2
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» в 8 классе
разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования утвержденного и введенного в действие приказом Минобрнауки РФ №1897 от
17.12.10 г. (с изменениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 31.05.2021 №287;
- Примерной основной образовательной программы по учебному предмету «Русский родной
язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего
образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, протокол от 31 января 2018 года №2/18.
- «Положения о структуре, порядке разработке и утверждения рабочих программ учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с ФГОС», утверждённого приказом
директора № 263 от 11.09.2017 г.
Методических рекомендаций ГБОУ ДПО РК «КРИППО» об особенностях
преподавания родного русского языка и литературы в общеобразовательных организациях
Республики Крым.
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).
Электронные ресурсы:
Gramma.ru (http://www.gramma.ru/1.php?ir=13&ip=0&id=4 )
Коллекция словарей и энциклопедий: Ожегов, Даль, Ушаков, БЭС, Мюллер;
биографии (http://dic.academic.ru )
Русские словари (http://www.slovari.ru/ )
Словарь русской идиоматики http://dict.ruslang.ru/magn.php
Словарь Ушакова (http://ushdict.narod.ru)
Собрание словарей (Словарь А.А. Зализняка; Словарь Про-Линг; Словарь русской
литературы; Орфографический словарь, под ред. проф. В.В. Лопатина (2000 г.); Толковый
словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, М., Азъ, 1992 г.; «Толковый словарь
живого великорусского языка» В.И. Даля (II изд. (1862-1866), адаптировано, OCR 1998 год);
Н. Абрамов. Cловарь синонимов; Города и веси России; Баранов О.С. Идеографический
словарь русского языка (тезаурус); Крылатые слова; О. В. Вишнякова. Словарь паронимов
русского языка; П.Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского
языка; Н.М. Шанский. Школьный этимологический словарь русского языка; Российские
фамилии в алфавитном порядке; Словарь иностранных слов; Правила русской орфографии
и пунктуации 1956 г.; Д.Э. Розенталь. Справочник по правописанию и стилистике;
-морфемный словарь русского языка) http://www.speakrus.ru/dict/index.htm
Словари русского языка (http://slovari.gramota.ru )
Справочник по правописанию Дитмара Эльяшевича Розенталя
(http://www.spelling.spb.ru/rosenthal/alpha/index.htm)
Толковый словарь Ожегова и Шведовой (http://mega.km.ru/ojigov )
Этимологический словарь Фасмера
I. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
3
- сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной
текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты:
1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:
- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном
мире;
- осознание роли русского родного языка в жизни человека;
- осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с
историей общества;
- осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного
языка;
- понимание и истолкование значений фразеологических оборотов с национальнокультурным
компонентом;
комментирование
истории
происхождения
таких
фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого
общения;
- понимание значений пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений и умение
истолковать эти значения; знание источников крылатых слов и выражений; правильное
4
употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях
речевого общения;
2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;
приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных
и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение
основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка.
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности
(говорения и слушания, чтения и письма, общения с помощью современных средств устной
и письменной коммуникации).
II. Содержание учебного предмета
Язык и культура (10 ч).
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского
(общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно
русские слова. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.
Культура речи (9 ч).
Работа над ошибками.
Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи. Нормы
употребления терминов. Трудные случаи согласования в русском языке. Особенности
современного речевого этикета. Практическая работа № 1 по теме «Культура речи».
Речь. Текст (14 ч).
Работа над ошибками.
Информация: способы и средства её получения и переработки. Слушание как вид речевой
деятельности. Эффективные приёмы слушания. Аргументация. Правила эффективной
аргументации. Доказательство и его структура. Виды доказательств. Разговорная речь.
Самопрезентация. Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия. Язык
художественной литературы. Сочинение в жанре письма.
Контрольная работа № 2 по теме «Речь. Текст».
Повторение (1 ч.)
III. Тематический план
№
разделов,
Тем
1.
2.
3.
Итого:
Контрольные
работы
Наименование разделов,
тем программы
Язык и культура
Культура речи
Речь. Текст.
Практическая
часть
Количество
часов всего
10ч.
9ч.
15ч.
34
1ч.
1ч.
1ч.
2 ч.
1ч.
IV. Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Дата
План
Факт
Название раздела
(кол-во часов)
Тема урока
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА (10 часов)
1
2
3
4
5
6
7
8
Исконно русская лексика и её особенности.
Исконно русская лексика и её особенности.
Старославянизмы и их роль в развитии русского
литературного языка.
Старославянизмы и их роль в развитии русского
литературного языка.
Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных
текстах, современной публицистике.
Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных
текстах, современной публицистике.
Речевой этикет в русской культуре и его основные
особенности.
Речевой этикет в русской культуре и его основные
особенности.
9
Русский человек в обращении к другим.
10
Проверочная работа № 1 по теме «Язык и культура».
КУЛЬТУРА РЕЧИ (9 часов)
13
Работа над ошибками.
Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки
в современной речи.
Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки
в современной речи.
Нормы употребления терминов.
14
15
Нормы употребления терминов.
Трудные случаи согласования в русском языке.
16
Трудные случаи согласования в русском языке.
17
Особенности современного речевого этикета.
18
Особенности современного речевого этикета.
19
Проверочная работа № 2 по теме «Культура речи».
11
12
РЕЧЬ. ТЕКСТ (15 часов)
20
21
Работа над ошибками.
Информация: способы и средства её получения
и переработки.
Информация: способы и средства её получения
и переработки.
6
22
Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные
приёмы слушания.
23
24
25
Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные
приёмы слушания.
Аргументация. Правила эффективной аргументации.
Аргументация. Правила эффективной аргументации.
26
Доказательство и его структура. Виды доказательств.
27
Доказательство и его структура. Виды доказательств.
28
Разговорная речь. Самопрезентация.
29
Разговорная речь. Самопрезентация.
30
Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия.
31
Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия.
32
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре
письма.
Контрольная работа № 2 по теме «Речь. Текст».
33
34
Работа над ошибками.
Повторение.
7
Лист коррекции
Четверть
Количество
проведенных
уроков в
соответствии с
КТП
По
плану
Причина
несоответствия
По
факту
1
четверть
2
четверть
3
четверть
4
четверть
Итого за
учебный
год
Выводы о выполнении программы:
Корректирующие
мероприятия
Даты
уроков
повторения
Итого
проведено
уроков