Ермоли
на
Наталья
Никола
евна
Подписан: Ермолина
Наталья Николаевна
DN: C=RU, OU=Директор,
O="МБОУ ""
Железнодорожненское
СОШ""", CN=Ермолина
Наталья Николаевна,
E=Jeldor2012@mail.ru
Основание: мною
рассмотрен этот документ
Местоположение: место
подписания
Дата: 2024.09.06 11:47:
32+03'00'
Foxit Reader Версия:
10.1.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа основного общего образования по изобразительному искусству
составлена на основе требований к освоению программы основного общего
образования, представленных в ФГОС ООО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Основная цель изобразительного развития искусства – визуальнопространственного мышления обучающихся как формы эмоциональноценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры.
Эффектное искусство имеет интегративный характер и включает в себя
основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики,
скульптуры, дизайна, текстуры, народного и декоративно-прикладного искусства,
фотографий, особенностей художественного изображения в зрелищных и экранных
искусствах. Важнейшими задачами программы по изобразительному искусству
являются активные отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической
и личностно-исторической ценности, воспитание гражданственности и
патриотизма, демократии и охранного отношения к истории культуры России,
выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в предметноматериальных образах страны. культуры. и пространственной среде, в целях
красоты человека.
Программа
по
изобразительному
искусству
развития
личности
обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого
развития и формирования к саморазвитию и непрерывному образованию.
Программа
по
изобразительному
искусству
ориентирована
на
психовозрастные особенности развития учащихся 11–15 лет.
Целью изучения изобразительного искусства является освоение разных
видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры,
дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства,
изображений в зрелищных и экранных искусствах (вариативно).
Задачами изобразительного искусства являются:
освоение художественной культуры как формы выражения в
пространственных формах духовных ценностей, условий, представленных на
месте, и художественной деятельности, обеспечиваемой в жизни общества;
средства у обучающихся, представленных в отечественной и мировой
художественной культуре во всем многообразии ее видов;
Позволяет обучающимся развивать навыки эстетического видения и
преобразования мира;
приобретение опыта создания творческой работы посредством различных
художественных материалов в разных видах визуально-пространственных
искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в
компьютерной графике и анимации, фотографий, работ в синтетических
искусствах. (театр и кино) (вариативно);
сохранение пространственного мышления и аналитических визуальных
способностей;
обеспечение представлений о средствах выразительности изобразительного
искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах
переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого
мышления;
воспитание культуры и любви к культурному наследию России через
освоение отечественной художественной культуры;
Развитие художника в обществе с произведениями изобразительного
искусства, сохраняет активное отношение к традиции художественной культуры
как смысловой, эстетической и личностно-старинной ценности.
Общее число часов, предпочтительных для изучения изобразительного
искусства, – 102 часа: в 5 классе – 34 (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в
неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час). в неделю).
Содержание программы по изобразительному искусству на уровне базового
общего образования структурировано по 4 модулям (3 инвариантных и 1
вариантный). Инвариантные модули реализуются последовательно в 5, 6 и 7
классах. Содержание вариативного модуля может быть дополнительно реализовано
инвариантным в одном или нескольких классах или во внеурочной деятельности.
Модуль №1 «Декоративно-прикладное и народное искусство» (5 класс)
Модуль №2 «Живопись, графика, скульптура» (6 класс)
Модуль №3 «Архитектура и дизайн» (7 класс)
Каждая модульная программа по изобразительному искусству обладает
содержательной целостностью и организована в соответствии с принципом
углубления знаний по изучению темы и усложнения умений обучающихся. В
результате изучаются психологические возрастные особенности обучающихся,
системность обучения и опытной педагогической работы.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
5 КЛАСС
Модуль №1 «Декоративно-прикладное и народное искусство».
Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве.
Декоративно-прикладное искусство и его виды. Декоративно-прикладное
искусство и предметная среда жизни людей.
Древние корни народного искусства.
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Традиционные
образы народного (крестьянского) прикладного искусства.
Связь народного искусства с природой, бытом, трудом, верованиями и эпосом.
Роль материалов в строительстве и производстве предметов быта, их значение в
характере труда и жизнеобеспечения.
Образно-символический язык народно-прикладного искусства.
Знаки-символы традиционного крестьянского прикладного искусства.
Выполнение рисунков на темы старинных узоров, деревянных резьб, росписи по
дереву, вышивки. Освоение навыков декоративного обобщения в процессе
практической творческой работы.
Убранство русских избы.
Конструкция избы, единство красоты и пользы – функционального и
символического – в ее постройке и украшениях.
Символическое значение образов и мотивов в узорном уранстве русских изб.
Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.
Выполнение рисунков – эскизы декоративного домашнего крестьянского дома.
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома.
Декоративные элементы жилой среды.
Определение роли материалов для дизайна и декоративных построек в
традиционном стиле жилых домов в любой природной среде. Мудрость отношения
к характеру построек, символике ее декора и уклада жизни для каждого народа.
Выполнение народного быта, обогащение мудрости их выразительной формой и
орнаментально-символическим оформлением.
Народный праздничный костюм.
Образный строй народного праздничного костюма – женского и мужского.
Традиционные фасоны русского женского костюма – северорусский (сарафан) и
южнорусский (понёва) варианты.
Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма для разных
регионов.
Искусство народной вышивки. Вышивка в народных костюмах и обрядах. Древнее
состояние и присутствие всех типов орнаментов в народной вышивке.
Символическое изображение женских фигур и образов всадников в орнаментах
вышивки. Особенности традиционных орнаментов текстильных промыслов в
разных регионах страны.
Выполнение рисунков традиционных праздничных костюмов, форм, цветовых
оформлений, орнаментики костюма с чертами национальной своеобразия.
Народные праздники и праздничные обряды как синтез всех видов народного
творчества.
Создание сюжетной композиции или участие в работе по созданию коллективного
панно на тему традиций народных праздников.
Народные художественные промыслы.
Роль и значение народных промыслов в современной жизни. Искусство и ремесло.
Традиции культуры, особенные для каждого региона.
Многообразие видов традиционных ремёсел и определение художественных
промыслов народов России.
Разнообразие материалов народных ремёсел и их связь с региональнонациональным бытом (дерево, береста, керамика, металл, кость, мех и кожа,
шерсть и лён).
Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов.
Особенности цветового строя, основные орнаментальные элементы росписи
филимоновской, дымковской, каргопольской игрушки. Местные промыслы в
разных регионах страны.
Создание эскизов игрушек по мотивам избранного промысла.
Роспись по дереву. Хохлома. Краткие сведения по истории хохломского промысла.
Травный узор, «травка» – основной мотив хохломского орнамента. Связь с
природой. Единство формы и декора в произведениях промысла. По выполнению
растительного орнамента. Праздничность изделий «золотой хохломы».
Городецкая роспись по дереву. Краткие сведения по истории. Традиционные
образы городской росписи предметов быта. Птица и конь – традиционные мотивы
орнаментальных композиций. Сюжетные мотивы, основные приемы и
композиционные особенности городской росписи.
Посуда из глины. Искусство Гжели. Краткие сведения по истории промысла.
Гжельская керамика и фарфор: единство скульптурной формы и кобальтового
декора. Природные мотивы росписи посуды. Приёмы мазка, тональный контраст,
сочетание пятен и линий.
Роспись по металлу. Жостово. Краткие сведения по истории промысла.
Разнообразие форм подносов, цветов и композиционных решений росписей.
Приёмы свободной кистевой импровизации в живописи цветочных букетов.
Эффект освещённости и объёмности изображения.
Древние традиции художественной обработки металлов в разных регионах страны.
Разнообразие назначения предметов и художественно-технических приемов работ
с металлом.
Искусство лаковой живописи: Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра – роспись
шкатулок, ларчиков, табакерок из папье-маше. Происхождение искусства лаковой
миниатюры в России. Особенности стиля каждой школы. Роль искусства лаковой
миниатюры в сохранении и развитии традиций отечественной культуры.
Мир сказок и легенд, примет и оберегов в творчестве мастеров художественных
промыслов.
Отражение в произведениях народных промыслов многообразия исторических,
духовных и культурных традиций.
Народные художественные ремёсла и промыслы – материальные и духовные
ценности, по сути, являются частью культурного наследия России.
Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов.
Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций.
Отражение в декоре мировоззрения эпохи, организации общества, традиций быта и
ремесла, уклада жизни людей.
Характерные черты декоративно-прикладного искусства, основные мотивы и
символика орнаментов в культуре разных эпох.
Характерные особенности одежды для культур разных эпох и народов. Отражение
образа человека, его взглядов на общество и характера деятельности в его костюме
и его украшениях. Украшение жизненного пространства: постройки, интерьеры,
предметы быта – в культуре разных эпох.
Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека.
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного
искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по тканям,
моделирование одежды).
Символический знак в современной жизни: эмблема, логотип, указывающий или
декоративный знак.
Государственная символика и традиции геральдики. Декоративные украшения
предметов нашего быта и одежды. Значение украшений во внешнем виде человека,
его характере, самопонимании, установках и намерениях.
Декор на улицах и декор помещений. Декор праздничный и повседневный.
Праздничное оформление школы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы базового общего
образования по изобразительному искусству, применяемому в единстве учебной и
воспитательной деятельности.
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС
общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение
обучающихся к углублению духовных ценностей, социализации личности.
Программа обеспечивает задачи достижения обучающихся личностных
результатов, заложенных в ФГОС ООО: стимулирование у обучающихся основ
российской идентичности, ценностные установки и социально значимые качества
личности, духовно-нравственное развитие обучающихся и обучающихся,
мотивация к культурному познанию и обучению, готовность к саморазвитию и
активному прогрессу в социальной инновационной деятельности.
1) Патриотическое воспитание.
Осуществление через освоение обучающимися связано с традициями, историей и
современным развитием отечественной культуры, выраженной в ее архитектуре,
народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание всеобщего
патриотизма в процессе освоения и красоты отечественной духовной жизни,
выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным обстоятельствам
изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим
событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа.
Патриотическое воспитание связано с изучением истории народного искусства, его
жизненной мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства
воспитывает патриотизм в процессе собственной художественно-практической
деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному
восприятию и творческому созиданию художественного образа.
2) Гражданское воспитание.
Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение
обучающихся к сохранению духовно-нравственных ценностей. При этом
реализуются задачи социализации и образования учащихся. Формируется чувство
личной причастности к жизни общества. Искусство развития как особого языка,
развитие коммуникативных навыков. В рамках изобразительного искусства
происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства,
ослабляются интернациональные чувства обучающихся. Учебный предмет для
понимания жизни разных народов и красоты эстетических идеалов разных стран.
Коллективные творческие работы, а также участие в созданных художественных
проектах-макетах условий для разнообразной совместной деятельности,
направленные на понимание других, становление чувства личной ответственности.
3) Духовно-нравственное воспитание.
В искусстве воплощения духовной жизни человечество, концентрируясь на
художественном, художественном и нравственном мировом опыте, раскрывает
суть фундаментального предмета. Учебные задания направлены на развитие
внутреннего мира обучающегося и развитие его эмоционально-образной,
чувственной сферы. Развитие творческих возможностей обеспечивает рост
самосознания обучающегося, осознания себя как личности и члена общества.
Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по
изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей –
формированию отношений к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как
духовно-богатому обществу и важному условию существования человека в
полноте проживаемой жизни.
4) Эстетическое воспитание.
Эстетическое (от греч. aisthetikos – чувственный, чувственный) – это воспитание
чувственной сферы обучающихся на основе всего взгляда на эстетические
категории: прекрасное, безобразное, ущербное, комическое, высокое, низменное.
Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметнопространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежды,
представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим
компонентом и условием развития общества значимых отношений обучающихся.
Способствует формированию ценностных ориентаций обучающихся в отношении
к людям, стремлению к их пониманию, интересу к семейному миру, к жизни как
главному принципу человеческого
общества,
к самому себе как
самореализующейся и ответственной личности, способности к позитивному
поведению в
условиях соревновательной
конкуренции.
Способствует
формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному
наследию.
5) Ценности познавательной деятельности.
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным
искусством возникает задача наблюдения за воспитанием – умы активно, то есть в
соответствии со специальными установками, наблюдающими за окружающим
миром. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки
исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на
уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурноисторической направленности.
6) Экологическое воспитание.
Повышение уровня культуры, осознание глобального характера экологических
проблем, активное неприятие действий, причинение вреда окружающей среде,
установление морально-эстетических отношений к природе воспитывается в
процессе художественно-эстетического наблюдения за природой, ее образа в
произведениях искусства и личной художественно-творческой работе.
7) Трудовое воспитание.
Художественно-эстетическое воспитание обучающихся должно обязательно
осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением
художественных материалов и спецификаций каждого из них. Эта трудовая и
смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не
теоретико-виртуальной) работы своими руками, позволяет умениям преобразовать
устойчивое жизненное пространство и его создание, исходя из реального
практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к
результату, понимания эстетики трудовой деятельности. А также навыки
сотрудничества, коллективной трудовой работы, работа в команде – обязательные
требования к выполнению заданий программы.
8) Воспитывающая предметно-эстетическая среда.
В процессе художественно-эстетического воспитания учащихся имеет значение
организация пространственной среды общеобразовательной организации. При этом
обучающиеся должны быть активными участниками (не только потребителями) их
создания и организации пространства в соответствии с задачами
общеобразовательной организации, определением, календарными событиями
школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сама образ предметнопространственной среды общеобразовательной организации, оказывает активное
воспитательное воздействие и воздействует на стойки позитивных ценностных
ориентаций и восприятия жизни обучающихся.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Владение универсальными познавательными действиями
У обучающихся развиваются следующие пространственные представления и
сенсорные способности как часть универсальных познавательных действий:
сравнивать предметные и территориальные объекты по заданным основаниям;
охарактеризовать форму предмета, формы;
выявлять положение предметной формы в пространстве;
обобщать форму составной конструкции;
анализировать структуру предмета, формы, пространства, зрительного образа;
структурировать предметно-пространственные явления;
сопоставляет внешнюю связь внутри целого предмета и между собой;
Абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной
композиции.
В обучении применяются следующие базовые логические и исследовательские
действия как часть универсальных познавательных действий:
выявлять и характеризовать образцы художественной культуры;
сопоставляет, анализирует, сравнивает и оценивает позиции эстетических
категорий искусства и обработки;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по
назначению в жизни людей;
ставить и использовать вопросы исследователя как инструмент познания;
ведущую исследовательскую работу по сбору информационного материала по
установленной или выбранной теме;
Самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения
или исследования, аргументированно опровергая свою позицию.
У обучающихся применяются следующие методы работы с информацией как часть
универсальных познавательных учебных действий:
использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска
и отбора информации на основе образовательных задач и заданных источников;
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и
схемах;
Самостоятельная подготовка информации на заданную или выбранную тему в
различных видах ее представления: в рисунках и эскизах, текстах, таблицах,
схемах, электронных презентациях.
Владение универсальными коммуникативными действиями
У обучающихся развиваются следующие навыки общения как часть
коммуникативных универсальных научных действий:
понимать искусство как особый язык общения – межличностного (автор – зрение),
между поколениями, между народами;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и условиями общения, развивать способность к эмпатии и опираться на
восприятие окружающего;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к
конфликту, сопоставляя свои мнения с обсуждениями участников общения,
выявляя и корректно, доказательно увеличивая свою позицию в оценке и анализе
обсуждаемых факторов, находить общее решение и разрешать конфликты на
основе общих позиций и учета интересов;
публичное выступление, объяснение и результаты своего творческого,
художественного или исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, вести коллективную
деятельность и выстраивать действия по ней, договариваться, обеспечивать
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно
управлять задачами, свое участие в достижении результата.
Владение универсальными регулятивными действиями
У обучающихся применяются следующие методы самоорганизации как части
универсальных регулятивных учебных действий :
осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения
учебной задачи, осознанно подчинять поставленной цели, реализуемые процессы,
вырабатывать мотивы действия и интересы своей учебной деятельности;
планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритмы
действий, осознанно выбирать наиболее эффективные методы решения научных,
познавательных, художественно-творческих задач;
Уметь организовать свое рабочее место для практической работы, соблюдая
порядок на территории и бережно относясь к используемым материалам.
В процессе обучения применяются следующие приемы самоконтроля как часть
универсальных регулятивных учебных действий:
соотнести свои действия с приведенными результатами, изучить контроль своей
деятельности в процессе достижения результата;
владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе
соответствующих действий.
У обучающихся применяются следующие методы эмоционального интеллекта как
часть универсальных регулятивных учебных действий:
умение управлять своими поддержками, стремиться к пониманию эмоций других;
уметь рефлексировать эмоции как опору для художественного восприятия
искусства и собственной художественной деятельности;
развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать и
обеспечивать своих и других;
признавать свое и чужое право по деньгам;
работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в образовательном
государстве, в совместной деятельности сверстниками, с педагогами и в
межвозрастном обучении.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К окончанию обучения в 5 классе обучающийся получает следующие предметные
результаты по контактным темам программы по изобразительному искусству:
Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»:
знать о многих образах видов декоративно-прикладного искусства: народного,
классического, современного, искусства, промыслов;
подразумеваю связь
декоративно-прикладного искусства с бытовыми
потребностями людей, необходимостью присутствия в предметном мире и жилой
среде;
иметь представление (уметь рассуждать, приводить примеры) о мифологическом и
магическом воплощении орнаментального оформления жилой среды в древнейшей
истории человечества, о развитии в древних орнаментах символического описания
мира;
характеризовать коммуникативные, познавательные и культовые функции
декоративно-прикладного искусства;
уметь объяснить коммуникативное значение декоративного образа в организации
межличностных отношений, в символическом социальном ролике человека, в
оформлении предметно-пространственной среды;
распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу
(дерево, металл, керамика, изделия, стекло, камень, кость, другие материалы),
уметь характеризовать неразрывную связь декора и материала;
распознавать и называть технику проявления декоративно-прикладного искусства в
разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка, другая
техника;
знать специфику образного языка декоративного искусства – его признаки
природы, орнаментальности, стилизации изображения;
различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический,
растительный, зооморфный, антропоморфный;
владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания
орнаментов ленточных, сетчатых, центрических;
знать о различных видах ритма, раппорта, различных видах симметрии в
построении орнамента и уметь применять эти знания в творческих декоративных
работах;
владеть практическими навыками стилизованного – орнаментального лаконичного
изображения деталей природы, стилизованного обённого изображения
представителей животного мира, сказочных и мифологических персонажей,
основанных на традиционных образах мирового искусства;
знать особенности народного крестьянского искусства как мира, в предметной
среде, в котором выражено отношение человека к труду, к природе, к добру и злу, к
жизни в целом;
уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного
крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля);
знать и самостоятельно изобразить свет традиционного крестьянского дома, его
декоративное убранство, уметь объяснить функциональное, декоративное и
символическое единство его деталей, объяснить крестьянский дом как отражение
уклада крестьянской жизни и конструкции памятника;
практически иметь опыт изображения характерных традиционных предметов
крестьянского быта;
освоить освещение народного праздничного костюма, его образное телосложение и
символическое значение его декора, знать о разнообразии форм и украшений
народного праздничного костюма в различных регионах, уметь изобразить или
смоделировать круги народного костюма;
осознавать произведения народного искусства как бесценное культурное наследие,
хранящее в своих материальных формах глубинные духовные ценности;
Знать и уметь рисовать или конструировать устройства традиционных жилищ
разных народов, например, юрты, сакли, хаты-мазанки, объяснять смысловое
значение деталей конструкций и декора, их связь с природой, трудом и бытом;
иметь представление и распознавать формы декоративного оформления
жизнедеятельности – быта, костюмы разных исторических эпох и народов
(например, Древний Египет, Древний Китай, античная Греция и Рим, Европейское
Средневековье), понимать разнообразие образов декоративно-прикладного
искусства, его единство и целостность для каждого расчета. случай. культура,
авторитетные меры и положения в делах;
объяснить значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в
современной жизни;
история о происхождении народных художественных промыслов, о достижениях
Ремесла и искусства;
характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных
художественных промыслов;
характеризовать древние образы народного искусства в произведениях
современных народных промыслов;
уметь перечислять материалы, использовать в народных художественных
промыслах: дерево, глина, металл, стекло;
разнообразие произведений народных художественных идей по материалу
изготовления и механической обработке декора;
объяснить связь между взаимодействиями, формой и декором в произведениях
народных промыслов;
иметь представление о приемах и последовательных работах при создании
некоторых художественных промыслов;
уметь рисовать фрагменты орнаментов, создавать сюжеты, детали или общие виды
изделий ряда отечественных художественных промыслов;
охарактеризовать роль символического знака в современной жизни (герб, эмблема,
логотип, указывающий или декоративный знак) и иметь творческий опыт создания
эмблемы или логотипа;
понимать и объяснять значения символов, олицетворение и содержание
геральдики;
уметь определять и вести декоративно-прикладную художественную деятельность
в предметно-пространственной среде, повседневной трудовой работе и
характеризовать ее образное назначение;
ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного
искусства, существующего по материалам, изготовлению художественного стекла,
керамики, ковку, литё, гобелена и гобелена;
иметь навыки коллективной практической творческой работы по оформлению
помещений школы и школьных праздников.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС. МОДУЛЬ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ
ИСКУССТВО»
№
Название разделов и тем
Количество часов
Электронные
п/п
программы
(цифровые)
Всего Контрольные Практические
образовательные
работы
работы
ресурсы
1 Введение
1
0
0
2 Древние корни народного
7
0
1
искусства
3 Временная связь в народном
8
1
1
искусстве
4 Декор - человек, общество, время
11
0
1
5 Декоративное искусство в
7
1
1
современном мире
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
34
2
4
ПРОГРАММЕ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОНТРОЛЯ.
5 КЛАСС
№
п/п
Наименование
разделов
1.
Введение.
2.
Древние корни народного
искусства
3.
Связь времен в народном
искусстве
4..
Декор - человек, общество,
время
5..
Декоративное искусство в
современном мире
ВСЕГО
Учебные
часы
Проверочные
Практическая деятельность
работы
АнализХудожественно
(теория)
интерпретация -практическая
произведения
деятельность
1 четверть.
8
1
1
1
2 четверть.
8
1
1
1
3 четверть.
11
1
1
1
4 четверть.
7
1
1
1
34
4
4
4
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Всего КР ПР
Декоративно-прикладное искусство
и человек: обсуждаем
многообразие прикладного
искусства.
Древние образы в народном
искусстве: нарисовать рисунок или
лепим узоры.
Убранство русских избы:
выполнить фрагмент украшения
избы.
Внутренний мир русской избы:
изображение крестьянского
интерьера.
Конструкция и декор предметов
народного быта: выполнить эскиз
формы прялки или посуды.
1
Конструкция и декор предметов
народного быта (продолжение):
выполняем роспись эскиза прялки
или посуды.
1
Русская народная вышивка:
выполняем эскиз орнамента
вышивки полотенца.
8 Народный праздничный костюм:
делаем эскиз народного
праздничного костюма северных
или южных окраин России.
9 Народный праздничный костюм
(продолжение): выполняем
орнаментализацию народного
праздничного костюма
10 Народные праздничные обряды:
проведение конкурсов, ролевых и
интерактивных игр или квестов.
11 Древние образы в современных
народных игрушках: создаем
игрушки пластической формы.
1
1
2
3
4
5
6
7
Дата
изучения
1 неделя
02.09-06.09
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/l
esson/7825/start/312989/
2 неделя
09.09 - 13.09 https://resh.edu.ru/subject/l
1
esson/7826/start/313020/
1
ХПД
№1
3 неделя
16.09 - 20.09. https://resh.edu.ru/subject/l
esson/7826/start/313020/
1
4 неделя
АИХП
23.09- 27.09. Пряха. Русская
№1
народная песня
1
5 неделя
30.09 - 04.10 https://resh.edu.ru/subjec
t/lesson/7826/start/31302
0/
6 неделя
русский народный
07.10 - 11.10 орнамент.
https://resh.edu.ru/subjec
t/lesson/7827/start/27698
2/
7 неделя
Теория
https://resh.edu.ru/subjec
14.10 -18.10 t/lesson/7825/start/31298
№1
9/
1
8 неделя
21.10 - 25.10 музей народного
костюма
1
9 неделя
05.11-08.11
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/7827/start/276982/
1
10 неделя https://resh.edu.ru/subjec
11.11.- 15.11 t/lesson/7828/start/27701
4/
1
11 неделя ролик. Стихи о
18.11- 22.11 Дымковской,
Филимоновской,
Каргопольской
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Всего КР ПР
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
игрушке
12 Древние образы в современных
народных игрушках
(продолжение): рисуем игрушки
13 Искусство Гжели: осваиваем
приемы росписи.
1
Теория 12 неделя https://resh.edu.ru/subjec
25.11- 29.11 t/lesson/7829/start/31305
№2
1/
1
14 Городецкая роспись: выполняем
творческие работы.
1
15 Золотая Хохлома: выполняем
роспись.
16 Искусство Жостова: выполнить
аппликацию фрагмента росписи.
1
13 неделя https://resh.edu.ru/subjec
02.12 - 06.12 t/lesson/7830/start/31308
3/
14 неделя
09.12- 13.12 https://resh.edu.ru/subjec
t/lesson/7831/start/31311
2/
Фильм о Хохдоме
АИХП 15 неделя
16.12 - 20.12
№2
17 Искусство лаковой живописи
(Федоскино, Палех, Мстера,
Холуй): проводить творческие
работы по мотивам оживленной
лаковой живописи.
18 Щепа. Роспись по любу и дереву.
Тиснение и резьба по бересте:
выполнять творческую работу по
мезенской росписи.
19 Роль народных художественных
промыслов в современной жизни:
конкурс поисковых групп и
экспертов.
20 Зачем украшения: социальная роль
декоративного искусства.
1
21 Роль декоративного искусства в
жизни древнего общества. Древний
Египет: выполняем эскизы на темы
«Алебастровая ваза», «Ювелирные
украшения», «Маска фараона».
22 Роль декоративного искусства в
жизни древнего общества. Древний
Египет (продолжение). Завершение
работы по темам «Алебастровая
ваза», «Ювелирные украшения»,
1
ХПД
№2
16 неделя
видеоурок,
23.12.-27.12 Таблицы фрагментов
росписи.
17 неделя
13.01 -17.01 Виртуальная экскурсия
Федоскино Палех
(Мстёра, Холуй
1
1
18 неделя
https://resh.edu.ru/subjec
20.01- 24.01 t/lesson/7831/start/31311
2/
1
19 неделя hhttps://resh.edu.ru/subjec
27.01- 31.01 t/lesson/7832/start/277138
/
1
1
АИХП
№3
ХПД
№3
20 неделя hhttps://resh.edu.ru/subjec
03.02 - 07.02 t/lesson/7833/start/313143
/
21 неделя
10.02 - 14.02 https://resh.edu.ru/subjec
t/lesson/7834/start/31317
5/
22 неделя
17.02 - 21.02 https://resh.edu.ru/subjec
t/lesson/7834/start/31317
5/
№
п/п
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Тема урока
«Маска фараона».
Одежда говорит о человеке:
выполнить коллективную работу
«Бал во дворце» (интерьер).
Одежда говорит о человеке
(продолжение 1): изображение
фигурок людей в костюмах для
коллективной работы «Бал во
дворце».
Одежда говорит о человеке
(продолжение 2): завершаем
коллективную работу «Бал во
дворце».
О чем рассказывают нам гербы и
эмблемы: создаем композицию
эскиза герба.
О чем рассказывают нам гербы и
эмблемы (продолжение): создаем
эскиз герба в цвете.
Роль декоративного искусства в
жизни человека и общества:
определение роли декоративноприкладного искусства в
современной жизни человека и
обсуждаем материалы по теме.
Современное выставочное
пространство: выполнить проект
эскиз панно для школьного
пространства.
Лоскутная аппликация, или
коллаж: выполнить практическую
работу по созданию лоскутной
аппликации.
Витраж в оформлении интерьера
школы: выполняем коллективную
практическую работу.
32 Нарядные декоративные вазы:
выполнить практическую работу по
изготовлению декоративной вазы.
Количество часов
Всего КР ПР
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1
23 неделя
24.02 - 28.02 https://resh.edu.ru/subject/l
esson/7835/start/313206/
1
24 неделя
03.03 - 07.03
25 неделя
10.03- 14.03 https://www.youtube.co
m/watch?v=7nb3MYNb
YBQ&t=3s
1
1
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/7835/start/313206/
Теория
№3
https://resh.edu.ru/subjec
26 неделя
t/lesson/7837/start/31345
17.03 – 21.03
2/
1
27 неделя
24.03-28.03
1
28 неделя
https://resh.edu.ru/subjec
07.04 - 11.04 t/lesson/7839/start/31348
0/
1
1
АИХП
№4
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/7838/start/313567/
29 неделя
https://resh.edu.ru/subjec
14.04 - 18.04 t/lesson/7839/start/31348
0/
30 неделя
21.04 - 25.04 https://www.youtube.com/
watch?v=AxabiNPiwxU
1
31 неделя
28.04 - 02.05 https://www.youtube.co
m/watch?v=m4S2FY9C
H7U
1
32 неделя
05.05 - 08.05 https://www.youtube.co
m/watch?v=7ZmVlcEf0v
M
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Всего КР ПР
33 Декоративные игрушки из мочала:
выполняем коллективную работу в
материале.
1
34 Декоративные куклы: выполнить
практическую работу по
изготовлению куклы.
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
Дата
изучения
Теория 33 неделя
№4 12.05- 16.05
1
ХПД
№4
2
34 неделя
19.05-23.05.
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
https://www.youtube.co
m/watch?v=AFxx9Rktan
k
https://www.youtube.co
m/watch?v=acA6lwPTv
mE
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1)
Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь 5 класс/
Горяева Н. А., Островская О.В.; под редакцией Неменского Б.М., «Издательство
«Просвещение»; М.,2024
2)
Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративноприкладное искусство в жизни человека. 5 класс / под ред. Б.М.Неменского. – М.:
Просвещение, 2024
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Агеева И.Д. «Занимательные материалы по изобразительному искусству»,
Москва, «Сфера»,2007год,
2. О.В. Свиридова «Предметные недели в школе. Изобразительное искусство»
(беседы, викторины, олимпиады, конкурсы, необычные уроки), Учитель»,
Волгоград, 2008 год
3. О.В. Свиридова, «Проверочные и контрольные тесты» 5-8 класс, «Учитель»,
Волгоград, 2008 год.
4. Туманова Е.С. «В мире красок народного творчества» 4-8 класс
(внеклассные мероприятия), «Учитель», Волгоград, 2009год
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://www.youtube.com/watch?v=EmzKcy2fgWc
https://zanimatika.narod.ru/Book10.htm
https://multiurok.ru/files/material-predmetnoi-nedeli-muzyki-izo-i-tekhnologi.html
https://obrazovanie-gid.ru/dokumentaciya/nedelya-izo-v-shkole-meropriyatiya-dlya-5-7klassov.html
https://infourok.ru/viktorina-po-izo-iskusstvu-4608462.html
https://resh.edu.ru/subject/7/5/