МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГРИГОРЕНКО БОРИСА ФЕДОРОВИЧА»
БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Руководитель ШМО
________О.В. Дубинюк
протокол №4
от «29» августа 2024г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
__________ Е.В. Сошенкова
30» августа 2024г.
Рабочая программа
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Н.Н. Ермолина
приказ от 30.08.2024 № 276
Ермолина
Наталья
Николаевна
Подписан: Ермолина Наталья
Николаевна
DN: C=RU, OU=Директор, O="МБОУ
""Железнодорожненское СОШ""",
CN=Ермолина Наталья Николаевна,
E=Jeldor2012@mail.ru
Основание: мною рассмотрен этот
документ
Местоположение: место подписания
Дата: 2024.09.04 16:15:24+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1
Биология
УЧИТЕЛЬ Скуратова Ирина Владимировна
КАТЕГОРИЯ
СЗД
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ в неделю 2 часа
ВСЕГО ЗА ГОД 68 часов
КЛАСС 9
УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: основное общее образование
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, УЧЕБНЫЙ ГОД: 2024-2025
СОСТАВЛЕНА в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденным Приказом
Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 (с изменениями от 08.11.2022 № 955); Федеральной
рабочей программой основного общего образования по биологии для 5-9 классов
общеобразовательных организаций (базовый уровень)
Учебник: Пасечник В.В. Биология. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ В.В.
Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов; под ред. В.В. Пасечника. – 11-е изд., стер. - М.:
Просвещение, 2022. – 256 с.: ил. – (Линия жизни).
с. Железнодорожное
2024
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной
рабочей программы воспитания.
Программа по биологии направлена на формирование естественно-научной
грамотности обучающихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В
программе по биологии учитываются возможности учебного предмета в реализации
требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам
обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных
предметов на уровне основного общего образования.
В программе по биологии определяются основные цели изучения биологии на уровне
основного общего образования, планируемые результаты освоения программы по
биологии: личностные, метапредметные, предметные. Предметные планируемые
результаты даны для каждого года изучения биологии.
Биология развивает представления о познаваемости живой природы и методах её
познания, позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их
получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях.
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных
принципов человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической
культуры, здорового образа жизни.
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:
формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности
биологических систем разного уровня организации;
формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности
организма человека, условиях сохранения его здоровья;
формирование умений применять методы биологической науки для изучения
биологических систем, в том числе организма человека;
формирование умений использовать информацию о современных достижениях в
области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и
жизнедеятельности собственного организма;
формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей,
значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия
деятельности человека в природе;
формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и
охраны окружающей среды.
Достижение целей программы по биологии обеспечивается решением следующих
задач:
приобретение обучающимися знаний о живой природе, закономерностях строения,
жизнедеятельности и средообразующей роли организмов, человеке как биосоциальном
существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей;
овладение умениями проводить исследования с использованием биологического
оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;
освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных
достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;
воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению
собственного здоровья и охраны окружающей среды.
3
Общее число часов, отведенных для изучения биологии, составляет в 9 классе – 68
часов (2 часа в неделю).
Предлагаемый в программе по биологии перечень лабораторных и практических
работ является рекомендательным, учитель делает выбор проведения лабораторных работ
и опытов с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, списка
экспериментальных заданий, предлагаемых в рамках основного государственного экзамена
по биологии.
4
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
9 КЛАСС
1. Человек – биосоциальный вид
Науки о человеке (анатомия, физиология, психология, антропология, гигиена,
санитария, экология человека). Методы изучения организма человека. Значение знаний о
человеке для самопознания и сохранения здоровья. Особенности человека как
биосоциального существа.
Место человека в системе органического мира. Человек как часть природы.
Систематическое положение современного человека. Сходство человека с
млекопитающими. Отличие человека от приматов. Доказательства животного
происхождения человека. Человек разумный. Антропогенез, его этапы. Биологические и
социальные факторы становления человека. Человеческие расы.
2. Структура организма человека
Строение и химический состав клетки. Обмен веществ и превращение энергии в
клетке. Многообразие клеток, их деление. Нуклеиновые кислоты. Гены. Хромосомы.
Хромосомный набор. Митоз, мейоз. Соматические и половые клетки. Стволовые клетки.
Типы тканей организма человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная.
Свойства тканей, их функции. Органы и системы органов. Организм как единое целое.
Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.
Лабораторные и практические работы.
Изучение микроскопического строения тканей (на готовых микропрепаратах).
Распознавание органов и систем органов человека (по таблицам).
3. Нейрогуморальная регуляция
Нервная система человека, её организация и значение. Нейроны, нервы, нервные
узлы. Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Рецепторы. Двухнейронные и трёхнейронные рефлекторные дуги. Спинной мозг, его
строение и функции. Рефлексы спинного мозга. Головной мозг, его строение и функции.
Большие полушария. Рефлексы головного мозга. Безусловные (врождённые) и условные
(приобретённые) рефлексы. Соматическая нервная система. Вегетативная (автономная)
нервная система. Нервная система как единое целое. Нарушения в работе нервной системы.
Гуморальная регуляция функций. Эндокринная система. Железы внутренней
секреции. Железы смешанной секреции. Гормоны, их роль в регуляции физиологических
функций организма, роста и развития. Нарушение в работе эндокринных желёз.
Особенности рефлекторной и гуморальной регуляции функций организма.
Лабораторные и практические работы.
Изучение головного мозга человека (по муляжам).
Изучение изменения размера зрачка в зависимости от освещённости.
4. Опора и движение
Значение опорно-двигательного аппарата. Скелет человека, строение его отделов и
функции. Кости, их химический состав, строение. Типы костей. Рост костей в длину и
толщину. Соединение костей. Скелет головы. Скелет туловища. Скелет конечностей и их
поясов. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой
деятельностью.
Мышечная система. Строение и функции скелетных мышц. Работа мышц:
статическая и динамическая, мышцы сгибатели и разгибатели. Утомление мышц.
Гиподинамия. Роль двигательной активности в сохранении здоровья.
5
Нарушения опорно-двигательной системы. Возрастные изменения в строении костей.
Нарушение осанки. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Лабораторные и практические работы.
Исследование свойств кости.
Изучение строения костей (на муляжах).
Изучение строения позвонков (на муляжах).
Определение гибкости позвоночника.
Измерение массы и роста своего организма.
Изучение влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц.
Выявление нарушения осанки.
Определение признаков плоскостопия.
Оказание первой помощи при повреждении скелета и мышц.
5. Внутренняя среда организма
Внутренняя среда и её функции. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты
и тромбоциты. Малокровие, его причины. Красный костный мозг, его роль в организме.
Плазма крови. Постоянство внутренней среды (гомеостаз). Свёртывание крови. Группы
крови. Резус-фактор. Переливание крови. Донорство.
Иммунитет и его виды. Факторы, влияющие на иммунитет (приобретённые
иммунодефициты): радиационное облучение, химическое отравление, голодание,
воспаление, вирусные заболевания, ВИЧ-инфекция. Вилочковая железа, лимфатические
узлы. Вакцины и лечебные сыворотки. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова по
изучению иммунитета.
Лабораторные и практические работы.
Изучение микроскопического строения крови человека и лягушки (сравнение) на
готовых микропрепаратах.
6. Кровообращение
Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Сердечный
цикл, его длительность. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по
сосудам. Пульс. Лимфатическая система, лимфоотток. Регуляция деятельности сердца и
сосудов. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых
заболеваний. Первая помощь при кровотечениях.
Лабораторные и практические работы.
Измерение кровяного давления.
Определение пульса и числа сердечных сокращений в покое и после дозированных
физических нагрузок у человека.
Первая помощь при кровотечениях.
7. Дыхание
Дыхание и его значение. Органы дыхания. Лёгкие. Взаимосвязь строения и функций
органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Жизненная ёмкость лёгких. Механизмы
дыхания. Дыхательные движения. Регуляция дыхания.
Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушнокапельных инфекций. Вред табакокурения, употребления наркотических и психотропных
веществ. Реанимация. Охрана воздушной среды. Оказание первой помощи при поражении
органов дыхания.
Лабораторные и практические работы.
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
Определение частоты дыхания. Влияние различных факторов на частоту дыхания.
6
8. Питание и пищеварение
Питательные вещества и пищевые продукты. Питание и его значение. Пищеварение.
Органы пищеварения, их строение и функции. Ферменты, их роль в пищеварении.
Пищеварение в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Пищеварение в желудке, в тонком и
в толстом кишечнике. Всасывание питательных веществ. Всасывание воды.
Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа, их роль в пищеварении.
Микробиом человека – совокупность микроорганизмов, населяющих организм
человека. Регуляция пищеварения. Методы изучения органов пищеварения. Работы И.П.
Павлова.
Гигиена питания. Предупреждение глистных и желудочно-кишечных заболеваний,
пищевых отравлений. Влияние курения и алкоголя на пищеварение.
Лабораторные и практические работы.
Исследование действия ферментов слюны на крахмал.
Наблюдение действия желудочного сока на белки.
9. Обмен веществ и превращение энергии
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Пластический и
энергетический обмен. Обмен воды и минеральных солей. Обмен белков, углеводов и
жиров в организме. Регуляция обмена веществ и превращения энергии.
Витамины и их роль для организма. Поступление витаминов с пищей. Синтез
витаминов в организме. Авитаминозы и гиповитаминозы. Сохранение витаминов в пище.
Нормы и режим питания. Рациональное питание – фактор укрепления здоровья.
Нарушение обмена веществ.
Лабораторные и практические работы.
Исследование состава продуктов питания.
Составление меню в зависимости от калорийности пищи.
Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах.
10. Кожа
Строение и функции кожи. Кожа и её производные. Кожа и терморегуляция. Влияние
на кожу факторов окружающей среды.
Закаливание и его роль. Способы закаливания организма. Гигиена кожи,
гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждения.
Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и
обморожениях.
Лабораторные и практические работы.
Исследование с помощью лупы тыльной и ладонной стороны кисти.
Определение жирности различных участков кожи лица.
Описание мер по уходу за кожей лица и волосами в зависимости от типа кожи.
Описание основных гигиенических требований к одежде и обуви.
11. Выделение
Значение выделения. Органы выделения. Органы мочевыделительной системы, их
строение и функции. Микроскопическое строение почки. Нефрон. Образование мочи.
Регуляция мочеобразования и мочеиспускания. Заболевания органов мочевыделительной
системы, их предупреждение.
Лабораторные и практические работы.
Определение местоположения почек (на муляже).
Описание мер профилактики болезней почек.
12. Размножение и развитие
7
Органы репродукции, строение и функции. Половые железы. Половые клетки.
Оплодотворение. Внутриутробное развитие. Влияние на эмбриональное развитие факторов
окружающей среды. Роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка. Половое созревание.
Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и
предупреждение. Набор хромосом, половые хромосомы, гены. Роль генетических знаний
для планирования семьи. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика.
Лабораторные и практические работы.
Описание основных мер по профилактике инфекционных вирусных заболеваний:
СПИД и гепатит.
13. Органы чувств и сенсорные системы
Органы чувств и их значение. Анализаторы. Сенсорные системы. Глаз и зрение.
Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы. Зрительное восприятие.
Нарушения зрения и их причины. Гигиена зрения.
Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Механизм работы слухового
анализатора. Слуховое восприятие. Нарушения слуха и их причины. Гигиена слуха.
Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса.
Взаимодействие сенсорных систем организма.
Лабораторные и практические работы
Определение остроты зрения у человека.
Изучение строения органа зрения (на муляже и влажном препарате).
Изучение строения органа слуха (на муляже).
14. Поведение и психика
Психика и поведение человека. Потребности и мотивы поведения. Социальная
обусловленность поведения человека. Рефлекторная теория поведения. Высшая нервная
деятельность человека, работы И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Механизм образования
условных рефлексов. Торможение. Динамический стереотип. Роль гормонов в поведении.
Наследственные
и
ненаследственные
программы
поведения
у
человека.
Приспособительный характер поведения.
Первая и вторая сигнальные системы. Познавательная деятельность мозга. Речь и
мышление. Память и внимание. Эмоции. Индивидуальные особенности личности:
способности, темперамент, характер, одарённость. Типы высшей нервной деятельности и
темперамента. Особенности психики человека. Гигиена физического и умственного труда.
Режим труда и отдыха. Сон и его значение. Гигиена сна.
Лабораторные и практические работы.
Изучение кратковременной памяти.
Определение объёма механической и логической памяти.
Оценка сформированности навыков логического мышления.
15. Человек и окружающая среда
Человек и окружающая среда. Экологические факторы и их действие на организм
человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Микроклимат
жилых помещений. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и
чрезвычайных ситуациях.
Здоровье человека как социальная ценность. Факторы, нарушающие здоровье:
гиподинамия, курение, употребление алкоголя, наркотиков, несбалансированное питание,
стресс. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность,
сбалансированное питание. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью
окружающих. Всемирная организация здравоохранения.
8
Человек как часть биосферы Земли. Антропогенные воздействия на природу.
Урбанизация. Цивилизация. Техногенные изменения в окружающей среде. Современные
глобальные экологические проблемы. Значение охраны окружающей среды для сохранения
человечества.
9
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования
должно обеспечить достижение следующих обучающимися личностных, метапредметных
и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по биологии основного общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в
части:
1) гражданского воспитания:
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении
исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
2) патриотического воспитания:
отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад
российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки;
3) духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм
экологической культуры;
понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и
биологии;
4) эстетического воспитания:
понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
природной среде;
сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным
состоянием;
6) трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, населенного пункта, края) биологической и экологической направленности,
интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области
окружающей среды;
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
10
ориентация на современную систему научных представлений об основных
биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков
исследовательской деятельности;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
адекватная оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на
основании анализа биологической информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических
закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по биологии основного общего
образования, должны отражать овладение следующими универсальными учебными
действиями:
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов
(явлений);
устанавливать существенный признак классификации биологических объектов
(явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа;
с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях, предлагать критерии для
выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и
процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою
позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный
биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей биологических объектов между собой;
11
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
наблюдения и эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах.
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной
биологической задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями;
оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения
практических и лабораторных работ;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного биологического опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
12
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;
овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта
обучающихся.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя
биологические знания;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний
об изучаемом биологическом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
13
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,
устойчивого поведения).
14
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по биологии к концу обучения в 9
классе:
характеризовать науки о человеке (антропологию, анатомию, физиологию, медицину,
гигиену, экологию человека, психологию) и их связи с другими науками и техникой;
объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение,
отличия человека от животных, приспособленность к различным экологическим факторам
(человеческие расы и адаптивные типы людей), родство человеческих рас;
приводить примеры вклада российских (в том числе И. М. Сеченов, И. П. Павлов, И.
И. Мечников, А. А. Ухтомский, П. К. Анохин) и зарубежных (в том числе У. Гарвей, К.
Бернар, Л. Пастер, Ч. Дарвин) учёных в развитие представлений о происхождении,
строении, жизнедеятельности, поведении, экологии человека;
применять биологические термины и понятия (в том числе: цитология, гистология,
анатомия человека, физиология человека, гигиена, антропология, экология человека,
клетка, ткань, орган, система органов, питание, дыхание, кровообращение, обмен веществ
и превращение энергии, движение, выделение, рост, развитие, поведение, размножение,
раздражимость, регуляция, гомеостаз, внутренняя среда, иммунитет) в соответствии с
поставленной задачей и в контексте;
проводить описание по внешнему виду (изображению), схемам общих признаков
организма человека, уровней его организации: клетки, ткани, органы, системы органов,
организм;
сравнивать клетки разных тканей, групп тканей, органы, системы органов человека;
процессы жизнедеятельности организма человека, делать выводы на основе сравнения;
различать биологически активные вещества (витамины, ферменты, гормоны),
выявлять их роль в процессе обмена веществ и превращения энергии;
характеризовать биологические процессы: обмен веществ и превращение энергии,
питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, движение, рост, регуляция функций,
иммунитет, поведение, развитие, размножение человека;
выявлять причинно-следственные связи между строением клеток, органов, систем
органов организма человека и их функциями, между строением, жизнедеятельностью и
средой обитания человека;
применять биологические модели для выявления особенностей строения и
функционирования органов и систем органов человека;
объяснять нейрогуморальную регуляцию процессов жизнедеятельности организма
человека;
характеризовать и сравнивать безусловные и условные рефлексы, наследственные и
ненаследственные программы поведения, особенности высшей нервной деятельности
человека, виды потребностей, памяти, мышления, речи, темпераментов, эмоций, сна,
структуру функциональных систем организма, направленных на достижение полезных
приспособительных результатов;
различать наследственные и ненаследственные (инфекционные, неинфекционные)
заболевания человека, объяснять значение мер профилактики в предупреждении
заболеваний человека;
выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии,
физиологии и поведению человека, в том числе работы с микроскопом с постоянными
(фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с
использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;
15
решать качественные и количественные задачи, используя основные показатели
здоровья человека, проводить расчёты и оценивать полученные значения;
аргументировать основные принципы здорового образа жизни, методы защиты и
укрепления здоровья человека: сбалансированное питание, соблюдение правил личной
гигиены, занятия физкультурой и спортом, рациональная организация труда и
полноценного отдыха, позитивное эмоционально-психическое состояние;
использовать приобретённые знания и умения для соблюдения здорового образа
жизни, сбалансированного питания, физической активности, стрессоустойчивости, для
исключения вредных привычек, зависимостей;
владеть приёмами оказания первой помощи человеку при потере сознания, солнечном
и тепловом ударе, отравлении, утоплении, кровотечении, травмах мягких тканей, костей
скелета, органов чувств, ожогах и отморожениях;
демонстрировать на конкретных примерах связь знаний наук о человеке со знаниями
предметов естественно-научного и гуманитарного циклов, различных видов искусства,
технологии, основ безопасности и защиты Родины, физической культуры;
использовать методы биологии: наблюдать, измерять, описывать организм человека
и процессы его жизнедеятельности, проводить простейшие исследования организма
человека и объяснять их результаты;
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным
оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во
внеурочной деятельности;
владеть приёмами работы с информацией: формулировать основания для извлечения
и обобщения информации из нескольких (4–5) источников; преобразовывать информацию
из одной знаковой системы в другую;
создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный аппарат
изученного раздела биологии, сопровождать выступление презентацией с учётом
особенностей аудитории обучающихся.
16
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
1
Человек —
биосоциальный
вид
3
2
Структура
организма
человека
3
3
Нейрогуморальная
регуляция
8
4
Опора и движение
5
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c
0.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c
5
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c
Внутренняя среда
организма
4
0.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c
6
Кровообращение
4
1.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c
7
Дыхание
4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c
8
Питание и
пищеварение
6
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c
9
Обмен веществ и
превращение
энергии
4
1.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c
10
Кожа
5
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c
11
Выделение
3
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c
12
Размножение и
развитие
5
0.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c
13
Органы чувств и
сенсорные системы
5
1.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c
14
Поведение и
психика
6
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c
15
Человек и
окружающая среда
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c
4
15
17
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС
Количество часов
Дата
изуче
ния
(план)
№
п/
п
Тема урока
1
ТБ Науки о
человеке
1
02.0906.09
2
Человек как
часть природы
1
02.0906.09
3
Антропогенез
1
09.0913.09
4
Строение и
химический
состав клетки
1
09.0913.09
5
Типы тканей
организма
человека. ТБ
Практическая
работа
№1«Изучение
микроскопическо
го строения
тканей (на
готовых
микропрепаратах
)»
1
0.5
16.0920.09
6
Органы и
системы органов
человека. ТБ
Практическая
работа №2
«Распознавание
органов и систем
органов человека
(по таблицам)»
1
0.5
16.0920.09
7
Нервные клетки.
Рефлекс.
Рецепторы
Всего
1
Контроль
ные
работы
Практи
ческие
работы
23.0927.09
Дата
изучени
я
(факт)
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63df188
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63df354
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63df354
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63df4a8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63df606
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63dfae8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63dfdb8
18
8
Нервная система
человека, ее
организация и
значение
9
Спинной мозг,
его строение и
функции
Головной мозг,
его строение и
функции. ТБ
Практическая
10 работа №3
«Изучение
головного мозга
человека (по
муляжам)»
Вегетативная
11
нервная система
Нервная система
как единое целое.
12 Нарушения в
работе нервной
системы
1
23.0927.09
1
30.0904.10
1
0.5
30.0904.10
1
07.1011.10
1
07.1011.10
Эндокринная
система
человека.
Особенности
13 рефлекторной и
гуморальной
регуляции
функций
организма
1
Контрольная
работа №1 по
темам «Человек –
14 биосоциальный
вид», «Структура
организма
человека»,
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63dfc6e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63dff0c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e00ba
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e0682
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e0682
Библиотека ЦОК
14.1018.10
https://m.edsoo.ru/8
63e098e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e0c36
1
14.1018.10
19
«Нейрогумораль
ная регуляция»
Скелет человека,
строение его
отделов и
функции. ТБ
15 Практическая
работа №4
«Изучение
строения костей
(на муляжах)»
1
0.5
21.1025.10
Кости, их
химический
состав, строение.
Типы костей. ТБ
16
Практическая
работа №5
«Исследование
свойств кости»
1
0.5
21.1025.10
0.5
05.1108.11
Мышечная
система
человека. ТБ
Практическая
работа №6
«Изучение
17
влияния
статической и
динамической
нагрузки на
утомление
мышц»
Нарушения
опорно18
двигательной
системы
Профилактика
травматизма.
Первая помощь
19
при травмах
опорнодвигательного
1
1
05.1108.11
1
11.1115.11
0.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e10b4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e0d9e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e1398
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e15f0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e15f0
20
аппарата. ТБ
Практическая
работа №7
«Оказание
первой помощи
при повреждении
скелета и мышц»
Внутренняя
20 среда организма
и ее функции
1
Состав крови. ТБ
Лабораторная
работа №1
«Изучение
21 микроскопическо
го строения
крови человека и
лягушки
(сравнение)»
1
Свёртывание
крови.
22 Переливание
крови. Группы
крови
11.1115.11
0.5
18.1122.11
1
18.1122.11
Иммунитет и его
23
виды
1
25.1129.11
Органы
кровообращения
24
Строение и
работа сердца
1
25.1129.11
1
0.5
02.1206.12
0.5
02.1206.12
Сосудистая
система. ТБ
Практическая
25 работа №8
«Измерение
кровяного
давления»
Регуляция
26 деятельности
сердца и сосудов.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e1712
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e1712
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e182a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e1942
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e1d70
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e1e9c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e20d6
21
ТБ Практическая
работа №9
«Определение
пульса и числа
сердечных
сокращений в
покое и после
дозированных
физических
нагрузок у
человека»
Профилактика
сердечнососудистых
заболеваний.
Первая помощь
при
27
кровотечениях.
ТБ Практическая
работа №10
«Первая помощь
при
кровотечении»
Дыхание и его
28 значение. Органы
дыхания
Механизмы
дыхания.
Регуляция
дыхания ТБ
Практическая
работа №11
«Измерение
29 обхвата грудной
клетки в
состоянии вдоха
и выдоха».
Заболевания
органов дыхания
и их
профилактика
1
1
0.5
09.1213.12
0.5
09.1213.12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e220c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e231a
Библиотека ЦОК
1
0.5
16.1220.12
https://m.edsoo.ru/8
63e25fe
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e2aae
22
Контрольная
работа №2 по
темам «Опора и
движение»,
30 «Внутренняя
среда
организма»,
«Кровообращени
е», «Дыхание»
Оказание первой
помощи при
поражении
органов дыхания
ТБ Практическая
работа №12
31 «Определение
частоты дыхания.
Влияние
различных
факторов на
частоту
дыхания»
1
1
16.1220.12
1
0.5
23.1227.12
Питательные
вещества и
пищевые
32
продукты.
Питание и его
значение
1
23.1227.12
ТБ Органы
пищеварения, их
33
строение и
функции
1
13.0117.01
1
13.0117.01
Пищеварение в
ротовой полости.
ТБ Практическая
работа №13
34 «Исследование
действия
ферментов
слюны на
крахмал»
0.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e2e64
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e2f9a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e2f9a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e30d0
23
Пищеварение в
желудке и
кишечнике. ТБ
Практическая
35 работа №14
«Наблюдение
действия
желудочного
сока на белки»
Методы изучения
36 органов
пищеварения
1
0.5
20.0124.01
1
20.0124.01
37 Гигиена питания
1
27.0131.01
Обмен веществ и
превращение
энергии в
организме
человека. ТБ
38 Практическая
работа №15
«Исследование
состава
продуктов
питания»
1
Регуляция
обмена веществ
1
Витамины и их
роль для
организма. ТБ
Практическая
работа №16
40
«Способы
сохранения
витаминов в
пищевых
продуктах»
1
39
0.5
27.0131.01
03.0207.02
0.5
03.0207.02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e30d0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e3422
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e3666
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e3792
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e38a0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e39ae
24
Нормы и режим
питания.
Нарушение
обмена веществ
ТБ Практическая
41 работа №17
«Составление
меню в
зависимости от
калорийности
пищи»
Строение и
функции кожи.
ТБ Практическая
работа №18
42 «Исследование с
помощью лупы
тыльной и
ладонной
стороны кисти»
1
1
0.5
10.0214.02
0.5
10.0214.02
Кожа и ее
производные. ТБ
Практическая
работа №19
«Описание мер
43
по уходу за
кожей лица и
волосами в
зависимости от
типа кожи»
1
0.5
17.0221.02
Кожа и
терморегуляция.
ТБ Практическая
работа №20
44 «Определение
жирности
различных
участков кожи
лица»
1
0.5
17.0221.02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e3d14
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e3f76
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e3f76
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e3f76
25
Заболевания
кожи и их
предупреждение.
Гигиена кожи.
Закаливание. ТБ
Практическая
45
работа №21
«Описание
основных
гигиенических
требований к
одежде и обуви»
Значение
выделения.
Органы
мочевыделительн
ой системы, их
строение и
46 функции. ТБ
Практическая
работа №22
«Определение
местоположения
почек (на
муляже)»
Библиотека ЦОК
1
0.5
25.0228.02
https://m.edsoo.ru/8
63e41ba
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e4084
1
Образование
мочи. Регуляция
47 работы органов
мочевыделительн
ой системы
1
Заболевания
органов
мочевыделительн
ой системы, их
предупреждение.
48
ТБ Практическая
работа №23
«Описание мер
профилактики
болезней почек»
1
0.5
25.0228.02
03.0307.03
0.5
03.0307.03
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e4516
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e4746
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e485e
26
Контрольная
работа №3 по
темам «Питание
и пищеварение»,
49 «Обмен веществ
и превращение
энергии»,
«Кожа», «
Выделение»
Особенности
размножения
человека.
50
Наследование
признаков у
человека.
Органы
51 репродукции
человека
Наследственные
болезни, их
причины и
предупреждение.
Инфекции,
передающиеся
половым путем,
их профилактика.
52 ТБ Практическая
работа №24
«Описание
основных мер по
профилактике
инфекционных
вирусных
заболеваний:
СПИД и гепатит»
Беременность и
53
роды
Рост и развитие
54
ребенка
1
11.0314.03
1
11.0314.03
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e4ec6
Библиотека ЦОК
1
17.0321.03
Библиотека ЦОК
1
17.0321.03
24.0328.03
Библиотека ЦОК
1
1
0.5
24.0328.03
https://m.edsoo.ru/8
63e4c50
https://m.edsoo.ru/8
63e4ec6
https://m.edsoo.ru/8
63e4da4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e4da4
27
Органы чувств и
их значение. Глаз
и зрение. ТБ
Практическая
работа №25
55 «Изучение
строения органа
зрения (на
муляже и
влажном
препарате)»
Механизм
работы
зрительного
анализатора.
Гигиена зрения.
56
ТБ Практическая
работа №26
«Определение
остроты зрения у
человека».
1
0.5
07.0411.04
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e4fd4
Библиотека ЦОК
1
0.5
07.0411.04
Ухо и слух. ТБ
Практическая
работа №27
57 «Изучение
строения органа
слуха (на
муляже)»
1
Органы
равновесия,
58
мышечное
чувство, осязание
1
14.0418.04
Вкусовой и
обонятельный
анализаторы.
59
Взаимодействие
сенсорных
систем организма
1
22.0425.04
Психика и
60 поведение
человека.
1
22.0425.04
0.5
14.0418.04
https://m.edsoo.ru/8
63e50ec
https://m.edsoo.ru/8
63e51fa
[[Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e5416
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e5538
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e5538
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e5646
28
Высшая нервная
деятельность
61 человека,
история ее
изучения
1
28.0430.04
Врождённое и
62 приобретённое
поведение
1
28.0430.04
Особенности
психики
человека. ТБ
Практическая
работа №28
63
«Оценка
сформированност
и навыков
логического
мышления».
1
Память и
внимание. ТБ
Практическая
работа №29
«Изучение
кратковременной
памяти.
64 Определение
объёма
механической и
логической
памяти». Сон и
бодрствование.
Режим труда и
отдыха
1
Контрольная
работа №4 по
темам
65 «Размножение и
развитие»,
«Органы чувств и
сенсорные
системы»
1
0.5
05.0508.05
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e5768
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e588a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e5ac4
Библиотека ЦОК
0.5
05.0505.08
https://m.edsoo.ru/8
63e5ac4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e5bf0
1
12.0516.05
29
Среда обитания
66 человека и её
факторы
1
12.0516.05
1
19.0520.05
Человек как
68 часть биосферы
Земли
1
19.0520.05
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
68
Окружающая
67 среда и здоровье
человека
4
15
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e5d12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e5d12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8
63e600a
30
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Пасечник В.В. Биология. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ В.В.
Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов; под ред. В.В. Пасечника. – 11-е изд., стер. - М.:
Просвещение, 2022. – 256 с.: ил. – (Линия жизни).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Воронина Г.А., Иванова Т.В. Биология. Планируемые результаты. Система заданий
5-9 классы. М.: Просвещение , 2015
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ИНТЕРНЕТ
https://www.yaklass.ru/
https://foxford.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/
РЕСУРСЫ
И
РЕСУРСЫ
СЕТИ