаимодействие и взаимосоответствие всех направлений и звеньев на достижение оптимального результата – развития личности ребенка. Принцип развивающего образования опирается на «зону ближайшего развития» и предполагает использование новейших технологий и методик. Принцип индивидуализации и дифференциации предполагает учет субъективного опыта, индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов и способностей детей и взрослых. Принцип – гуманизации – это утверждение непреходящей ценности человека, его становление и развитие. Принцип увлекательности – является одним из важнейших. Весь образовательный материал интересен детям, доступен и подается в игровой форме. Принцип вариативности предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка. Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого. Программа будет реализована в 2021-2026 годы в три этапа. 1-ый этап – подготовительный (2021-2022уч.г) - разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели программы Финансовое обеспечение программы Система организации контроля за выполнением программы - оптимизация условий (кадровых, материально-технических и т. д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; - начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства. 2-ой этап – практический (2023-2024уч.г) - апробирование модели, обновление содержания организационных форм, педагогических технологий; - постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой развития; - коррекция мероприятий. 3-ий этап – итоговый (2025-2026 уч.г.) - реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов; - анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в Программе развития. 1.Повышение качества образования в рамках обеспечения полноценного личностного развития, физиологического и психологического благополучия ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе. 2. Совершенствование системы управления качеством образования в учреждении, а также обеспечения всех участников образовательного процесса и общества в целом объективной информацией о состоянии системы образования на различных уровнях и тенденциях развития. 3.Трансляция результатов инновационной и экспериментальной деятельности педагогического коллектива МБОУ(ДО) в муниципальной и региональной системах образования 4. Повышение мотивации профессиональной деятельности педагогов учреждения, формирование компетенций в соответствии с требованиями Профессионального стандарта. 5.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс детского сада через установление партнерских отношений Осуществляется в пределах текущего финансирования. 1. Постоянный контроль выполнения Программы осуществляет администрация учреждения. 2. Метод совет разрабатывает ежегодные планы мероприятий с указанием ответственных за реализацию отдельных проектов, представляет их на Педагогическом совете. 3. Освещение хода реализации Программы (по результатам отчетов) на сайте образовательного учреждения, на конференциях и семинарах разного уровня и др. 4. Ежегодные отчеты на педагогических советах дошкольного образовательного учреждения, родительских собраниях и сайте МБОУ(ДО). 5. Результаты контроля и отчёты о проведённых мероприятиях, публичные доклады руководителя образовательного учреждения публикуются на сайте МБОУ(ДО). 3. Информационная справка об учреждении Общая информация Название образовательного учреждения (по уставу) Тип ОУ Вид ОУ Год основания ДОУ Юридический адрес Телефон Электронная почта Фамилия, имя, отчество руководителя Заместитель директора по ДО Устав Лицензия Формы государственного общественного управления Содержание дошкольного образования образовательные и воспитательные программы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Железнодорожненская средняя общеобразовательная школа» Бахчисарайского района Республики Крым общеобразовательное учреждение Школа-сад Республика Крым, Бахчисарайский район, село Железнодорожное, улица Подгорная (83012) 457183 Ермолина Наталья Николаевна Сергоенко Юлия Андреевна Педагогический совет, Общее собрание трудового коллектива, попечительский совет МБОУ. Основная образовательная программа МБОУ(ДО) «Железнодорожненская СОШ» Федерального уровня: Программы «От рождения до школы» Парциальная программа: «Крымский веночек» Модель МБОУ(ДО) Проектная мощность детского сада– 4 группы Фактическая мощность — 4 группы (количество групп, структурных подразделений, В дошкольном учреждении функционирует 4 группы Из них (на 2020 год): дополнительных - 2 группа раннего возраста - 9 группа помещений, режим работы - младшая группа - 8 группа общий) - средняя группа - 15 группа - подготовительная к школе группа- 16 группа Структурные компоненты: Групповые комнаты; Физкультурный зал; Музыкальный зал; медицинский кабинет, процедурный кабинет, 1 Детский сад решает следующие задачи: Детский сад осуществляет систему комплексного мониторинга развития детей, в том числе с ОВЗ Детский сад использует комплексный подход в организации педагогического процесса изолятор; Кабинет заместителя директора по ДО; Пищеблок; Прачечная Общий режим работы: с 7.00. до 17.15, выходные дни – суббота и воскресенье. 1. Охрана жизни и укрепление здоровья детей, воспитание потребности в здоровом образе жизни, развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности и состояния здоровья ребенка; 2. Создание условий обеспечивающих гармоничное интеллектуальное, эстетическое и социально-личностное развития ребёнка, приобщение его к общечеловеческим и национально-культурным ценностям; 3. Построение взаимодействия с семьей по принципу партнерства для обеспечения полноценного развития ребенка. здоровья; речевого развития; физического развития, психического развития; интегративные качества воспитанников по всем направлениям развития. Блоки: мониторинг качества образовательного процесса (в течение года – предварительный, итоговый); воспитательно-образовательный (преемственность в работе специалистов, создание оптимальных условий успешного усвоения программ и т.д.); коррекционный педагогической помощи родителям (консультационнометодической помощи семье, пропаганда педагогических знаний) 6. Концепция и стратегия развития МБОУ(ДО) «Железнодорожненская СОШ» Основной концептуальной идеей реализации воспитательно-образовательной работы является создание педагогической системы, отвечающей современным требованиям воспитания и развития ребенка, формирование активной личности, способной реализовать и проявлять свой внутренний потенциал в современном мире, способного активно мыслить и действовать. Педагогическая система МБОУ(ДО) формируется на основе анализа предыдущей деятельности и глубинного изучения внутренних потенциальных возможностей, профессионального уровня педагогов МБОУ(ДО), возможных ресурсов, материально-технической базы, развивающей предметно-пространственной среды, потребностей современного общества, семьи, а также социальное партнерство. В этой связи перед нами встала задача создания единой системы воспитательно- образовательного процесса, выстроенной на интегративной основе. Поэтому в МБОУ(ДО) должны быть разработаны не только принципы целостного подхода к содержанию образования, но и личностно-ориентированной модели организации педагогического процесса, направленного на оздоровление и развитие ребенка. В детском саду образовательный процесс должен строиться вокруг ребенка, обеспечивая своевременное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности, самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения к окружающим, становление личностной позиции, получение ребенком качественного образования как средства для перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания. Ведущими ценностями при разработке концепции для нас стали: ценность здоровья, ценность развития, ценность детства и ценность сотрудничества, которые, с одной стороны, выражают приоритеты современной гуманистической педагогики, с другой стороны, выступают содержанием ценностного освоения мира ребенком. Ценность здоровья требует создания в МБОУ(ДО) условий для сохранения и укрепления здоровья детей (как физического, так и психического), приобщение их к ЗОЖ, формирования основ физической культуры и валеологической грамотности. Ценность развития направляет внимание на построение развивающего образовательного процесса, в котором актуализируются достижения и жизненный опыт каждого ребенка, обеспечивается развитие индивидуальных способностей и потребностей, формируется в условиях личностного выбора готовность детей к саморазвитию и самообразованию. Ценность детства акцентирует внимание на том, что детство - это неповторимый, самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура, характеризующаяся целостным мировосприятием, открытостью миру, чуткостью, эмоциональностью, непосредственностью, готовностью к образованию. Специфика детства требует бережного отношения к особенностям возрастного развития, к внутреннему миру ребенка, а также создания условий для взаимодействия и взаимообогащения детского и взрослого миров. Ценность сотрудничества предполагает, что сотрудничество, партнерство, диалог, гуманное отношение рассматриваются как основной фактор образования и источник обновления образовательной системы. Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями развития МБОУ(ДО) служат: - моделирование совместной деятельности с детьми на основе организации проектной деятельности, использования средств информатизации в образовательном процессе, направленной на формирование ключевых компетенций дошкольников; - использование здоровье сберегающих технологий; - совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности; - поддержка способных и одаренных детей. - поддержка детей с ОВЗ и инвалидов - построение дифференцированной модели повышения профессионального уровня педагогов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;; - расширение спектра дополнительных образовательных услуг (в том числе и платных) - укрепление материально–технической базы МБОУ(ДО). - оптимизация кадровой политики - сохранение и укрепление педагогического взаимодействия с социальными партнерами. Проектируемая нами модель образовательного процесса определяется концепцией, основные идеи которой: 1. Право каждого ребенка, как полноценное развитие, так и на оказание ему помощи в соответствии с функциональными отклонениями и интеллектуальными особенностями. 2. Признание самоценности периода детства каждого ребенка, его уникальности и неповторимости. 3. Деятельность МБОУ(ДО) в режиме обновления содержания в соответствии с ФГОС ДО (реализация различных по содержанию современных комплексных и парциальных программ и технологий, их адаптация к приоритетам и специфике работы ДОУ) и его организационных форм (новые формы дошкольного образования, комплекс дополнительных образовательных услуг). В основе концепции развития МБОУ(ДО) лежит возможность комплексного подхода к диагностической, образовательной, оздоровительной работе; интеграции детей с различным состоянием здоровья, уровнем развития для достижения максимального качества образовательного процесса; создания целостной системы, в которой все этапы работы с ребёнком взаимосвязаны. В основу реализации Программы положен современный программно-проектный метод. При этом выполнение стратегической цели и задач происходит в рамках реализации проектов по отдельным направлениям образовательной деятельности, каждая из которых представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, нацеленных на решение проблем данной сферы образовательной деятельности. Исходя из вышесказанного, одним из аспектов Программы развития МБОУ(ДО) является повышение квалификации педагогов, расширения их профессиональной ориентации в отборе современных форм педагогической и образовательной деятельности, разработка и реализация проектов, овладение педагогическим мониторингом. Предполагается, что целевая программа «Управление качеством дошкольного образования» поможет оптимизировать систему методического и дидактического обеспечения, удобную для использования её педагогами в ежедневной работе. Одним из главных направлений работы МБОУ(ДО), является взаимодействие педагогов и родителей (законных представителей) ребенка, которое мы видим в содействии развитию воспитанника как личности, осознающей необходимость саморазвития, воспитания собственных способностей. Успех в воспитании и образовании ребёнка зависит от взаимодействия семьи и детского сада. Эти отношения называются педагогическим сотрудничеством. Это следующий аспект программы развития МБОУ(ДО). Чтобы вовлечь родителей в решение проблем воспитания и образования дошкольников, мало традиционных форм взаимодействия. Необходимо создать систему сопровождения и консультирования семьи по вопросам формирования культуры здорового образа жизни, образования и развития детей раннего возраста, старшего дошкольного возраста, по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, одарённых детей. Таким образом, цель разработки данной концепции Программы развития МБОУ(ДО) заключается в том, чтобы способствовать организации комфортного и эффективного процесса образования детей дошкольного возраста, содействовать всестороннему развитию ребёнка на протяжении всего пребывания в детском саду. 7. Содержание и направления по реализации программы развития № п/п Направления программных Сроки Исполнители мероприятий, реализации мероприятия (инновационные проекты) 1.Создание системы управления качеством образования, консультационное и экспертное сопровождение разработки нового содержания образования в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования Разработка механизмов оценки эффективности инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования, и реализации программы развития. Изучение качества 2021-2022 Директор профессиональной Заместитель директора деятельности кадров по ДО 3. Оптимизация мониторинга 2021-2022 Директор качества оказываемых Заместитель директора образовательных услуг по ДО 4. Подбор и апробация 2021-2022 Заместитель директора диагностических материалов, по ДО, метод совет позволяющих контролировать качество образования на основе программных требований и ФГОС 5. Мониторинг оценки ежегодно Заместитель директора результативности качества по ДО, специалисты, образования детей воспитатели 6. Оптимизация условий для развития одаренности детей. Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей. Разработка и реализация программ для обучения и развития одаренных детей. Повышение квалификации педагогических работников МБОУ(ДО) по вопросам выявления и развития детской одаренности 7. Оптимизация условий для коррекционной помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам Оптимизация индивидуальных маршрутов и программ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Повышение квалификации педагогических работников МБУ(ДО) по вопросам коррекционного образования 8. Оптимизация системы совместной Директор деятельности с социальными институтами Заместитель директора города, по ДО специалисты, семьями дошкольников, по воспитатели приобщению к здоровому образу жизни, формированию у воспитанников элементарных чувств патриотизма и гражданственности, развитию нравственности, знакомству с региональным компонентом. 9. Техническое сопровождение постоянно Заместитель директора официального сайта учреждения по ДО 2. Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды учреждения с учётом ФГОС ДО, учитывающей принцип динамичности и развивающего обучения, возрастные, психологические, физические, гендерные особенности воспитанников, способствующей самореализации ребенка в разных видах деятельности. 2. Проект «РППС» 1. Комплексная экспертиза РППС 2021 Директор Заместитель директора по ДО метод совет Приобретение 2021-2026 Директор нового оборудования для Заместитель директора реализации образовательных по ДО областей в соответствии с возрастными и гендерными особенностями дошкольников в соответствии направлениями Программы развития 3. Оснащение образовательного 2021-2026 Директор процесса учебно- методическими Заместитель директора комплектами, дидактическими по ДО пособиями в соответствии с ФГОС ДО и направлениями инновационной деятельности 4. Обновление РППС в группах и на 2021-2025 Директор территории МБОУ(ДО) в том числе для Заместитель директора детей с ОВЗ и детей-инвалидов. по ДО специалисты Обеспечение доступности дошкольного образования для детей-инвалидов 3. Развитие компетенций педагогических работников, необходимых для создания условий развития детей в соответствии с требованиями Проект «Педагог-мастер» 1. Профессиональные стандарты в 2021-2026 Директор МБОУ(ДО). Заместитель директора по ДО 2. Разработка ежегодно диагностических карт профессионального Заместитель директора мастерства и по ДО определение личных потребностей сотрудников в обучении. Составление индивидуальных планов повышения квалификации работников МБОУ(ДО). 3. Организация наставничества 2021-2024 Заместитель директора для профессионального становления по ДО молодых специалистов 4. Выявление, обобщение и транслирование 2021-2026 Директор передового педагогического опыта на Заместитель директора разных уровнях через конкурсы по ДО, педагоги профессионального мастерства, участие в конференциях, публикации в СМИ, официальном сайте МБОУ(ДО), проектную деятельность и т.д. 5. Разработка и реализация плана 2021-2026 Директор мотивирования и Заместитель директора стимулирования инновационной по ДО деятельности педагогов, 2. профилактики профессионального выгорания, стремления к повышению своей квалификации. 6. Обучение педагогов современным 2021-2026 Директор технологиям взаимодействия со Заместитель директора взрослыми и детьми по ДО Метод совет 4.Создание взаимовыгодного социального партнерства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего поколения Проект «Мы вместе» 1. Поиск новых форм эффективного 2021-2026 Директор взаимодействия МБОУ(ДО) с Заместитель директора социальными партнерами по вопросам о по ДО воспитания и развития дошкольников 2. Создание условий для обеспечения 2021-2026 Директор всестороннего развития способностей и Заместитель директора творческого потенциала детей по ДО дошкольного возраста через систему сотрудничества МБОУ(ДО) с социальными партнёрами 3. Создание условий для формирования 2021-2026 Директор положительного имиджа МБОУ(ДО) через Заместитель директора участие детей, родителей, педагогов в по ДО мероприятиях сетевого взаимодействия 4. Реализация ООП с использованием 2021-2026 Директор кадрового потенциала и других ресурсов Заместитель директора социальных партнеров в рамках сетевого по ДО взаимодействия 5. Освещение совместной работы на 2021-2026 Заместитель директора официальном сайте учреждения, в по ДО, педагоги СМИ 5.Повышение уровня мотивации родителей и их компетентности в области проблем воспитания, повышения качества образовательной услуги, развивая партнерство и сотрудничество 1 Оптимизация модели взаимодействия 2021-2024 Директор детского сада и семьи. Заместитель директора по ДО педагоги 2. Разработка модели работы с родителями 2021-2026 Заместитель директора одаренных детей по ДО, педагоги 3. Разработка модели работы с родителями 2021-2026 Директор детей ОВЗ и детей-инвалидов Создание Заместитель директора системы консультирования и по ДО педагоги сопровождения родителей 4. 5. Психолого-педагогическое сопровождение, консультирования родителей по вопросам развития и образования детей раннего возраста Работа консультативного центра для детей, не посещающих 2021-2026 Директор Заместитель директора по ДО педагоги 2021-2026 Директор Заместитель директора образовательные учреждения 6. 7. 8. Обеспечение обучения и реализация системы инновационных форм взаимодействия с родителями Проведение систематической работы по выявлению уровня удовлетворённости родителей качеством предоставляемых образовательных услуг, а так же запросов родителей в рамках организации воспитательно – образовательного процесса Восстановление традиций семейного воспитания в оздоровлении детей и вовлечение семьи в образовательный процесс по ДО, педагоги 2021-2026 1 раз в квартал 2021-2026 Директор Заместитель директора по ДО педагоги Директор Заместитель директора по ДО, педагоги Директор Заместитель директора по ДО, педагоги 8. Прогнозируемый результат реализации Программы развития Предполагается что: Для детей. - Каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста, созданы условия для формирования познавательная активность, самостоятельность, инициатива, творческие способности, гражданская позиция, способность к труду и жизни в условиях современного мира. - Созданы условия для развития детей, в т.ч. для детей с ОВЗ, детей-инвалидов и одаренных детей. - В образовательный процесс включены цифровые образовательные ресурсы, с учетом потребностей детей, педагогов, родителей. - Разработаны индивидуальные образовательные маршруты, в т.ч. для детей-инвалидов и одаренных детей. - Продолжена реализация проектов по инновационной деятельности в статусе экспериментальной площадки и муниципального методического ресурсного центра. - Качество сформированности ключевых компетенций детей будет способствовать успешному обучению ребёнка в школе и соответствовать целевым ориентирам, представленным в ФГОС ДО. - Модернизирована материальная база, развивающая предметно - пространственная среда МБОУ(ДО). Для педагогов: - Каждому педагогу предоставлена возможность для повышения уровня квалификации, профессионального мастерства и развития педагогических компетенций. - Личные и профессиональные качества педагогических работников будут соответствовать требованиям профессиональных стандартов, в том числе оказана помощь в прохождении аттестации. - Созданы условия для участия педагогов в реализация проектов по инновационной деятельности в статусе экспериментальной площадки и муниципального методического ресурсного центра - Созданы условия для трансляции опыта работы на муниципальном, областном и всероссийском уровнях - Умеют ориентироваться в современных психолого-педагогических концепциях обучения, воспитания и здоровье сбережения, используют их как основу в своей педагогической деятельности. - Владеют умением планировать и оценивать уровень развития детей своей возрастной группы. - Умело используют элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей при реализации дифференцированного подхода. - Умеют работать с техническими средствами обучения, видят перспективу применения информационно-коммуникационных ресурсов в образовательном процессе; - Симулируют активность детей, их увлеченность познавательной и практической деятельностью. - Реализует систему комплексного психолого- педагогического сопровождения воспитанников и их родителей; -Владеют способами оптимизации образовательного процесса путем включения в него новых форм дошкольного образования. -Включают родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей. -Владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности. Для родителей. - Оптимизирована модель взаимодействия детского сада и семьи. - Разработаны и реализованы проекты по работе с родителями с применением инновационных технологий в каждой возрастной группе детского сада. - Созданы условия для получения консультативной помощи в воспитании и развитии детей, в т.ч. для детей с ОВЗ, детей-инвалидов и одаренных детей. - Созданы условия для формирования у родителей позитивного отношения к овладению знаниями педагогики и психологии. - Налажена эффективная система взаимодействия с социальными партнерами в рамках реализации основной программы дошкольного образования МБОУ(ДО). 9.Оценка результативности инновационной деятельности критерии оценки уровня развития учреждения. Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализация. Эти этапы, с одной стороны, свидетельствуют о непрерывности и количестве трансформации изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения Уровень развития учреждения Низкий уровень (адаптация) Критерии оценки уровня развития учреждения Баллы - реализация образовательных услуг в пределах Госстандарта; - примат традиционного управления (единоначалие, неразвитость горизонтальных связей); - приспособление к изменяющимся условиям (формальное развитие/функционирование); - результаты деятельности не выходят за рамки планируемых результатов; - отношения между участниками образовательного процесса характеризуются как субъектнообъектные; - формальное сплочение родительского, 5-8 Средний уровень (интеграция) Высокий уровень (индивидуализация) педагогического и детского сообществ; - максимальный результат взаимодействия – перевод педагогов, родителей и детей на позиции субъектов - реализация образовательных услуг с учетом 9-12 социального заказа родителей; - примат соуправления (родители, педагоги, дети формально участвуют в управлении, принятии непринципиальных решений): - формальное или содержательное сплочение педагогического, родительского, детского сообществ; - результаты деятельности отличаются субъективной новизной; - отношения между участниками образовательного процесса характеризуются как субъектносубъектные; - максимальный результат взаимодействия перевод педагогов, родителей, детей на позицию личностного развития - реализация образовательных услуг с учетом 13-16 личностных интересов и потребностей детей, педагогов, родителей; - примат самоуправления (педагоги, дети и родители – полноправные участники управления, принимают решения по принципиальным вопросам); - продуктивное взаимодействие педагогического, родительского и детского сообществ; - результаты деятельности отличаются объективной новизной; - отношения между участниками образовательного процесса характеризуются как полноценное взаимодействие личностей; - результат взаимодействия – максимальное раскрытие каждого педагога, родителя, ребенка как неповторимой индивидуальности На этапе адаптации обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития педагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода их с позиции объекта в позицию субъекта собственной деятельности. На этапе интеграции происходит развитие и саморазвитие средствами взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родители» в форме творческой продуктивной деятельности и общения. Итогом этого этапа является создание творческого сообщества педагогов, родителей и детей. На этапе индивидуализации осуществляется анализ степени обособленности личности педагога, родителя, ребенка в соответствующем интегрированном сообществе и определение потенциала развития в процессе максимального раскрытия индивидуальной сущности субъектов. Итогом этапа индивидуализации является раскрытие личностного потенциала каждого участника образовательного процесса в процессе творческого взаимодействия. Интегрирование названных пространств позволяет разработать механизм комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития каждого субъекта, реализуемый в логике: - структурной организации социального заказа в области дошкольного образования (уровни: федеральный, национально-региональный, внутриконституционный); - смены этапов и уровней развертывания сущностных сил субъекта: адаптация, интеграция, индивидуализация; - эволюции ведущих видов управления в МБОУ(ДО) (традиционное, мотивационное программно-целевое, соуправление, рефлексивное, самоуправление); - смены ведущих форм взаимосвязанной деятельности субъектов процесса развития МБОУ(ДО): воздействие, взаимодействие, самовоздействие. В целях оценки эффективности реализации Программы развития МБОУ(ДО), так же разработаны следующие критерии, показатели и индикаторы. Критерии Нормативноправовая база Индикаторы и показатели 1 балл: 60% соответствие современным требованиям 2 балла: 80% соответствие современным требованиям 3 балла: 100% соответствие современным требованиям Укомплектован балл: не ниже 85% ность 2 балла: не ниже 95% кадрами 3 балла: 100% Наличие 1 балл: имеют категорию до категории у 50% педагогов педагогических 2 балла: имеют категорию до работников 80% педагогов МБОУ(ДО) 3 балла: имеют категорию до 90% педагогов Создание 1 балл: 60% условий, 2 балла: 80% обеспечивающ 3 балла: 100% их полноценное развитие детей Распространен 1балл: распространение опыта ие работы на муниципальном уровне опыта работы 2 балла: педагогов на распространение опыта работы на разных уровнях уровне области 3 балла: распространение опыта работы на Всероссийском уровне Социальное 1 балл: сотрудничество на партнерство уровне разовых мероприятий для 2 балла: активное функционирова сотрудничеств, имеются ния перспективные планы, договора учреждения в сотрудничества 2021 2022 2023 2024 2025 режиме открытого образовательно го пространства Готовность воспитанников к школьному обучению Состояние здоровья воспитанников Формирование привычки к ЗОЖ 3 балла: есть система практической работы в данном направлении 1балл: до 80% детей имеют высокий и выше среднего уровень готовности к школьному обучению 2 балла: 80-90 % детей имеют высокий и выше среднего уровень готовности к школьному обучению 3 балла: 100% детей имеют высокий и выше среднего уровень готовности к школьному обучению 1 балл: снижение уровня Заболеваемости менее 5% 2 балла: снижение уровня Заболеваемости менее от 5% До 10% 3 балла: снижение уровня Заболеваемости свыше 10% 1 балл: менее 50% опрошенных положительно относятся к ЗОЖ 2 балла: до 80% респондентов положительно относятся к ЗОЖ 3 балла: более 80% опрошенных положительно относятся к ЗОЖ и принимают участие в спортивнооздоровительных мероприятиях 10. Список литературы 1. Белая К.Ю. От сентября до сентября: календарный план работы руководителя и воспитателя детского сада. М., 2010. 2. Белая К.Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО. М.: ТЦ Сфера, 2014г. 3. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: метод. пособие. М.,2009. 4. Зебзеева В.А. Нормативное обеспечение дошкольного образования (с коментариями) М.: ТЦ Сфера, 2015. 5. Нормативная база современного дошкольного образования. М: Просвещение, 2014г.